ЛЕКЦИЯ 7 РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТУ ПРОЕКТА





7.1 Работа с заинтересованными лицами

Во время инициации проекта у заказчика и у команды формируется единое представление об ожидаемых результатах проекта. И шансы на успех проекта значительно вырастают, если эти представления совпадают. Но наличия одинакового образа результата еще недостаточно, чтобы уверенно утверждать, что и как именно должно быть сделано в течение проекта. Как говорят, «все дело в деталях».

Нередка ситуация, когда к концу проекта выявляется требование, которое не было заранее учтено, а при этом является критично необходимым для пользователей.

Например, сделали хоккейную коробку во дворе дома и не учли, что под ней проходит теплотрасса (см. фотографию в приложенной к лекции презентации).

Или в итоге было сделано то, как объяснил Заказчик, а не то, что ему действительно было нужно.

Например, Заказчик хотел справиться с очередями на кассу и предложил увеличить количество касс, что и было сделано, а на самом деле ему нужно было поставить рядом вендинговые аппараты.

А ведь устранение проблем на этапе реализации обходится заметно дороже, чем тщательная проработка на этапе анализа. По мере выполнения проекта стоимость внесения изменений может возрасти в несколько, а то и в сотни раз! Поэтому процесс работы с требованиями является критичным для проекта.

Давайте проанализируем, вообще кто или что является источником требований к продукту проекта? Откуда команде проекта понять, какие конкретно должны быть выполнены требования? Отвечаем: от Заказчика, пользователей, других людей и организаций. Для их обозначения используется термин – «Заинтересованные лица».

7.2 Заинтересованные лица – это отдельные персоны, группы, организации, системы, которые активно вовлечены в проект, получают выгоду от реализации проекта, будут использовать результат проекта или чьи интересы затронет выполнение проекта.

Неучтенные потребности заинтересованных лиц в основном появляются от того, что они не были выявлены заранее. Очевидное решение – надо проводить работу с заинтересованными лицами, начиная с самых ранних этапов проекта для необходимого понимания их интересов и потребностей.

Чтобы проводить такую работу, хорошо бы сначала ответить на следующие вопросы:

· Кто является заинтересованными лицами?

· Чьи требования важнее?

· Как работать с различными группами заинтересованных лиц?

· С кем из них нужно работать в первую очередь?


Попробуем разобраться в этих вопросах.

Очевидно, что в первую очередь заинтересованными лицами являются клиенты: те, кто заказывает проект (это Заказчик) и те, кому предстоит пользоваться продуктом проекта (то есть Пользователи). Заказчик и пользователи априори максимально заинтересованы в проекте и являются источником большинства требований.

Другими заинтересованными лицами могут быть:

· партнеры,

· конкуренты,

· потенциальные заказчики,

· производители используемого оборудования,

· органы власти и пр.

 

А кто решает является ли конкретный человек, организация или система заинтересованным лицом? Это полностью находится в компетенции команды проекта. И тут хорошо бы соблюсти следующий баланс. Если команда не учтет кого-то из заинтересованных лиц и его требования – может возникнуть риск внесения существенных изменений и доработок на финальных стадиях проекта. А если работать с избыточным составом заинтересованных лиц, то значительно увеличится трудоемкость и при этом, возможно, требования и интересы различных заинтересованных сторон нельзя будет удовлетворить одновременно, так как они с легкостью могут войти в противоречие друг другу.

Какой тогда выход? Чтобы определить заинтересованных лиц, решить с кем из них и как можно работать, используйте инструмент «Матрица заинтересованных лиц ».

Эта Матрица служит для наглядного отображения множества выявленных заинтересованных лиц, а также степени их заинтересованности и влияния на проект. Она может быть представлена, например, в следующих координатах: интерес к проекту и степень влияния на проект (см. рисунок ниже).

 

В зависимости от того, в каком квадранте матрицы находится заинтересованное лицо, и определяется стратегия работы с ним (на рисунке Заинтересованные лица, объединенные в группы, выделены одним цветом). Например, с некоторыми лицами вы будете активно взаимодействовать в течение всего проекта, а некоторых заинтересованных лиц достаточно будет извещать о полученных результатах.

Естественно, что чем бОльшим влиянием и интересом обладает заинтересованное лицо (1-й квадрант), тем больше требуется уделять ему внимания: обсуждать ход проекта, согласовывать основные действия. С теми, кто мало заинтересован в проекте и не обладает особым влиянием (3-й квадрант), достаточно минимального взаимодействия, чтобы не тратить время и силы, например, оповещать о ключевых результатах или завершении проекта.

Требования в проекте

Что же требуется еще прояснить, чтобы в представлении о целях и результатах проекта появилась определенность? Этими деталями, вносящими определенность в ожидания, являются требования. Требования позволяют конкретизировать и детализировать ожидания различных групп заинтересованных сторон, отражают различные точки зрения на результат проекта. Проработка требований позволяет проверить образ результата на полноту и непротиворечивость, а также зафиксировать все необходимые потребности.

Требование – это условие, которому должен соответствовать, или характеристика, которую должен иметь результат проекта в соответствии с договором или другой формально предписанной спецификацией.

Например, для проекта по организации выставки научно-технического творчества в мастерской Фаблаб требованиями могут быть: выставка должна быть проведена в выходные дни; обеспечить количество экспонатов в количестве не менее 30 штук; приглашения разослать не менее чем за месяц до начала и т.д.

Требoвания включают в себя потребности и ожидания Спонсора, Заказчика и прочих заинтересованных лиц. Они должны быть задокументированы со степенью детализации, достаточной для того, чтобы вы могли на их основе построить план работ и бюджет проекта. Разработка требованийк результату проекта, в зависимости от сути проекта,может выполняться сразу и полностью или же последовательно, по частям (например, когда используются гибкие подходы к управлению проектом, о которых будет рассказано в одной из следующих лекциях).

Итак, должным образом проработанные требования позволяют:

· выработать общее понимание между Заказчиком и Исполнителем;

· более точно определить финансовые и временные характеристики проекта

· обезопасить Заказчика от риска получить продукт, который ему не нужен;

· обезопасить Исполнителя от риска попасть в ситуацию со значительным увеличением затрат.


Управление требованиями – это систематический подход к выявлению, организации и документированию требований к продукту проекта, а также установка и поддержание соглашения между заказчиком и исполнителями по поводу изменений требований к продукту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: