ГЛАВА 2. Просветительное и воспитательное влияние игры




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка

ГЛАВА 2. Просветительное и воспитательное влияние игры

ГЛАВА 3. Игры в практике внеучебной воспитательной работе

3.1. Коллективные и индивидуальные подвижные игры

3.2. Интеллектуально-развивающие игры

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

С первых шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлением. Игровая деятельность как особая форма освоения реальной социальной действительности является одним из таких направлений. Игра представляет собой тип символико–моделирующей деятельности. Она как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В. П. Зинченко). Игра – эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания» [10;207]. Согласно рассуждениям Л.С. Выготского игра представляет собой школу произвольности, воли и морали [3;69].

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех игр решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить идейно - нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный результат. Важно, чтобы любая игра решала максимум воспитательных задач.

Внеучебная воспитательная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.

Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкое планирование, организация, и проведение игр различной тематики и направленности [9;439].


ГЛАВА 1. Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка

 

Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали[3;71].

По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны («отдых»). Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В историческом прошлом человечества игра, прежде всего, выполняла социализирующую функцию, помогая освоить четко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны. Происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений [2;182].

Поэтому для нашего предмета вычленим то понимание и толкование игры, которое сущностно и отражает ее особенности. Сущностью игры является то, что она есть необычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. У древних греков игра обозначала забавы детей. У евреев – соответствовало понятиям шутки и смеха [7;17]. У римлян – радость, веселье. У древних германцев – плавное движение, доставляющее удовольствие. Игровая деятельность – это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он усваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания.


ГЛАВА 2. Просветительное и воспитательное влияние игры

 

Для ребенка игра – это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.

Непосредственно игра в внеучебной воспитательной работе оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, стоит определить, в чем же заключается педагогический эффект игры.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению[2;181].

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: