Логическая игра «Овощи».




Во время изучения темы «Овощи» в форме беседы выясняются основные их признаки (с использованием свежих овощей): огурец ‒ длинный, зелёный, сладкий; помидор – круглый, красный, сочный и д.т.

Затем детям раздаются карточки с изображением овощей и геометрических фигур.

Инструкция: «Соедините линиями овощ и фигуру, на которую он похож. Например, помидор‒ круг, огурец‒ овал, морковь‒ треугольник.

После чего по заданию логопеда дети рисуют предметы, схожие по внешним признакам с рассматриваемыми овощами:

‒ Что может быть круглым и красным, как помидор? (красный мяч)

‒ Что может быть круглым и желтым, как репка? (желтое солнце)

‒ Что может быть треугольным, как морковь? (оранжевая пирамида)

 

Занятие по обучению детей самостоятельному рассказыванию.

Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на наглядный материал.

2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале,

опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составле­нии собственного рассказа.

3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.).

4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.

5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Обучение проводится на двух занятиях.

Текст рассказа

«Коля летом был в лагере. Рядом с лагерем было море. Коля очень любил купаться в море, загорать на солнышке, плавать на надувном матрасе. Однажды, когда мальчик плавал на матрасе, он заснул. А в это время на море поднялся сильный ветер. Когда Коля проснулся, он увидел, что его унесло далеко в море. «Как же я теперь попаду в лагерь?», ‒ подумал Коля. Справа виднелся небольшой остров. Слева показались высокие горы. Куда плыть дальше?»

Занятие 1.

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Чтение текста. Текст незавершенного рассказа прочитывается дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми от­дельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

III. Воспроизведение детьми содержания неоконченного рассказа по вопросам

педагога:

- Где был Коля летом?

- Что было рядом с лагерем?

- Что любил делать Коля?

- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

IV. Воспроизведение лексического материала текста рассказа по вопросам:

- Что случилось с мальчиком?

- Что произошло на море, когда Коля уснул?

- Какой был ветер?

- Какой остров виднелся справа?… и т.д.

При затруднениях в составлении развёрнутых ответов, начало фразы даётся логопедом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно.

Занятие 2.

I. Организационная часть. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа.

II. Повторное чтение текста неоконченного рассказа.

III. Составление рассказов детьми.

Логопед предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа:

- Петя попадает на остров…

- Навстречу мальчику плывёт пароход…

- Плывёт в сторону высоких гор…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа, используются вспомо­гательные вопросы. При анализе детских рассказов обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, вве­дённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное исполь­зование средств образной выразительности и др.

IV. После этого детям можно предложить «пофантазировать» и придумать свои варианты развития сюжета рассказа.

____________________________________________________________________________________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. К проблеме формирования связной речи детей с системными

нарушениями речи................. …………………………………..3

Часть I. Обследование состояния связной речи детей с

ОНР............................................. ……………22

Часть II. Методика работы по формированию связной речи детей

с ОНР……………………………………………………………………….. 61

II.1 Методические подходы к формированию связной описатель‒

но‒повествователь­ной речи у детей с общим речевым недоразви

тием в отечественной логопедии………………………………………...61

II.2 Содержание занятий по развитию связной речи детей с ОНР

в логопедической группе детского сада ……………………………….78

II.2.1 Формирование навыков связных высказываний на

занятиях первого (подготовительного) этапа обучения………………...82

II.3 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию…………………102

II.3.1 Занятия по пересказу............................ ………...104

II.3.2 Обучение рассказыванию по картинам............. ………..122

II.3.3 Обучение рассказу‒описанию предметов............ ………..133

II.3.4 Обучение рассказыванию с элементами творчества... …………146

II.3.5 Развитие связной речи детей на предметно‒практических

учебных занятиях ……………………………………….............................160

II.3.Методические требования к занятиям по обучению

рассказыванию детей с общим недоразвитием речи …………………….163

Часть III. Примерные планы и методический материал к

занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию...... …………….175

Литература....................................... ………………236

Контрольные вопросы и задания...................... ……………..243

Приложение………………………………………………………………… 248

 

Глухов Вадим Петрович –

доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 86 научных и научно-методических трудов по психолингвистике, коррекционной педагогике и психологии, логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной речи детей с системным речевым недоразвитием.

 


* Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. Т. 2., 1923; Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974 и др.

 

* По А.Р. Лурия, термином «контекстная» речь определяется речевое высказывание, которое не требует дополнительных пояснений, это речь – «понятная исходя из ее собственного содержания» (1975, 1979).

 

 

* Пассов Е.И. О концепции т.н. языковых навыков // Иностранные языки в высшей школе. – 1975. – Вып.10. – С.56.

* Рубинштейн С.Л. Общая психология. ‒ СПб.: Питер, 2000. ‒ С. 236.

* Выделено нами [ В.П. Глухов].

* Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961; Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

 

 

* См.: Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. ‒ Новосибирск, 1975; Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. ‒ М., 1987.

* Представленные задания апробированы в ходе экспериментальных исследований состояния связной речи детей с ОНР 5-7-летнего возраста и в практике логопедической работы с детьми в коррекционных ДОУ. Общее число обследованных детей с использованием данных заданий составляет более 900 человек.

 

* По классификации Р.Е. Левиной (1968) и Т.Б. Филичевой (2001).

* Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.

** Используется соответствующий картинный материал.

* Такие упражнения могут проводиться воспитателем по рекомендациям логопеда.

* Отмеченные виды заданий могут выполняться воспитателем.

* Упражнение на сравнение животных, а также повторение лексического разбора с первой (более слабой) группой детей может проводиться воспитателем по заданию логопеда.

* Занятию по картине может предшествовать проведение педагогом (ГПД) беседы по теме “Зима”, организация тематической прогулки.

* В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.

 

** Заключительные этапы занятия могут проводиться учителем (воспитателем) по заданию логопеда во второй половине дня.

* При необходимости дается образец начала ответа.

* В случае необходимости используется прием подсказа начала слова.

** Может выполняться на воспитательском занятии.

*** Данный вид работы может быть проведен воспитателем (ГПД) как подготовка ко второму логопедическому занятию.

* Этот вид работы может проводиться воспитателем между первым и вторым логопедическими занятиями.

* Текст сказки дается в несколько адаптированном вариан­те (замена отдельных слов и речевых выражений) в целях облег­чения детям восприятия и запоминания текстового материала).

* Рекомендуется на отдельном воспитательском занятии проведение игры - драматизации на сюжет сказки

* Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.

* Данные виды работы могут проводиться на отдельных занятиях общеобразовательного цикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: