Аудит
Методические указания
по написанию курсового проекта
Сургут
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
БУ ВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Кафедра экономических и учетных дисциплин
Залевская Мария Александровна
Методические указания
по написанию курсового проекта по дисциплине «Аудит»
предназначены для подготовки бакалавров
по направлению «экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Аудит: метод. указания по написанию курсового проекта / сост. к.э.н., доцент М.А Залевская; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. – 24с.
Методические указания предназначены для всех уровней образования и форм обучения по направлению «Экономика», профиль «Бухгалтерский, учет, анализ и аудит»
В методических указаниях представлены требования по подготовке и оформлению курсового проекта, тематика курсовых работ.
Печатается по решению редакционно-исследовательского совета Сургутского государственного университета.
Рецензент Л.В. Зубарева, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономических и учетных дисциплин.
Сургутский государственный университет, 2017
Оглавление
Общие положения ……………………………………………………
Выбор темы и составление графика выполнения курсового проекта.
Ознакомление с литературой и составление плана.
Сбор и обработка фактического и нормативного материала
Изложение текста курсового проекта
Оформление курсового проекта
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТРОВ ПО АУДИТУ
|
Общие положения
В условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение аудита.
Успешное развитие аудиторского контроля в немалой степени определяется совершенствованием подготовки экономических кадров, в частности специалистов по учету и аудиту вразных отраслях рыночной экономики в условиях работы предприятий при различных формах собственности.
Государственными стандартами высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов в вузе предусмотрена самостоятельная работа студентов, важнейшей частью которой является написание курсового проекта по аудиту.
Курсовой проект представляет собой учебно-исследовательскую деятельность, выполняемую при активной помощи и консультации преподавателя — руководителя курсового проекта.
В системе подготовки кадров бухгалтеров курсовой работе отводится важное место, поскольку исследование проблем аудиторского контроля, выполняемое студентом, позволяет систематизировать, углублять и существенно расширять теоретические и практические знания, формировать умения и навыки исследовательской деятельности. В процессе работы над курсовым исследованием студент не только знакомится с новейшими достижениями науки о финансовом контроле и аудите, но и использует их для разработки практических рекомендаций по совершенствованию контроля и финансово-хозяйственной деятельности.
|
Выполнение курсового проекта позволяет студенту ретроспективно обращаться к пройденному материалу, глубже осознавать его, приводить в соответствие теоретические знания и практическую часть курса, определять область активного применения результатов проведенного исследования.
В ходе написания проекта студент показывает умение работать с экономической литературой, сданными конкретного предприятия и проводить их анализ, а также делать выводы и предложения по совершенствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Курсовой проект — подготовительный этап к написанию ВКР. Он полностью выполняется на основе материалов предприятия.
Общие требования к работе: логическая последовательность изложения материала, взаимная увязка данных, достоверность выводов и обоснование рекомендаций.
На предприятии студент должен собрать необходимый материал для разработки темы: скопировать документы на типовых бланках, сделать выписки из соответствующих бухгалтерских счетов, регистров, ведомостей, отчетов, распечатки с ЭВМ, собрать другой необходимый материал.
При оформлении курсового проекта необходимо помнить о таких ее составных частях, как титульный лист, содержание, текстовая часть, список литературы, приложения.
Цель курсового проекта:
- систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания и навыки по технологии и методологии аудита;
- привить навыки самостоятельной работы со специальной литературой и нормативными документами по аудиторскому контролю;
- приобщить студентов к решению проблемных вопросов по избранной теме работы;
- научить студентов пользоваться первичными документами, учетными регистрами, другими источниками, анализировать их и обобщить в производственных условиях;
- выработать навыки оценки существующей практики аудита и дать оценку надежности системы бухгалтерского учета;
- научить студентов излагать материал в виде стройной системы теоретических положений, связанных логической последовательностью и подкрепленных их примерами из практики.
Курсовой проект позволяет студентам проявить инициативу в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались в ограниченной степени.
|
В ходе выполнения курсового проекта студент последовательно проходит четыре этапа:
1) подготовительный (ознакомление с методическими рекомендациями по написанию курсовой работы, выбор темы исследования, изучение истории вопроса и базовых понятий, составление планов курсовой работы и библиографии);
2) сбор фактического материала для курсового проекта и его
анализ;
3) изложение текста курсового проекта с учетом изученной теории и собранного практического материала;
4) окончательное оформление результатов исследований и защита курсового проекта.
Выбор темы и составление графика выполнения курсового проекта
Успех в написании курсового проекта предопределяется правильным выбором темы.
Тематика курсового проекта подготавливается и утверждается кафедрой. Перечень прилагается. Студентам предоставляется право выбора любой предложенной темы.
По согласованию с руководителем и заведующим кафедрой студент может остановиться на теме, не входящей в рекомендуемый кафедрой перечень тем курсовых проекта.
В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы приблизительно ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он сможет располагать при выполнении работы, а также учитывать актуальность, новизну и перспективность проблемы. В большинстве случаев для этого необходима беседа с преподавателем-руководителем.
При выборе темы следует учитывать научный и практический интерес, вызванный работой студента чтением специальной литературы, опытом работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным дисциплинам. Тема курсового проекта должна связываться в перспективе с разработкой вопросов в ВКР. В этом случае студент ставит перед собой цель углубить полученные ранее знания с тем, чтобы всесторонне изучить проблему, выполнить ВКР на близкую его интересам тему.
Студент может выбрать такую тему, которая им мало изучена в процессе учебы, однако выбор ее должен быть обоснован. При выборе темы необходимо иметь ориентировочное представление о сущности той или иной проблемы, знать, какие вопросы следует осветить в работе.
При выборе темы студент должен иметь в виду, что курсовой проект по аудиту без цифровых данных, расчетов и аудиторских свидетельств, примеров, подтверждающих методику аудита, рабочих документов аудитора по одним только литературным источникам не допускается к защите.
График выполнения курсового проекта | ||
№ п/п | Содержание работы | Исполнитель |
Выбор темы | Студент | |
Уточнение темы и содержание плана курсового проекта | Руководитель, студент | |
Составление библиографии | Студент | |
Изучение нормативно-правовой литературы, учебников, монографий и периодики по теме исследования | Студент | |
Сбор материалов, подготовка плана курсового проекта | Студент | |
Анализ, обобщение и классификация собранного материала | Студент | |
Предварительное консультирование | Руководитель, студент | |
Написание теоретической части курсового проекта | Студент | |
Проведение эмпирического исследования (эксперимента), методическая обработка полученных данных и обобщение полученных результатов | Студент | |
Представление руководителю варианта курсового проекта и обсуждение результатов исследования | Руководитель, студент | |
Окончательное оформление курсового проекта и заключительное консультирование | Руководитель, студент | |
Защита курсового проекта | Руководитель, член комиссии, студент |
3. Ознакомление с литературой и составление плана
На основе предварительного ознакомления с литературой, цифровым и документальным материалом, который может быть использован при написании курсового проекта, составляется план курсового проекта.
При составлении плана следует прежде всего наметить основные «вехи», определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются только для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовой проект.
Тема может быть раскрыта с учетом различных точек зрения. Но именно, план курсового проекта отражает ее основные направления. План работы должен отражать основную идею работы, ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
Составленный план студент согласовывает с руководителем курсового проекта.
После того как составлен согласованный с руководителем рабочий план, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы, ее конспектированию и систематизации информации. При изучении отобранной литературы, как правило, составляются конспекты. Характер конспекта определяется возможностью и формой использования излагаемого материала в будущей работе. Это могут быть выписки (цитаты) или краткое изложение мысли, фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, которые могут потребоваться при написании текста курсового проекта. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательства и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на литературные источники.
Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работ, предусмотренных в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где (исходя из плана курсового проекта) могут быть использованы сведения.
При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с учебников и учебных пособий. Затем можно перейти к монографическим работам. Заканчивать надо нормативными, инструктивными материалами, журнальными статьями. Такая последовательность в изучении литературы и нормативных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактического материала, так как только глубокое и всестороннее ознакомление с теорией и практикой аудита по литературным источникам позволяет критически оценить действующую на предприятиях практику, с сознанием дела подобрать нужный материал для курсовой работы.
Особое внимание нужно уделить спорным вопросам, по которым в литературе ведется дискуссия. Важно изучить мнение отдельных авторов, продумать их аргументацию. Это позволит не только сделать правильное сопоставление различных точек зрения по интересующему вопросу, но и сформировать свое отношение к ним.
Литературные источники по вопросам аудита обычно иллюстрируются цифрами, аудиторскими свидетельствами, в них при- водятся схемы, аналитические таблицы, расчеты. Изучая литера- туру, студент ни в коем случае не должен опускать подобные материалы. Наоборот, лишь тщательно разобравшись в них, можно полностью уяснить себе тот или иной вопрос темы. Получив более или менее полное представление о вопросах, которые должны составить содержание главы (параграфа) курсового проекта, необходимо подобрать соответствующие фактические (цифровые) данные о работе анализируемого предприятия.