Сырье, материалы, комплектующие изделия и услуги подрядчиков




- анализ рынка сырья, материалов и комплектующих и преимущества выбранного сырья по сравнению аналогами на рынке;

- поставщики сырья и/или комплектующих, ценовые возможности;

- организация поставки сырья, материалов и комплектующие изделия;

- перечень используемого сырья, комплектующих и упаковочных материалов

Результаты рекомендуется свести в таблицы 11-12.

 

Таблица 11 – Используемое сырье в месяц

Наименование сырья Источник доставки Цена за ед. измерения с доставкой
       
       

 

Таблица 12 - Калькуляция расходов сырья на продукцию

Наименование продукции Нормы расходов за ед. продукции Объем производства продукции в месяц Объем необходимого сырья в месяц
         
         

В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство классифицируются на прямые (переменные, т. е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства), общие и административные затраты (постоянные, независящие от изменений объемов производства).

3. Расчет переменных издержек сводится в таблицы 13-15.

1) затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и упаковку.

 

Таблица 13 - Затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и упаковку в месяц

Наименование сырья и комплектующих Объем используемого сырья Цена за ед. измерения с НДС Общая стоимость с НДС Общая стоимость без НДС
           
           

 

2) затраты на услуги подрядчиков

 

Таблица 14 – Затраты на услуги подрядчиков в месяц

Наименование продукции или услуги Объем в натуральном выражении Цена за ед. измерения Общая стоимость с НДС Общая стоимость без НДС
           
           

 

Цены на сырье, материалы и комплектующие должны указываться с учетом стоимости доставки до места реализации проекта.

3) Затраты на производственный персонал

 

Таблица 15 - Затраты на производственный персонал

Профессия Начисленная ЗП Пенсионные отчисления Подо- ходный налог ЗП плата к выдаче Социальный налог Всего ФЗП
               
               

 

4) накладные затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, амортизация основных средств);

5) затраты на топливо, электроэнергию (на производство, расчет расходов);

6) прочие расходы производственного характера;

7) расчет себестоимости продукций.

4. Расчет постоянных издержек

1) маркетинговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт);

2) заработная плата административного персонала

 

Таблица 16 - Заработная плата административного персонала

Профессия Число работающих в смену Начисленная ЗП Пенсионные отчисления Подо- ходный налог ЗП плата к выдаче Социальный налог Всего ФЗП
                 
  Итого              

 

3) коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.

4) аренда помещений

5) расходы по содержанию офиса и другие накладные расходы

6) амортизация основных средств и нематериальных активов.

 

1.7 Организационный план и управление персоналом

 

В этом разделе указывается форма собственности создаваемого пред­приятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или общество.

Принимая решение о выборе той или иной организацион­но-правовой формы, предприниматель, в первую очередь, опреде­ляет требуемый ему уровень и объем возможных прав и обяза­тельств, что зависит от профиля и содержания будущей пред­принимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства. Совершенно различны ситуации, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых дело­вых проектов, или когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предприниматель­ская идея может осуществляться более или менее изолирован­но от обязательных партнерских связей, без тесной коопера­ции с партнерами в процессе производства (например, консалтинговая или риэлторская фирма). В других случаях осущест­вление предпринимательской идеи невозможно без тесной кооперации с другими производителями, поставщиками сырья.

Кроме того, предприниматель решает вопрос о форме образования уставного фонда учреждаемого предприятия, что также зависит от профиля и содержания будущей предприни­мательской активности, собственных возможностей, масштабов деятельности, уровня конкуренции в отрасли, в которую предприниматель собирается вступить.

Также предприниматель избирает наиболее эф­фективную форму организационного строения учреждаемого предприятия и схему управления этим предприятием. Пред­приниматель настроен при реализации любой предпринима­тельской идеи на создание эффективного делового малого предприятия.

Организационно-правовые формы предприятий России

Применяемая в настоящее время в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ, включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций (рисунок 2).

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в РФ как отдельными гражданами (индивидуальными предпринимателями), так и в рамках простого товарищества — договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций. В качестве наиболее существенных особенностей простого товарищества можно отметить солидарную ответственность участников по всем общим обязательствам. Прибыль распределяется пропорционально внесенным участниками вкладам (если иное не предусмотрено договором или другим соглашением), в качестве которых допускаются не только материальные и нематериальные активы, но и неотделимые личностные качества участников.

 

Рисунок 2 – Организационно-правовые формы предприятий

 

Индивидуальным предпринимателем (ИП) признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Обычно, индивидуальное предпринимательство как деятельность одного лица - первый этап в бизнесе. Даже на перепродаже товаров, если этим занимается один человек можно лишь держаться «на плаву», но надежного бизнеса не создать. При накоплении стартового капитала каждый предприниматель стремится к реорганизации своего бизнеса с правами юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наиболее приемлемой формой организации малого бизнеса в качестве юридического лица, с точки зрения прав, обязательств и ответственности, является общество с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости своих вкладов.

Уставный капитал отражает принципиальное отличие хозяйственных обществ вообще и ООО в частности: для этого вида организаций фиксируется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Если по окончании второго или любого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется ниже уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении последнего; если же указанная стоимость становится меньше определенного законом минимума, то общество подлежит ликвидации. Таким образом, уставный капитал образует нижнюю допустимую границу чистых активов общества, которые обеспечивают гарантию интересов его кредиторов.

Учредительного договора может не быть вообще (если у общества один учредитель), а устав обязателен. У этих двух документов качественно различные функции: договор фиксирует главным образом взаимоотношения участников, а устав – отношения организации с участниками и третьими лицами. Одна из основных задач устава – фиксация уставного капитала как меры ответственности общества перед третьими лицами.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников (кроме того, создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью).

После выбора организационно-правовой формы приводится организационная структура будущего предприятия. Под организационной структурой предприятия понимается состав отделов, служб и подразделений, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения управленческих и производственных функций по различным уровням и подразделениям предприятия.

Дают­ся сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников, менеджеров.

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах совета дирек­торов. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, так как следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Также здесь освещается механизм поддержки и мотива­ции ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.

 

1.8 Финансовый план и показатели эффективности проекта

 

Финансовый план - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия решения о реализации инвестиционного проекта и создания предприятия. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

В данном разделе необходимо рассчитать себестоимость и цену продукции, прогнозируемый доход создаваемого предприятия и чистую прибыль, а также оценить эффективность планируемых инвестиций.

Себестоимость - это совокупность затрат на изготовление и сбыт единицы продукции.

все затраты, определенные в разделе 5, сводятся в смету. определяются прочие затраты, согласно их доле в материальных затратах. Расчеты сводятся в таблицу 17. Сырье, основные и вспомогательные материалы представляются в смете по видам.

 

Таблица 17 - Смета затрат (тыс. руб)

  Сумма
Сырье и основные материалы  
Вспомогательные материалы  
Топливо со стороны  
Энергия со стороны  
Общий фонд заработной платы  
Социальный налог  
Амортизация  
Прочие затраты  
Итого затрат  

 

Калькуляция себестоимости - это определение затрат на единицу продукции. Особенности калькуляции следующие.

Переменные расходы включают материальные затраты, прямую заработную плату и отчисления.

Накладные расходы по предприятию определяются как разность между итогом сметы затрат и итогом переменных расходов.

Распределение накладных расходов по изделиям производится пропорционально доле прямой зарплаты в общей сумме. Каждый вид сырья является отдельной статьей калькуляции. Калькуляцию себестоимости рекомендуется представить в форме таблицы 18.

 

Таблица 18 - Калькуляция себестоимости (тыс. руб)

Статьи Цена без НДС Изделие 1 Изделие 2,... Сумма
норма расхода затраты на ед. прод. затраты на весь выпуск норма расхода затраты на ед. прод. затраты на весь выпуск
Сырье и материалы                
Возвратные реализуемые отходы                
Энергия и топливо на технологические цели                
Основная ЗП производственных рабочих                
Дополнительная ЗП производственных рабочих                
Социальный налог                
Итого переменные расходы                
Накладные расходы                
Полная себестоимость                

 

Далее определяется цена и прогнозируемая чистая прибыль.

Для определения цены рекомендуется применять затратный метод. В этом случае цена формируется из трех элементов: переменных затрат на производство единицы товара; средних накладных расходов; удельной прибыли (рентабельности).

Оптовая цена:

Цп= (1+R/100)С, (1)

 

где R - рентабельность;

С - себестоимость единицы продукции.

Отпускная цена:

Цотп=(1+НДС/100)х Цп, (2)

 

где НДС – ставка НДС, 18%.

Объем реализации в ценах предприятия:

 

Дп= Цп 1 хV 1 +Цп 2 хV 2, (3)

 

где Цп 1, Цп 2 - оптовая цена соответственно 1 – го и 2 – го вида продукции;

V 1, V 2 - объем соответственно 1 – го и 2 – го вида продукции.

Объем реализации в отпускных ценах:

(4)

До = Цо 1 хV 2 +Цо 2 хV 2,

 

где Цо 1, Цо 2 - отпускная цена соответственно 1 – го и 2 – го вида продукции;

V 1, V 2 - объем соответственно 1 – го и 2 – го вида продукции.

Далее при формировании чистого дохода учитываются:

- доход от основной деятельности (от реализации) без НДС

- доход от неосновной деятельности или прочей реализации (доход от коммерческой деятельности, связанной с продажей материальных ценностей, доход от аренды, дивиденды по ценным бумагам).

Сумма названных доходов составляет доход от предпринимательской деятельности.

Далее рассчитывается балансовая прибыль (прибыль до налогообложения):

Пно = Д – З, (5)

где Пно– прибыль до налогообложения

З – все затраты, связанные с предпринимательской деятельностью

Определяется чистая прибыль:

 

Пч = Пно - ПН - Р, (6)

где Пч – чистая прибыль

НП – налог на прибыль

Р – расходы, подлежащие внесению в бюджет из чистой прибыли.

ПН = (Нст × Пно) / 100%, (7)

где Нст – налоговая ставка при общей системе налогообложения составляет 20%.

 

Произведенные расчеты сводятся в таблицу «Прогноз доходов и расходов».

Таблица 19 - Прогноз доходов и расходов

Наименование Итог 1 года Итог 2 года Итог 3 года
Реализация      
Себестоимость проданной продукции      
Сырье и комплектующие      
Зарплата производственного персонала      
Электричество, топливо, отопление производственного помещения      
Накладные расходы      
Амортизация      
Всего производственные (переменные) затраты      
Валовый доход      
Административно-хозяйственные затраты (постоянные)      
Зарплата административного персонала      
Реклама      
Телекоммуникационные расходы      
Расходы по реализации      
ГСМ      
Страхование имущества и автотранспорта      
Аренда помещений      
Расходы по содержанию офиса и другие накладные расходы      
Амортизация      
Накладные расходы      
Всего      
Доходы до вычета вознаграждения      
Выплаты по процентам      
Налог на прибыль      
Чистая прибыль      

 

Чистая прибыль характеризует эффект работы малого предприятия, эффективность работы характеризуется соотношением чистой прибыли и ресурсов предприятия. Для этого применяют показатель рентабельности.

Рентабельность – относительный показатель, который соотносит чистую прибыль с ресурсами, которыми располагает предприятие.

Рентабельность затрат:

Rз = Пч / З × 100%. (8)

Рентабельность продаж:

Rпр = Пч / До × 100%. (9)

В целом показатель рентабельности показывает сколько коп. чистой или валовой прибыли предприятие получает на единицу стоимости используемого ресурса.

Результаты расчетов укрупнено рекомендуется представить в таблице 20.

 

Таблица 20 - Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели Реализация Прочая реализация и внереализационная деятельность Общая сумма
Продукт 1 Продукт 2
Доход за вычетом НДС        
Себестоимость реализованной продукции        
Прибыль до налогообложения        
Налог на прибыль        
Чистая прибыль        
Рентабельность производства, %        
Рентабельность продаж, %        

 

Оценка эффективности инвестиций производится на основе расчета и анализа ряда показателей.

1) Срок окупаемости инвестиций – это количество лет, в течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистой прибыли.

 
 
(10)


Ток = I/ЧП,

где I – оттоки денежных средств (инвестиции);

ЧП – чистая прибыль.

Дисконтированный срок окупаемости подразумевает использование при расчете не чистые, а дисконтированные денежные потоки.

2) Чистая дисконтированная (приведенная) стоимость – это результат чистых денежных потоков, учитывающий временную стоимость денег и перевод сумм (полученных и потраченных в разные периоды) к текущему периоду.

 
 
(11)


,

где ЧДС (NPV) - чистая дисконтированная стоимость

ЧДПt – это ожидаемые чистые свободные средства за период t

k – проектная стоимость (ставка) капитала

Разница между окупаемостью и дисконтированной стоимостью, состоит в том, что окупаемость показывает период времени, через который погасятся издержки проекта, а дисконтированная стоимость показывает денежный результат реализации проекта. Метод окупаемости обеспечивает полезную информацию, когда принимается решение о намечаемых капиталовложениях.

Целесообразность NPV заключается в определении результата денежного потока.

3) Внутренний коэффициент окупаемости капиталовложений (внутренняя норма прибыли) IRR (ВКОК) – это максимальная ставка капитала, при которой проект все еще будет окупаемым, то есть когда дисконтированный приток денежных средств равен дисконтированному оттоку денежных средств.

Для того, чтобы найти значение IRR каждого проекта, необходимо рассчитать такую стоимость капитала фирмы, при которой NPV изменило бы свое значение с положительного на отрицательное.

4) Индекс доходности PI рассчитывается как соотношение общей величины дисконтированных доходов по проекту к величине первоначальной инвестиции. Для признания проекта эффективным по критерию PI его значение должно быть выше 1.

Например, PI=1,2, то это означает, что затраты были полностью окуплены за счет полученных притоков и на каждый рубль инвестиции инвестор имеет 20 коп. текущей стоимости доходов. Кроме того это означает, что если оттоки вырастут более чем на 20%, то проект не достигнет срока окупаемости в течение его жизни.

Таким образом, PI, как и прочее, показывает запас финансовой прочности проекта, что позволяет ранжировать проекты в инвестиционном портфеле.

 

Расчет основных показателей эффективности и прибыльности инвестиционных ресурсов сводится в таблицу 21.

 

Таблица 21 - Финансовые показатели эффективности инвестиций

Показатели Значение
Чистая приведенная стоимость - NPV (NetPresentValue);  
Индексдоходности(Profitability index), PI (Profitability Index);  
Внутренняянормаприбыли - IRR (Internal Rate of Return);  
Простой срок окупаемости PB, лет  
Дисконтированный срок окупаемости DPB, лет  

 

Анализ рисков

 

В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе создания и деятельности малого предприятия. Он содержит оценку степени неопределенности и возможности достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта.

В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и их конкретные причины.

При описании рисков желательно предусмотреть перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форсмажорных и прочих негативных факторов. Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.

Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей инвестиционного проектирования. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности.

Основные методы анализа рисков включают в себя качественный и количественный анализ рисков. Качественный анализ заключается в описании возможных рисков и определении средств минимизации их негативного влияния на проект, в том числе посредством страхования.

Некоторые распространенные для малых предприятий виды рисков сведены в таблицу 22.

 

Таблица 22 - Качественная оценка рисков

Вид риска Признаки риска Возможные причины Вероятные последствия
Предпринимательский Низкий уровень квалификации и опыта специалистов. Набор специалистов с небольшим стажем работы; отсутствие практических навыков работы в данной отрасли. Увеличение затрат рабочего времени на выполнение операций; недовольство партнеров уровнем обслуживания; уменьшение клиентов.
Низкий уровень менеджмента Отсутствие у руководителя опыта на руководящей должности; низкий авторитет менеджера в коллективе; отсутствие у менеджера руководительских качеств. Неорганизованность работы персонала; нарушение рабочей дисциплины; текучесть кадров; неспособность стимулировать работников; подрыв авторитета предприятия
Снижение уровня сервиса. Низкий уровень подготовки кадров; недовольство работников условиями труда, заработной платой; плохое оснащение рабочего места. Недовольство партнеров; подрыв авторитета предприятия; негативная реклама; уменьшение клиентов.
Производственный Несвоевременная поставка оборудования Недобросовестные договорные отношения; таможенные проволочки; транспортные задержки Снижение намеченных объемов производства; потери рабочего времени; срыв нормального течения производственного процесса
Снижение намеченных объемов продаж Падение спроса; простой оборудования Снижение объемов выручки и чистой прибыли.
Выход из строя и простой оборудования Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов; Прямые финансовые потери на восстановление оборудования; недополучение выручки и чистой прибыли
Рост материальных затрат Перерасход материалов, топлива, энергии Рост себестоимости услуг и снижение прибыли
Финансовый Неплатежеспособность фирмы по своим обязательствам. Снижение объемов реализации услуг сезонные колебания продаж. Подрыв авторитета фирмы, возможное банкротство.
Валютный риск. Политика ЦБ, искусственное регулирование курса валют банком; политическая ситуация в стране. Изменение стоимости продукции, в связи с чем может измениться и спрос.
Коммерческий Снижение объемов реализации услуг. Появление конкурентов на рынке; снижение спроса; уменьшение платежеспособности населения; невозможность расширения рынка сбыта. Недополучение ожидаемой прибыли; сокращение штата работников.
Изменение конкуренции Открытие новых фирм-конкурентов; предложение конкурентами высшего уровня сервиса; предложение конкурентами более низких цен. Потеря потенциальных клиентов; неконкурентоспособность продукции по сравнению с другими фирмами;
Нормативно-законодательный Усложнение условий получения разрешительной документации Изменение политики страны; завышенные требования к условиям получения лицензии. Дополнительные денежные затраты; дополнительные затраты времени;
Форс-мажор Пожар, ДТП, ограбление, несчастные случаи, наводнение и т.д. Невнимательность работы персонала; совокупность неблагоприятных обстоятельств. Материальный ущерб; подрыв авторитета предприятия; возможное его закрытие.

 

Пример методов снижения вероятности возникновения рисков приведены в таблице 23.

 

Таблица 23 - Методы управления рисками

Вид риска Метод управления риском Перечень мероприятий для предотвращения наступления риска
Низкий уровень квалификации и опыта специалистов. Снижение вероятности возникновения риска Четкое распределение обязанностей между работниками; проведение стажировки для начинающих работников с целью приобретения ими необходимых навыков; проведение курсов повышения квалификации; подбор кадров на высокой конкурсной основе.
Низкий уровень менеджмента в организации. Снижение вероятности возникновения риска Подбор менеджеров на высокой конкурсной основе и с хорошими управленческими способностями; проведение периодических курсов повышения квалификации; заработная плата на соответствующем уровне.
Снижение уровня сервиса. Снижение вероятности возникновения риска Создание материальной базы на соответствующем уровне; повышение квалификации работников; использование материальных и моральных стимулов работникам.
Неплатежеспо-собность предприятия по своим долгам и обязательствам. Снижение вероятности возникновения риска Разработка эффективных маркетинговых мероприятий по увеличению объема продаж.
Выход из строя и простой подвижного состава Снижение вероятности возникновения риска Проведение систематических планово-предупредительных, текущих, капитальных ремонтов
Рост материальных затрат Резервирование средств; хеджирование Создание резервного фонда денежных средств. Заключение хедж-контрактов с целью страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с предприятия на хедж-компанию  
Снижение намеченных объемов перевозок Страхование Создание страхового фонда денежных средств, чтобы была возможность некоторое время функционировать без убытков до момента устранения причин спада.
Изменение конкуренции Резервирование средств Создание страхового фонда, чтобы в случае появления конкурентов с более высоким уровнем сервиса, направить эти средства на усовершенствование своего уровня предоставления услуг
Пожар, ограбление, несчастные случаи. Страхование Страхование имущества и сотрудников предприятия от возможных несчастных случаев.

 

Спрогнозировав наступление рисков, малое предприятие может подготовиться к наступлению неблагоприятных ситуаций, а в некоторых случаях и избежать их. Выполняя мероприятия по управлению рисками, менеджер может уменьшить вероятность появления рисковой ситуации, либо снизить ущерб при наступлении события, либо даже избежать наступления рисковой ситуации.

 

Выводы

 

По произведенным расчетам сделать выводы об эффективности работы организуемого малого предприятия.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

1. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Н.А. Мамедова, Е.А. Девяткин. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 152 с.

2. Организация, планирование и управление хозяйственной деятельностью малого предприятия: учебное пособие / А.М. Афанасьев, А.М. Фролов, А.А. Лочан, С.А. Лочан, Е.Е. Ермолаев. – Самара: СГАСУ, 2012. – 266 с.

3. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

 

Дополнительная литература

1. Карпов В.В. Малые предприятия: правовое регулирование, налогообложение, бух.учет: прак. пособие.– М.: Экономика и финансы, 2006.– 527 с.

2. Кислов Д.В. Малый бизнес: учет и налоги.– М.: Налог-Инфо,2007.– 94 с.

3. Малое предпринимательство в России, 2006: Стат. сб.– М.: Статистика России, 2006.– 134 с.

4. Малый бизнес: организация, экономика, управление: Учеб. пособие /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.– М.: ЮНИТИ, 2007.– 495 с.

5. Менеджмент в малом бизнесе.– М.: КомКн, 2006.– 197 с.

6. Ньюман Дерек Л. Предпринимательский анализ финансов малого предприятия.– М.: Интернет-трейдинг, 2006.– 418 с.

7. Соснаускене О.И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практ. пособие.– М.: Омега-Л, 2007.– 256 с.

8. Проданова Н.А. Учет на предприятиях малого бизнеса: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс,– 2006.– 153 с.

9. Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации»: [в ред. фед. законов от 24.07.2007 № 209-ФЗ] // Собрание законодательства в РФ, 2007.– № 31.– Ст. 4006.

10. Управление финансами в малом и среднем бизнесе: Прак. рук.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.

11. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом.– М.: Вершина, 2006.– 200 с.

12. Грибов В.Д. «Менеджмент в малом бизнесе»/Учебник – «Финансы и статистика» - М 2002 – 144с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: