Мифы об обитателях леса
У Карла Юнга — лес - символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, — образ убежища.
В европейском фольклоре и волшебных сказках лес — место тайн, опасностей, испытаний или посвящений. Заблудиться в лесу или найти дорогу через него — соответственно, метафоры отсутствия опыта или достижения знания о мире взрослых или о себе самом. Для оседлых сообществ лес — неизученное, неуправляемое место обитания второстепенных богов и духов, некоторые из них ужасны, как славянский лесной дух леший, а некоторые прекрасны, как дриады.
Дриады (др.греч. Δρυάδες, ед. ч. Δρυάς, от δρῦς — дерево, в частности дуб) — в древнегреческой мифологии лесные нимфы, покровительницы деревьев.
В древнегреческой мифологии мир дриад описан детально и живо. Дриады это духи деревьев, облечённые в прекрасную женскую форму, но в отличие от обычных женщин, цвет кожи дриады подобен цвету её любимого дерева, а цвет волос соответственно подобен цвету листвы.
К людям они относятся с искренним интересом, вовлекая их в невинные игры. Они гостеприимны и приветливы, как радушные хозяйки. Всех, кто приходит в лес с добрыми намерениями, они встречают радостно и с открытой душой. Людей, охваченных печалью, они успокоят тихим говором листвы, покажут верный путь тому, кто заблудился в лесу, укажут сказочные поляны с множеством грибов и ягод.
Ле́ший (белор. лясу́н, лесаві́к, укр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных наименований) — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.
|
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то, как гигант, то, как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески. Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями. Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может, как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений
Кента́вр (Κένταυρος) — в древнегреческой мифологии дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ.
Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра.
Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. По представлениям, они жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе.
|
С ходом времени изначальный образ всего племени кентавров — диких и необузданных варваров, подвластных плотским чувствам, — был вытеснен образами немногих кентавров-мудрецов (Хирона и Фола). Кентавр стал символом мудрости и единения с природой.
Загадочный и неизведанный мир лесного царства