Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
Согласно положения об Управлении ФНС России по РС (Я) (Приложение 1) Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
В целях реализации Указа Президента РФ утверждена структура Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) в соответствии с Приказом ФНС «О преобразовании территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам в территориальные органы ФНС и установлении их предельной численности», структура Управления ФНС России по РС (Я) приведена в таблице 1.
Таблица 1. Структура Управления ФНС России по РС (Я)
1. Руководство | |
1.1. | Руководитель |
1.2. | Приемная |
1.3. | Зам.руководителя |
1.4. | Зам.руководителя |
1.5. | Зам.руководителя |
2. Отделы | |
2.1. | Общий отдел |
2.2. | Отдел учета, отчетности и анализа налоговых поступлений |
2.3. | Отдел налогообложения юридических лиц |
2.4. | Отдел налогообложения физических лиц |
2.5. | Отдел досудебного аудита |
2.6. | Отдел контрольной работы |
2.7. | Отдел контроля налоговых органов |
2.8. | Правовой отдел |
2.9. | Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства |
2.10. | Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ |
2.11. | Отдел регистрации и учета налогоплательщиков |
2.12. | Отдел информатизации и ввода данных |
2.13. | Отдел безопасности |
2.14. | Отдел кадров |
2.15. | Отдел обеспечения |
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России.
Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.
Руководитель Управления организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Управления;
В структуру Управления входят 15 отделов, каждый из которых имеет свои основные функции и задачи.
Отдел общего обеспечения является структурным подразделением УФНС России по РС (Я). Отдел создается и ликвидируется приказом Руководителя Управления.
Задачи этого отдела включают в себя:обеспечение общего делопроизводства, приема, передачи корреспонденции; совершенствование форм и методов работы с документами; материальное и техническое обеспечение деятельности Управления и другие.
Основные функции отдела: организует единую действенную систему делопроизводства в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями Управления; получает, проверяет и регистрирует документы; передает документы с реестром в отдел приема налоговой отчетности, либо - руководителю на рассмотрение; обеспечивает оформление документов необходимыми подписями, штампами и печатями; производит регистрацию и отправку исходящих документов; разрабатывает сводную номенклатуру дел Инспекции на основе номенклатур дел структурных подразделений.
Правовой отдел. В качестве главной задачи юридического отдела выступает защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
К основным функциям необходимо отнести проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в Инспекции; оказание правовой помощи отделам Инспекции; обеспечение производства по делам об административных правонарушениях; получение и рассмотрение проекта решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки; согласование (визирование) материалов налоговых проверок, направляемых в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ, отдел регистрации и учета налогоплательщиков. К задачам этих отделов относятся проведение приема, подготовки и выдачи документов по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков; проведение контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также органами, на которые законодательно возложены обязанности предъявлять сведения в налоговые органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и о налогах и сборах (в части учета налогоплательщиков).
К функциям отделов следует отнести: прием и регистрация налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов, других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; предоставление информации о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по запросам налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверка расчетов; прием и обработка сведений о доходах физических лиц; информирование налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве о налогах, сборах, взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, взаимодействие со средствами массовой информации.
Отдел информатизации и ввода данных. Задачами выступают: внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программных средств; обучение и консультирование пользователей ведомственных программных средств; администрирование сетевых ресурсов и телекоммуникационного оборудования.
В качестве основных функций отдела информационных технологий выступают: организация антивирусной защиты; администрирование ресурсов базы данных УФНС; обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств; обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения; запуск регламентных технологических процессов электронной обработки данных; осуществляетввод данных документов, поступивших в инспекцию на бумажных носителях и в электронном виде. Основными функциями выступают: ввод данных по государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков; налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ, бухгалтерской отчетности.
Отдел учета, отчетности и анализа и отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства. Задачами этих отделов являются: мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ; анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды; зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени; организация контроля в связи с изменением срока уплаты юридическими и физическими лицами налога и сбора, а также пени, штрафов; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц; проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.
К функциям относятся: открытие и закрытие карточек расчетов с бюджетом местного уровня после изменения места постановки на учет, завершения мероприятий по реорганизации или ликвидации организаций и внесении изменений и дополнений в Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; работа с невыясненными поступлениями и разрешение проблемных ситуаций с начислением пени; взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации и имущества налогоплательщика; списание безнадежной к взысканию задолженности юридических лиц, признанных банкротами.
Таким образом, современная структура УФНС России по РС (Я) состоит из руководителя, трех заместителей и 15 отделов, на каждый из которых возложены определенные задачи и функции.
Важнейшим условием функционирования модернизированной УФНС России по РС (Я) является наличие в инспекции современной системы электронной обработки данных. СЭОД на основании первичных данных о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах формирует информационные базы местного уровня и обеспечивает к ним доступ в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа.
Информационное обслуживание и инструментальная поддержка функциональных подразделений системой ЭОД обеспечивается функционированием в подразделениях соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМов).
АРМы ориентированы на прием и регистрацию налоговой информации, ее обработку, анализ и прогнозирование, информационное обслуживание, принятие управленческих решений, выпуск налоговых документов, администрирование.
Для решения задачи по созданию банка данных о налогоплательщиках введено понятие «Досье налогоплательщика», где в электронном виде накапливается информация статистического и аналитического характера, в частности вся сигнальная информация по налогоплательщику. Особое внимание в «Досье налогоплательщика» отводится фактам нарушений налогового законодательства.
Функциональные возможности СЭОД:
. Ввод данных по государственной регистрации юридических лиц (формируется ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (формируется ЕГРИП);
. Ввод данных по государственной регистрации физических лиц с присвоением ИНН;
. Прием налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях и в электронном виде на электронных носителях записи. Прием заявлений налогоплательщиков по использованию отдельных систем налогообложения, по регистрации объектов налогообложения. Подготовка документов, представленных на бумажных носителях, в том числе с сопровождением на электронных носителях записи, для передачи на ввод в отдел ввода и обработки данных;
. Формирование и подготовка документов при проведении сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам;
. Обработка информации поступающей в электронном виде из внешних источников;
. Проведение камеральной проверки налоговой отчетности, оформление ее результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с камеральной проверкой;
. Исчисление физическим лицам транспортного, земельного, имущественного налогов;
. Формирование налоговых уведомлений и платежных документов;
. Обеспечение производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах в отношении органов, уполномоченных лиц, не представивших в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
. Анализ поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
. Планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
Другие функциональные возможности;
Использование СЭОД способствует росту поступлений налогов и сборов и в целом увеличению эффективности работы налоговых органов. Данная система организации работы инспекции ориентирована на налогоплательщика, более предсказуема и свободна от бюрократических проволочек и произвола.
Система электронного документооборота (Lotus Notes) является платформой для построения приложений автоматизации управленческих и документных процессов. Особенностью системы является объектно-ориентированная архитектура, благодаря которой возможно создание информационных систем, автоматизирующих работу со сложноструктурированными данными и неформализованными динамическими процессами. В составе программного продукта содержатся функции, позволяющие организовывать работу распределённых рабочих групп, системы электронного документооборота и другие законченные решения на платформе Lotus Notes/Domino.
ПИК «Кадры» предназначен для автоматизации процессов учета, обработки, обобщения, анализа и контроля данных по кадрам и обмена информацией между кадровыми службами организаций различных уровней.
Основными возможностями программы являются:
−ведение нормативно-справочной информации;
−ведение систематизированного перечня структурных подразделений учреждения;
−ввод и редактирование штатного расписания;
−автоматизация работы по приему работников на работу, оформлению увольнения, переводу работников на другую работу;
− отслеживание сведений по отпускам, командировкам, больничным листам;
− ввод и редактирование личной карточки работника;
− учет резерва кадров на руководящие должности;
− расчет стажа на основе ранее введенной информации (данных трудовой книжки);
− обработка и печать приказов;
− ввод и корректировка информации об отработанном времени в табеле;
− формирование и печать унифицированной первичной учетной документации на каждого сотрудника.
ПИК «Свод» формирует статистическую отчетность по работе отдела.
ПК «Инспектор» - программные средства, установленные в налоговых органах, обеспечивающие прием и первичную обработку электронных документов, поступающих от налогоплательщиков в налоговые органы и передачу их в АИС «Налог» территориальных налоговых органов для дальнейшей обработки.
Проведя данное исследование и ознакомившись с работой программного обеспечения УФНС России по РС (Я) в, можно сделать вывод, что применяемый комплекс программ удобен в использовании, так как оптимально автоматизирует все сферы деятельности управления, прослеживает всю информацию о налогоплательщиках от его регистрации до ликвидации информации о нем, формирует в электронном виде все рабочие документы с предоставлением их в бумажном варианте по требованиям пользователей.