Начавшаяся в стране в 1905 г. революция заставила правительство пойти на некоторые политические уступки. 18 февраля 1905 г. рескриптом царя на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина было предписано приступить к разработке закона о создании выборного представительного учреждения. Подготовленный проект об учреждении Государственной думы был рассмотрен в Совете министров в мае 1905 г., а в июле в Петергофе под председательством Николая II состоялись секретные совещания по данному проекту. 6 августа были обнародованы утвержденные царем "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу". Согласно этим указам учреждалась законосовещательная Государственная дума, в которую предстояло избрать депутатов по принципу выборов в земства – по трем куриям: землевладельческой, городской и сельской. Выборы для первых двух курий устанавливались двухстепенными, для третьей – четырехстепенными. Избирательное право распространялось на лиц мужского пола не моложе 25 лет. В выборах в Думу не могли участвовать военнослужащие, учащиеся, рабочие, ремесленники, батраки и "бродячие инородцы". Эта "булыгинская дума" вызвала активный бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений, который сорвал попытку правительства созвать такую Думу, а революционные события осени 1905 г. заставили власти пойти на более радикальный вариант, начало которому положил Манифест от 17 октября 1917 г.
В дни московского вооруженного восстания (декабрь 1905 г.) был издан указ о выборах в Государственную думу, которая избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных прав лишались женщины, военнослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые национальные меньшинства. Выборы не являлись равными, поскольку нормы представительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Также выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и дворян – двухстепенные. При всех этих условиях большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства: оно избирало 42 % депутатов (помещики – 32 %, горожане – 22 %, а рабочие – 3 %). Это был сознательный шаг правительства, которое, с одной стороны, тешило себя надеждой на традиционную крестьянскую веру в "доброго царя", а с другой – пыталось подобным образом отвлечь крестьян от революции.
Прошедшие в феврале – марте 1906 г. выборы в I Государственную думу показали расстановку политических сил в стране: победу одержали кадеты, получившие 34 % общего числа (448) депутатских мест. Крайне левые, революционно-социалистические партии (большевики и эсеры) сознательно бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну, однако их тактика бойкота в обстановке спада революции оказалась малоэффективной. Не получили депутатских мандатов и правые партии. Составившие в I Думе большинство кадеты представляли, таким образом, левую оппозиционную силу, а разногласия с правительством по ряду особо значимых вопросов усиливали радикализм депутатов (табл. 1), что в конечном итоге привело к разгону Думы в июле 1906 г.
Опыт российского парламентаризма
I Дума | II Дума | III Дума | IV Дума | ||
Избирательный закон, на основании которого избрана Дума | "Положение о выборах в Государственную Думу" от 6 августа 1905 г. и дополнительный избирательный закон от 11 декабря 1905 г. Многоступенчатая сословно-куриальная система, избирательное право не всеобщее, не равное, не прямое | Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Избирательные права крестьян и рабочих дополнительно урезаны в пользу помещиков. | |||
Время работы | Апрель – июль 1906 г. Распущена. | Февраль – июнь 1907 г. Распущена. | Ноябрь 1907 г. – июнь 1912 г. | Ноябрь 1912 г. – февраль 1917 г. Распущена. | |
Председатель Думы | Муромцев С.А., кадет. | Головин Ф.А., кадет. | Октябристы Хомяков Н.А. (до 02.1910 г.); Гучков А.И. (до 03.1911 г.); Родзянко М.А. | Родзянко М.А., октябрист. | |
Думское большинство | Кадеты (153) – 34 %, трудовая группа (107) – 24 % | Трудовая группа (104), кадеты (98) | Октябристы (154), правые (147), кадеты (54). Возможны были два большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское | Правые (85), октябристы (98), кадеты (59), прогрессисты (48). Возможны были два большинства – право-октябристское и октябристско-кадетское | |
Проблемы, вызвавшие наиболее острые противоречия в самой Думе и между Думой и правительством | Аграрный вопрос. Земельная комиссия одобрила принцип принудительного отчуждения частных земель, правительство отказалось нарушить право собственности помещиков на землю. Дума выступила с прямым обещанием к народу, что стало предлогом для ее роспуска. | Аграрный вопрос. Проекты кадетов и трудовиков предусматривали отчуждение частных земель в противовес аграрной реформе Столыпина. Предлог для роспуска Думы – обвинение социал-демократической фракции в подготовке военного мятежа и требование лишить ее членов депутатской неприкосновенности. | Оппозиция преобразованиям Столыпина, особенно реформам местного управления, спор по поводу введения бессословных земств в западных губерниях. Национальный вопрос. Рабочий вопрос. | Особая активность буржуазных фракций, предложивших либеральные законопроекты. Левые фракции критиковали аграрную, экономическую, национальную, рабочую политику. Остро стоял вопрос о бюджете. С 1915 г. растет оппозиция к царю, его окружению из-за неудач в войне и распутинщины. Идея создания правительства с опорой на думское большинство. | |
Политические итоги деятельности Думы. | В революционной стране монархия не смогла сформулировать "послушную" Думу. В свою очередь, Дума не смогла инициировать радикальную аграрную реформу. Первый опыт российского парламентаризма. | Правящим кругам стало ясно, что крестьянство перестало быть надежной опорой власти. Левые продолжали борьбу за решение аграрного вопроса в пользу крестьянства. Выход был найден в изменении избирательного закона. | Правое большинство заблокировало процесс реформирования страны, борясь с любыми прогрессивными начинаниями. | Представители буржуазии в Думе внесли свой вклад в ослабление монархии. Однако Дума не смогла возглавить общество в период политического кризиса. | |
В феврале – марте 1906 г. структура власти в России была уточнена, что представляло самодержавию способ сосуществования с Думой. Стремясь ограничить права органа народного представительства, император по предложению С.Ю.Витте реорганизовал Государственный совет, превратив его в верхнюю палату парламента, также наделив его правом законодательной инициативы: для представления законопроекта царю требовалось его утверждение как Думой, так и Государственным советом. Верхняя палата российского парламента на 50 % состояла из представителей, ежегодно назначавшихся царем, и на 50 % из выборных членов (преимущественно от крупных землевладельцев), а также по несколько представителей от православного духовенства, торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной в своих руках: правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров, руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом; в перерывах между сессиями Думы он имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий. В апреле были приняты "Основные государственные законы Российской империи", которые в совокупности означали, что Россия перестала быть классической самодержавной монархией, каковой она была на рубеже веков. Появление в стране первого парламента – Государственной думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституционную. Однако дальнейшие события показали, что классической конституционной монархией страна так и не стала.
В отечественной исторической литературе есть несколько точек зрения на характер и результаты изменений, произошедших в Российском государстве в ходе первой русской революции 1905–1907 гг.: в России шло становление конституционной монархии, создавался дуалистический (т.е. двойственный, сочетающий самодержавие и парламент) тип конституционного государства;
- в законодательном механизме самодержавия в 1907 – 1914 гг. Государственная дума и Государственный совет занимали значительное место, но законодательными органами в полном смысле слова их назвать нельзя. Они были представительными органами господствующих классов (помещиков и буржуазии), деятельность их была скорее законосовещательной и поддерживала лжеконституционные, лжепарламентские иллюзии. В России, таким образом, утвердился лжепарламетаризм, самодержавие практически не изменилось;
- государство отказалось от важнейших прерогатив – неограниченного права законодательства и автономного распоряжения государственным бюджетом. Это была парламентская альтернатива развития России, реальное ограничение самодержавия;
- царский режим после революции 1905 г. фактически представлял собой мнимый конституционализм. Формы западноевропейского монархического конституционализма были использованы для легитимации (т.е. придания законного права на существование) самодержавия.
Правительство опасалось, что роспуск I Государственной думы приведет к волнениям, однако этого не произошло. 178 депутатов уехали в Выборг, где выразили свое несогласие с действиями официальных властей и приняли воззвание, в котором призвали народ к кампании государственного неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и другим акциям. Выборгское воззвание не произвело ожидаемого эффекта, но правительство И.Л. Горемыкина было вынуждено уйти в отставку. Новым председателем Совета министров (с сохранением поста министра внутренних дел) был назначен довольно молодой и энергичный Петр Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911). Его деятельность началась в условиях обострения революционных событий в стране летом 1906 г. (> 6.1.). Проанализировав обстановку в России, он опубликовал правительственную программу реформ, в которой определялись две основные задачи правительства:
- успокоить страну путем введения чрезвычайных мер и даже объявления в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов;
- немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение аграрной реформы.
Одновременно было объявлено о намерении правительства подготовить законопроекты по превращению России в правовое государство с их последующим обсуждением в новой Думе: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, реформах местного самоуправления и высшей и средней школы, введении всеобщего начального обучения и улучшении материального положения народных учителей, полицейской реформе и др.
В феврале 1907 г. начала свою работу II Государственная дума (табл. 1), которая по своему составу оказалась еще более левой, нежели предыдущая, поскольку в выборах приняли участие и революционные партии – эсеры и социал-демократы. Кадеты потеряли большинство и уже не были в Думе решающей силой. Больше всего голосов получили трудовики. Отказавшись от блока с кадетами, на который пошли меньшевики, большевики проводили тактику левого блока с трудовиками, эсерами и энесами, в результате чего значительно усилилось левое крыло Думы. Кроме того, в Думе появились и правые националисты, которые хотя и были в значительном меньшинстве, но оказались весьма активными на думской трибуне.
II Дума, как и предыдущая, оказалась в непримиримой оппозиции к правительству, отказавшись принять столыпинский проект решения аграрного вопроса. В условиях спада революционной активности правительство приняло решение о роспуске неугодной Думы. Поводом для этого шага стало обвинение депутатов от социал-демократов в подготовке военного заговора против существующего строя. П.А. Столыпин потребовал лишения их депутатской неприкосновенности, на что Дума ответила созданием специальной комиссии для разбора дела. Не дожидаясь итогов работы этой комиссии, 3 июня 1907 г. был обнародован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю как "третьиюньский государственный переворот", положивший конец революции 1905 – 1906 гг. Дело в том, что это Положение противоречило основным законам Российской империи, поскольку изменять избирательный закон было возможно лишь с согласия Думы. Роспуск II Государственной думы сопровождался арестом депутатов от социал-демократов: одни из них попали на каторгу, другие – в ссылку. Первая российская революция завершилась. Россия вступила в новую полосу своей истории.
Оценивая первый опыт работы российского парламента необходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за деятельностью правительства и государственными финансами, звучащие с думской трибуны критические речи в адрес властей – все это способствовало политическому просвещению народных масс, активизации их общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.
В целом особенности развития российского парламентаризма начала XX в. можно свести к следующим положениям:
- эволюция Государственной думы шла по линии постепенного сползания вправо (весьма показательным в этом отношении является изменение партийно-классового состава Думы всех созывов);
- за все время своего существования Государственная дума так и не смогла стать по-настоящему самостоятельным законодательным учреждением, поскольку не имела финансовой самостоятельности;
- влияние Думы на общественно-политические процессы в стране было недостаточным, поэтому в дни Февральской (1917) революции она не смогла спасти монархию даже своими попытками сделать ее конституционной. Общественное мнение по отношению к этому представительному органу было, как правило, негативным, а судьба России с Государственной думой не связывалась.