Содержание
Введение
. Теоретические аспекты налогового планирования предприятий
Сущность налогового планирования, цели и задачи
Виды налогового планирования
Принципы налогового планирования
Процесс налогового планирования
. Анализ системы налогообложения ООО "Ахтамар"
Краткая экономическая характеристика организации
Анализ налоговых платежей ООО "Ахтамар"
Расчет налогового бремени организации
. Оптимизация налогообложения ООО "Ахтамар"
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Формирование адекватной условиям России модели рыночной экономики требует создания прочной финансовой базы. Важное место в мобилизации денежных ресурсов общества играет налоговая система со свойственными ей особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач на определённом этапе. Начавшийся процесс либерализации экономики сопровождался появлением тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, формированием рынка ценных бумаг, активизацией внешней торговли.
Эффективность современного бизнеса во многом определяется не только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение. Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание фирмы за счет продуманной программы оптимизации налогообложения.
Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц.
|
Цель данной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты налогового планирования на предприятии, а также предложить пути оптимизации налогообложения посредством системы налогового планирования. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты налогового планирования предприятий;
провести анализ системы налогообложения ООО «Ахтамар»;
рассчитать налоговое бремя организации;
разработать направления оптимизации налогообложения ООО «Ахтамар».
Предмет исследования - налоговое планирование предприятий.
Объектом исследования выступает налогообложение ООО «Ахтамар».
Теоретической и методологической базой исследования явились труды выдающихся российских и зарубежных ученых по проблемам налогового планирования, оптимизации налоговой нагрузки предприятия.
Использовались методы: графический, системный, детализации, сопоставления, группировок, факторный, моделирования и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, формулируются цели и ключевые задачи исследования, определяются предмет, объект работы, раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе исследования рассматриваются цели и задачи налогового планирование на уровне хозяйствующего субъекта, дается классификация видов налогового планирования.
Во второй главе анализируется действующая система налогообложения предприятия ООО «Ахтамар», проводятся анализ налоговых платежей.
|
В третьей главе предлагаются пути совершенствования механизма налогообложения ООО «Ахтамар».
В заключении дано обобщение и резюмирование результатов исследования.
1. Теоретические аспекты налогового планирования предприятий
1.1 Сущность налогового планирования, цели и задачи
Налоговое планирование представляет собой раздел общего финансового планирования предприятия, а также входит неотъемлемой частью в любой инвестиционный проект, если, разумеется, инвестиционный проект разработан и реализуется серьезными и ответственными предпринимателями, а не торговцами с восточного базара. В этом смысле, как отмечает А.Р. Горбунов, налоговое планирование, с одной стороны, является подсистемой инвестиционного планирования (поскольку без оптимизации фискального климата, в котором предстоит "вариться" капиталовложениям до момента их прихода к конечной цели, такой горе-проект может оказаться "инвестиционным" лишь для государства), а с другой стороны - одним из инструментов общего финансового планирования, мониторинга и управления хозяйственной деятельностью субъекта предпринимательства (так как налоговое бремя до настоящего времени оказывает весьма ощутимое воздействие на общее экономическое состояние предприятия, и насколько это предприятие успешно осуществляет налоговое планирование и законную налоговую оптимизацию, - напрямую зависит его общее финансовое самочувствие) [7, с.48].
В.Я.Кожинов под налоговым планированием понимает способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства [9, c.7].
|
Т.А.Козенкова утверждает, что налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств [10, c.9]. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.
Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.
Основная задача налогового планирования - организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах [19].
Б.А. Рагозин пишет, что процесс планирования налоговых платежей заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия [14, с.42]. Для налогового планирования выбираются способы "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов.
Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции [20]:
НБ=НН/ОРП*100% (1.1)
где НБ - налоговое бремя
НН - налоги, начисленные за отчетный период
ОРП - объем реализованной продукции
В таблице 1 представлены уровни налогового планирования и необходимость проведения мероприятий по налоговому планированию.
Таблица 1 - Мероприятия по уровням налогового планирования
НБ/ВНП | Уровень налогового планирования | Необходимость НП |
10-15% | четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта | минимальна, разовые мероприятия |
20-40% | налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании | необходимо, регулярные мероприятия |
45-60% | важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами | жизненно необходимо, ежедневные мероприятия |
более 60% | смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции | - |
Для оптимизации налоговых платежей необходим тщательный анализ различных вариантов налогообложения. Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию [14, c.38]:
- придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
- свести к минимуму налоговые обязательства;
- максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
- эффективно руководить денежными потоками;
- избегать штрафных санкций.
1.2 Виды налогового планирования
В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:
- текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
- контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
- текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
- стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.
В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на [19, c.34]:
- использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
- использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
- использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.
И, наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное [18, c.147]. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).
В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.
1.3 Принципы налогового планирования
Оптимизация налогообложения строится на основных принципах [20, c.73]. Перечислим их:
. Принцип адекватности затрат.
Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Другими словами, если, например, стоимость конвертации превышает 15%, то многие предприниматели предпочтут заплатить НДС, как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения.
. Принцип юридического соответствия.
Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.
Этот принцип иногда еще называют тактикой "наименьшего сопротивления". Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Что же касается вопросов, неурегулированных законами ("пробелов"), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть "заполнены" законодателем и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.
. Принцип конфиденциальности.
Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.
На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).
. Принцип подконтрольности.
Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах. Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через "доверенное" лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих "кровных". Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.
Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.
Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.
. Принцип допустимого сочетания формы и содержания.
Если действительность немного приукрашивается, то делать это желательно не доводя до абсурда. Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывали и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики часто не интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения.
Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.
. Принцип нейтралитета.
Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.
Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.
Один из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность не зачислять данную оплату на счет в тот же день. В такой ситуации поставщик имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть "ошибочно" перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых "проблем" происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.
. Принцип диверсификации.
Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.
. Принцип автономности.
Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.
Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов.
1.4 Процесс налогового планирования
налоговый планирование финансовый затрата
Процесс налогового планирования на предприятии, по утверждению А.Р.Горбунова, можно разбить на несколько этапов [7, c.68].
. Принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;
. Подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;
. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;
. Обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;
. Исполнение решения;
. Контроль исполнения решения.
Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.
Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.
Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.
В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.
Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:
. Календарь налогоплательщика по каждому налогу;
. Перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
. График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;
. График повышения квалификации специалистов налоговой сферы и др.
Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов.
Таким образом, под налоговым планированием понимает способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Основная задача налогового планирования - организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.
2. Анализ системы налогообложения ООО "Ахтамар"
Краткая экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Ахтамар» создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Цель деятельности общества - удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продукции, работах, услугах, обеспечение занятости населения общественно-полезным трудом, получение прибыли.
Виды деятельности, осуществляемые обществом:
производство мебели и деревообработка;
коммерческая, посредническая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления и производственно-технического назначения, в том числе лицензионными;
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;
предоставление транспортных услуг, включая ремонт и техническое обслуживание, организация проката транспортных средств, осуществление международных и внутренних грузовых перевозок и др.
Высшим органом управления общества является общее собрание участников. Оно состоит из участников. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов пропорционально его доле в уставном капитале общества.
Проверка деятельности общества производится ревизионной комиссией либо независимым аудитором по поручению общего собрания участников. Исполнительным органом общества является директор (рис.1).
Директор общества назначается (нанимается) общим собранием участников сроком на 3 (три) года.
Рис.1. Организационная структура ООО «Ахтамар»
Уставный капитал Общества составляет 10000 рублей.
Согласно финансовой отчетности организации, финансовая деятельность организации в 2008 г. характеризуется прибылью в размере 468 тыс.руб., в 2009 г. - 571 тыс.руб., в 2010 г. - 885 тыс.руб. (табл.2).
Таблица 2 - Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Техносиб» за период 2008-2010 гг.
Показатель | Ед. изм. | Годы | Абсолютное изменение | Относительное изменение | ||||
2009 / 2008 | 2010 / 2009 | 2009 /2008 | 2010 / 2009 | |||||
А | ||||||||
Выручка | тыс. руб. | 111,9 | 150,7 | |||||
Себестоимость проданных товаров | тыс. руб. | 3642,0 | 106,8 | 151,7 | ||||
Валовая прибыль | тыс. руб. | 604,0 | 149,8 | 145,4 | ||||
А | ||||||||
в % к выручке | % | 11,87 | 15,89 | 15,33 | 4,02 | -0,56 | 133,9 | 96,5 |
Издержки обращения | тыс. руб. | 117,0 | 113,7 | 200,9 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | тыс. руб. | 487,0 | 154,5 | 140,1 | ||||
в % к выручке | % | 10,51 | 14,50 | 13,48 | 3,99 | -1,02 | 138,0 | 92,97 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | тыс. руб. | 377,0 | 117,9 | 152,0 | ||||
в % к выручке | % | 8,22 | 8,66 | 8,73 | 0,44 | 0,1 | 105,4 | 100,81 |
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные платежи | тыс. руб. | 63,0 | 104,8 | 0,0 | ||||
Чистая прибыль (нераспределенная) отчетного года | тыс. руб. | 314,0 | 122,0 | 155,0 | ||||
в % к выручке | % | 6,26 | 6,82 | 7,01 | 0,56 | 0,19 | 108,9 | 102,8 |
За 2008-2010 гг. наблюдается рост выручки от продажи продукции с 7481 тыс.руб. до 12618 тыс.руб. В 2010 г. прирост составил 4246 тыс.руб. (50,7 %). Это связано с расширением производства: увеличением производственных площадей на 80 кв.м., приобретением нового оборудования (на 19601 тыс.руб.).
Вместе с увеличением продаж наблюдается и рост себестоимости продукции. При этом в 2010 г. темп роста себестоимости выше темпа роста выручки - 151,7 %, что объясняется удорожанием сырья и материалов, а также топлива.
Валовая прибыль на конец периода значительно выше уровня 2008 г. - 15,33 %, что по сумме составило 1934 тыс.руб.
Рентабельность продаж на конец периода составила 13,48 %.
Система налогообложения организации на протяжении периода не изменялась, чистая прибыль растет теми же темпами, что и прибыль до налогообложения.
2.2 Анализ налоговых платежей ООО "Ахтамар"
Рассмотрим начисление и уплату налогов в ООО «Ахтамар». Организация уплачивает налоги согласно обычной системе налогообложения.
ООО «Ахтамар» выплачивает следующие виды налогов общепринятой системы налогообложения:
- Налог на добавленную стоимость;
- Налог на доходы физических лиц;
- Страховые выплаты;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на имущество предприятий.
Составим сводную таблицу всех налоговых платежей ООО «Ахтамар», определяющую налоговое поле организации (табл.3).
Таблица 3 - Налоговое поле ООО «Ахтамар» за период 2008-2010 гг.
Налоги сборы | Сумма, тыс.руб. | Изменение, +,- | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | |
НДС | 17,0 | 89,0 | 696,0 | 72,0 | 607,0 |
НДФЛ | 57,3 | 68,2 | 99,6 | 10,9 | 31,4 |
Страховые выплаты | 157,0 | 136,5 | 203,7 | -20,5 | 67,2 |
Налог на имущество | 118,6 | 175,1 | 236,9 | 56,5 | 61,8 |
Налог на прибыль | 147,0 | 154,0 | 217,0 | 7,0 | 63,0 |
Итого | 496,9 | 622,8 | 1453,2 | 125,9 | 830,4 |
Всего рассчитанные налоги ООО «Ахтамар» за 2010 г. составят 1453,2 тыс.руб. Это значительно больше предыдущего периода (+830,4 тыс.руб.), что объясняется ростом НДС за счет увеличения выручки от реализации, а также с ростом всех остальных налогов.
В 2009 г. наблюдалось снижение страховых выплат, что связано со снижением численности работников в этом периоде. Остальные налоги в 2009 г. увеличились.
Рост налога на имущество (в 2009 г. - на 56,5 тыс.руб., в 20110 г. - на 61,8 тыс.руб.) объясняется постоянным обновлением основных фондов организации.
Рост налога на прибыль (в 2009 г. - на 7 тыс.руб., в 2010 г. - 63 тыс.руб.) вызван ростом налогооблагаемой прибыли организации на протяжении всего исследуемого периода.
В целом, суммарные налоги увеличились в 2010 г. в 2,3 раза, что связано с увеличением выручки от реализации, ростом основных фондов организации, ростом фонда оплаты труда.
Рассмотрим каждый налог в отдельности.
В таблице 4 представлен расчет выручки по кварталам за 2010 г.
Таблица 4 - Расчет выручки без НДС за 2006-2008 гг., тыс.руб.
Период | Сумма с НДС, тыс.руб. | НДС начисленный | Выручка без НДС |
Год 2008 | 8829,1 | 1348,1 | |
Год 2009 | 9879,46 | 1507,46 | |
1 квартал | 3689,86 | 562,86 | 3127,00 |
2 квартал | 3437,34 | 524,34 | 2913,00 |
3 квартал | 3571,86 | 544,86 | 3027,00 |
4 квартал | 4190,18 | 639,18 | 3551,00 |
год 2010 | 14889,24 | 2271,24 |
Расчет НДС к уплате осуществляется по следующей формуле:
НДС к уплате = НДС начисленный - НДС возмещенный
В таблице 5 представлена динамика начисления налога на добавленную стоимость ООО «Ахтамар» за период 1-4 квартал 2010 г.
Таблица 5 - Динамика начисления налога на добавленную стоимость ООО «Ахтамар» за период 2008- 2010 гг., тыс.руб.
НДС | Год 2008 | Год 2009 | Год 2010 |
Начисленный | 1348,1 | 1507,46 | 2271,24 |
К возмещению | 1331,1 | 1418,46 | 1575,24 |
К уплате |
Таким образом, сумма налога к уплате на конец периода увеличилась, что связано с ростом деятельности.