Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга». И методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:
- с какого возраста обучать детей театральной деятельности?
-чему учить и как учитывать возрастные особенности? и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др. Они одинаково эффективны для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.
Практическая часть.
Для решения проблемы нашего исследования мы организовали и провели на базе МДОУ № 32 «Светлячок», города Подольска, Московской области, группа старшего дошкольного возраста, количество детей – 20 человек, музыкальный руководитель – Агапова Ольга Федоровна, исследовательскую работу с детьми 5-6 лет.
Работа проходила в два этапа.
Этап первый. Констатирующий.
Цель – выявить уровень словаря музыкальных характеристик детей старшей группы. Мы воспользовались примерным перечнем музыкальных характеристик, разработанных О. П. Радыновой.
Мы наблюдали за детьми на музыкальных занятиях во время слушания музыки и фиксировали их ответы после прослушивания:
1. Чайковский П. И. «Болезнь куклы»
2. Чайковский П. И. «Полька»
По наблюдениям была составлена таблица и выявлены критерии оценок:
3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.
2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.
1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется ответить.
Таблица 1.
Диагностика проявления ладового чувства и музыкальный словарь детей.
| № | Фамилия, имя ребенка | Ладовое чувство | Словарь ребенка | |
| «Болезнь куклы» | «Полька» | |||
| Блинов Витя | ||||
| Пушная Лиза | ||||
| Вылегжанин Максим | ||||
| Жучкова Таня | ||||
| Капцан Юра | ||||
| Соколова Вика | ||||
| Нестеров Вова | ||||
| Лисицына Соня | ||||
| Шумков Коля | ||||
| Сафонова Ангелина | ||||
| Сапожников Артем | ||||
| Моксина Ксюша | ||||
| Басов Олег | ||||
| Надеждина Настя | ||||
| Новиков Ваня | ||||
| Тельнова Лиза | ||||
| Мозгунов Валера | ||||
| Шмакова Соня | ||||
| Гавриченко Саша | ||||
| Зинкина Лиза |
Вывод: первое наблюдение показало, что умеют и любят говорить о музыке более половины детей. У них наблюдается яркий эмоциональный отклик на музыку, примерно 55% смогли привести две характеристики раскрывающие образ и 45% затруднялись с ответом (невнимательно слушали музыку).
Этап второй. Формирующий.
Таблица 2.
Беседы о музыке.
| Музыкальное произведение | Наглядный материал (произ-ия живописи, иллюстрации и т. д.) | Словесный материал (фраг-ты сказок, былин, стихи и т.д.) |
| 1. Римский-Корсаков Н.А. «Три чуда», фраг-ты - «Белочка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь». | Иллюстрации к сказке о «Царе Салтане …», «Белочки», «33 богатырей», «Царевны-Лебедь». | Фрагменты из «Сказки о царе Салтане и его сыне князе Гвидоне». |
| 2. Чайковский П. И. «Времена года», «На тройке». | Репродукция картины Успенской С.А. «Русская тройка», иллюстрации изображений времен года. | Стихи Г. Розенталя «Снег сверкает на полях…», С. Маршака «Круглый год». |
| 3. Глинка М. И. «Баркарола», «Венецианская ночь». | Иллюстрации по тематике – «Венеция», «Карнавал». | Отрывок стих-ия Лермонтова М.Ю. «Венеция», отрывок стих-ия К. Романова «Помнишь, порою ночной…». |
Этот этап исследовательской работы включал в себя использование методик на основе синтеза искусств. Чтобы развивать музыкальный словарь ребенка, нужно воздействовать на его воображение, т. к. музыка – искусство абстрактное. Произведения изобразительного искусства стимулируют творческую фантазию детей, обогащают речь ребенка.
Произведения художественной литературы, подобранные к музыкальным произведениям, также помогают глубже проникнуть в музыкальный образ.
После проведения в течении месяца соответствующих музыкальных занятий составленных по плану музыкального руководителя – Агаповой Ольгой Федоровной и наблюдений за детьми были зафиксированы их ответы. Эти ответы отражены в следующей таблице.
3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.
2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.
1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется ответить.
Таблица 3.