ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
(Историко-архивные и историко-библиографические исследования)
Историческая справка является результатом комплексных научных исследований: историко-архивных * и историко-библиографических исследований, а также частично доступных студенту архитектурных исследований, и должна освещать следующие вопросы:
1. Общие сведения об объекте и о проделанных исследованиях. В частности, указать, охраняется ли объект и на основании какого документа. Кратко написать, какие авторы ранее исследовали памятник, в какой научной и научно-популярной литературе или в какой охранной документации это отражено и какие источники там указаны. Или: объект не исследован, источники не указаны. Какие источники студент сам просмотрел, какие нашел впервые.
Краткая история местности, где был создан объект культурного наследия, стилевая характеристика района или населенного пункта.
3. История строительства и реконструкции объекта культурного наследия (строительные этапы):
а) Хронология смены владельцев и изменений в использовании объекта культурного наследия, включая советский период. Отметить отсутствие нужных сведений, если они отсутствуют.
б) одновременно указать в той же последовательности точные или приблизительные даты строительных и реконструктивных работ, осуществленных по заказу этих владельцев. Назвать архитекторов (авторов проектов) и строителей (подрядчиков), архитектурные стили. Отметить отсутствие точных дат, данных об архитекторах, если они отсутствуют.
в) Сравнение данных историко-архивных и историко-библиографических исследований с данными архитектурных исследований. Аналитические выводы.
|
Студенту частично доступны следующие архитектурные исследования: анализ конструктивных, композиционных, стилистических особенностей объекта и натурное исследование объекта. Выполнить только стилистический анализ, если иное невозможно, и сравнить с ним.
Если не выявлена датировка объекта в историко-архивных и историко-библиографических материалах, необходимо занести в справку приблизительную датировку, выполненную на основании доступных архитектурных исследований.
Необходимо отмечать существующие разночтения в научной литературе, если они встретятся, и делать свои указания: какие исторические сведения оказываются верными или наиболее вероятными по результатам проведенных комплексных исследований (с учетом архитектурных исследований).
4. Архитектурно-художественный и типологический анализ объекта культурного наследия. Для подкрепления своих выкладок логично сделать ссылки на аналоги, указанные в последнем пункте 8.
Пример 1. Характерный для Воронежской области (или: характерный для средней полосы России) образец кирпичного жилого дома зажиточного горожанина периода поздней эклектики. В конце XIX века выделялся своими размерами в застройке главной улицы г. Острогожска, имел большую роль в формировании силуэта центра города. Несмотря на существование ряда стилевых аналогов (см. п. 8, аналоги 3, 4, 5 6), данный объект отличается интересным ретроспективным воспроизведением декоративных форм Ренессанса (указать, каких).
Пример 2. Уникальный для Воронежской области образец сельского усадебного дворянского дома, постройка в ярких формах позднего классицизма (указать самые яркие), наиболее ранний местный образец этого стиля.
|
Пример 3. Храмовое сооружение с характерной для Воронежской области (или: характерной для средней полосы России) объемно-планировочной композицией: построением в форме корабля, которое включает типичный для конца XVIII века архитектурный тип храмовой части «восьмерик на четверике», вытянутую в длину трапезную, ярусную колокольню. Отличается, однако, необычно крупными для провинциального села размерами в связи с особой ролью села Новая Чигла и редким для данной местности декором, включающим переходные формы от барокко к классицизму (указать, каков особенный декор).
5. Сведения об известных людях, а также знаменательных исторических событиях, связанных с объектом, если таковые были.
Указать имена людей (кто и когда жил, бывал, работал), краткие биографические данные (даты жизни, род деятельности, главные достижения – очень кратко). Отметить мемориальные доски. При необходимости выделить только ту часть или те части объекта, которые имеют отношение к упоминаемым лицам или событиям.
6. Описание всех перестроек, разрушений и ремонтов, которые привели к искажению исторического облика объекта. Описание проведенных реставрационных работ, если они были.
При этом назвать, если они известны, причины перестроек, указать конкретные части зданий, подвергшиеся изменениям, а также применявшиеся строительные приемы, материалы и пр. Если нет историко-архивных и историко-библиографических сведений, провести архитектурный анализ.
|
Для дипломного проектирования: анализ ранее разработанной научно-проектной реставрационной документации (при ее наличии).
Роль объекта в современной историко-архитектурной среде (или градостроительной ситуации) в связи с поздними изменениями в масштабе и стилевой направленности застройки в данной местности (или в населенном пункте), а также в связи с искажением исторического облика объекта.
Пример 1. Храм по-прежнему играет выдающуюся роль в современной градостроительной ситуации, остается доминантой села
Пример 2. Церковь потеряла свое былое архитектурное значение из-за утраты верхних ярусов храмовой части и колокольни. Однако в случае реставрационных работ храм вновь может стать доминантой села.
Пример 3. Дом купца Иванова по-прежнему играет большую роль в современной историко-архитектурной среде, так как эта среда мало изменилась. Это один из наиболее ценных памятников периода эклектики в центральной части главной улицы города.
Пример 4. Дом купца Иванова по-прежнему играет большую роль в современной историко-архитектурной среде, так как новые окружающие его здания, построенные в XX веке, построены в удачном масштабном и стилевом сочетании.
Пример 5. В конце XX – начале XXI века масштаб и стилевая направленность застройки улицы кардинально изменилась. В непосредственной близости от дома купца Петрова сооружены многоэтажные жилые и административные здания. Памятник перестал выделяться своими размерами в застройке, его восприятие подавлено диссонирующими с ним постройками. Однако он представляет собой редчайший для современного города образец усадебного особняка в формах барокко и поэтому существенно влияет на архитектурный облик улицы.
Пример 6. Из-за утраты ряда ярких архитектурных деталей, созданных во втором строительном периоде (купольное завершение конца XIX в. и др.) здание потеряло свою прежнюю роль в историко-архитектурной среде. Однако оно сохранило ряд ценных элементов декора первого строительного периода (декор позднего классицизма 1830-х гг.) и поэтому является уникальным памятником архитектуры для данного района города. В случае реставрационных работ, восстановления ряда ценных деталей роль объекта возрастет.
Архитектурные аналоги.
На них необходимо остановиться более подробно, если отсутствуют необходимые для реставрационного проекта исторические иконографические (изобразительные) материалы по исследуемому объекту.
Указать для каждого выбранного аналога, в чем именно аналогия.
Аналоги могут быть по следующим признакам:
1. По местонахождению (в городе, регионе). 2. По назначению. 3. По материалу. 4. По общим конструктивным формам, по общей объемно-пространственной композиции (в частности, по большой или малой этажности или ярусности). 5. По времени строительства. 6. По стилевым особенностям. 4. По отдельным конкретным декоративным элементам (которые могут относиться к разным стилям, если имеются эклектика или сочетание элементов из нескольких строительных периодов.
Лучше всего, когда находим сочетание всех этих признаков. Но так бывает далеко не всегда, в особенности если проект не типовой, а уникальный. И тогда приходится подбирать аналоги по каждому признаку в отдельности.
В упрощенном варианте исторической справки студентами 4 курса прежде всего подбираются аналоги так, чтобы в них сочетались признаки 4, 5, 6.
По тексту справки размещаются копии или выкопировки иконографических материалов, в том числе планов местности (населенного пункта); чертежей, фотографий, рисунков объекта культурного наследия; чертежей или фотографий аналогов. Под изображениями должны быть необходимые подписи с указанием источников и их датировки или указанием на то, что материалы – современные, выполненные автором исторической справки. Отдельные блоки иллюстративного материала можно вынести в приложение к исторической справке в случае их большого объема (например, фотографии многих аналогов)**.
Также в приложении к исторической справке даются выписки или выкопировки из письменных источников, содержащие подробные описания объекта или другие ценные сведения (если таковые источники выявлены)*. Краткие цитаты достаточно привести в основном тексте справки.
Библиографические сноски на цитаты, а также на наиболее важные источники, упоминаемые в основном тексте справки, удобно разместить внизу каждой страницы (автоматическая операция в Word). Сноски даются в обязательном соответствии с действующим ГОСТом 2008 г.
В конце справки размещается весь список использованных архивных, музейных и библиографических источников, а также научной и научно-популярной литературы (дается подзаголовок: Список использованных источников и литературы). Список начинается с перечисления архивных и музейных источников*, затем приводится библиография (библиографические источники, научная и научно-популярная литература) в алфавитной или хронологической последовательности и в обязательном соответствии с действующим ГОСТом 2003 г. При этом в основном тексте справки удобно сделать ссылки на источники и литературу, проставив соответствующие номера в квадратных скобках.
---------------------------------------------------------------------------
*Не обязательно для студентов 4 курса, а также 1 курса магистратуры.
**Студенты 4 курса, а также 1 курса магистратуры выполняют иллюстрирование в сокращённом объёме.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ГОСТЫможно посмотреть в Интернете: