Проблемы готовности родителей к будущей школьной жизни ребенка.




Как показывает опыт многих педагогов и психологов, что родители будущих первоклассников сами оказываются не готовы к новой уже школьной жизни ребёнка: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе, ее сложными программами и высокими требованиями; слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку, изменить социальный статус ребенка в период подготовки к поступлению в школу, а также недооценивание и переоценивание способностей ребенка, вследствие чего в дальнейшем могут возникнуть проблемы с освоением образовательной программы и другие.

Установлено, на основании проведения диагностики педагогами-специалистами, что значительное количество детей(45%) имеют средний уровень психологической готовности к школе. К этой группе относятся дети, у которых поверхностное представление о школе, они хотят в школу, но мотивация может быть различной. 25% выборки имеет высокий уровень психологической готовности. Такие дети располагают ответственным, положительным и осознанным отношением к учебе. У 30% детей был выявлен низкий уровень психологической готовности к школе. Эти дети психологически не готовы к школьному обучению. Причины несформированной психологической готовности к школе могут быль различными. От неэффективной и неблагоприятной тактик воспитания до наличия психотравмирующих ситуаций, которые приводят к снижению уровня развития ребенка.

Начало школьного обучения сопровождается переломным моментом в жизни ребенка, так называемым «кризисом 7 лет». Сущность его состоит во внутренних противоречиях между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически дошкольными способами их удовлетворения. Это период рождения социального «Я» ребенка, который связан с изменением социальной ситуации. То, что было значимо для ребенка-дошкольника, становится второстепенным,

Такие внутренние перемены ребенка знаменуют новый этап жизни ребенка, что часто отражается на его внешнем поведении. Поэтому очень важно, чтобы родители были психологически готовы к предстоящему обучению своих детей и понимали, что за внешними проявлениями ребенка кроются внутренние переживания, связанные с наступлением вышеназванного кризиса.

Родители должны быть готовы понять и помочь своему ребенку на этапе предстоящего школьного обучения, их забота должна отражаться:

- с одной стороны: во внутреннем принятии своего повзрослевшего ребенка с его новыми потребностями и ожиданиями, занявшего новое место в системе общественных отношений;

- с другой стороны: во внутреннем понимании, что переход на данную ступеньку взросления связан со сложным, переломным моментом в развитии ребенка, а поэтому сопровождается неустойчивостью его эмоционально-волевой организации, в связи, с чем необходимо адекватно и терпимо реагировать на внешние, порой негативные, его проявления.

В помощь родителям педагогами должны предлагаться рекомендации, с примерами которых можете ознакомиться в предложенном раздаточном материале.

И все же, что такое готовность ребёнка к школе?

Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности и неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними.

Основными диагностическими методами педагога образовательной организации могут послужить:

Наблюдение и беседы с детьми, анкетирование родителей, совместное решение проблемной ситуации, как дома, так и в дошкольном учреждении (например: «Соберем ранец в месте», и т.д.), консультирование и тренинги педагога психолога для родителей способствующие психологической и эмоциональной подготовкой.

Для улучшения подготовки родителей, а также их ребенка должны предлагаться игры на решение проблемных ситуаций, которые предложены в раздаточном материале. Данные игры помогут родителям во взаимопонимании между ними и ребенком, а так же устранить проблемную ситуацию самостоятельно.

Вопросы воспитания и решения всех проблем возникающих у детей, а так же их родителей должны иметь место решаться при тесном взаимодействии детского сада с семьей, которое способствует формированию мотивационной готовности к школе, а именно:

· Развивать интерес ребенка ко всему новому;

· Отвечать на вопросы, давать новые сведения о новых предметах;

· Организовывать экскурсии в школы, знакомя с основными атрибутами школьной жизни;

· Использовать загадки, развивающие игры на школьные темы;

· Проводить семейные досуги и познавательные беседы;

По выявлению проблемы готовности родителей к школе, в раздаточном материале предлагается анкета для родителей, по которой можно сделать выводы, как представляют родители готовность к школе и подобрать необходимые мероприятия к выявленным трудностям.

Вывод.

Подводя итог вышесказанному, надо заметить, что готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая не только 6-7 лет, но включая в себя период дошкольного возраста как подготовительный к школе этап. Главное условие – это психологическая готовность родителей к изменению социального статуса своего ребенка. Таким образом, если у родителей – высокий уровень психологической готовности к изменению статуса ребенка, а также информированы об индивидуально-типологических и возрастных особенностей развития ребенка и стилях воспитания; эмоциональной поддержки и гибкости; обладанием волевым самоконтролем, умением построения отношений сотрудничества с ребенком, то у детей характеризуется позитивное отношение к школе, учителям, к сверстникам, к себе, они целеустремлённые и не испытывают затруднений в освоении образовательных программ. Родители, имеющие низкий содержательный уровень психологической готовности к изменению социального статуса ребенка не могут полноценно понять и поддержать его, вследствие чего детям тяжело психологически подготовиться к школе, что в дальнейшем приводит к проблемам. Иными словами: родители всегда должны быть рядом, поддерживать своих детей, как в трудные минуты, так и в минуты радости, а также должны быть предельно сдержанными и чуткими, и тогда у них все получится!

 

 

Список литературы

1. Н. М. Сертакова «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»;

2. В. Ф. Гуцул «Родительское собрание в детском саду. Вопросы и ответы»;

3. В. В. Горшенина «Система работы детского сада по предупреждению и преодолею трудностей семейного воспитания».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: