ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.




Методическая разработка консультация для родителей в папке-передвижке на тему

«Развиваем речь играя»

 

Разработали:

Воспитатели МАДОУ №77

Левченко Е.В., Карелина Н.А.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИГРАЯ!

Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но оставьте мне мою РЕЧЬ.
И скоро я обрету все, что имел
Д. Уэбстер

 

Речь — это не просто средство общения. Она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить. Уже давно доказано учеными, что развитие речи – это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развитие его интеллекта. Не откладывайте развитие речи на потом. Это «потом» наступило уже сейчас.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ!

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Речевые области формируются под влиянием кинетических импульсов, поступающих от пальцев. Развивая мышцы рук мы стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

ДОМИК

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой

рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

КОМАР

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА!

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Упражнения для развития подвижности губ. 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Упражнения для губ и щек. 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка. 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 3. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА!

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пойвдохдём гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

«Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ!

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Словестные игры помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

 

 

 

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

«Найди противоположное слово»

Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон.....(кислый).

- Луна видна ночью, а солнце....(днем).

- Огонь горячий, а лед.....(холодный).

- Тополь высокий, а шиповник..... (низкий).

- Река широкая, а ручей....(узкий).

- Камень тяжелый, а пух..... (легкий).

- Редька горькая, а груша..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

- Если в комнате не светло, то в ней...(темно).

- Если сумка не тяжелая, то она.... (легкая).

- Если нож не тупой, то он....(острый).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: