Налоговые органы РФ, принципы их построения




Налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и Федеральным законом РФ от 21.03.91 №943-1 «О налоговых органах РФ». [№4, с. 102].

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Федеральным налоговым органом РФ является Федеральная налоговая служба при Министерстве финансов РФ. ФНС РФ имеет следующую структуру:

Современное построение налоговых органов РФ осуществляется на основе двух основных принципов:

. территориальный принцип;

. отраслевой принцип.

При территориальном построении высшим звеном является Центральный аппарат ФНС России, в состав которого входят следующие управления:

) Сводно-аналитическое управление. В его функции входит:

• Организация рассмотрения проектов нормативных правовых актов по вопросам налогового законодательства, поступивших в установленном порядке в Службу, и подготовка аналитических материалов по ним;

• Организация методологической работы с налогоплательщиками в системе налоговых органов.

• Организация работы с обращениями налогоплательщиков.

• Координация деятельности налоговых органов по работе с налогоплательщиками.

) Управление администрирования налога на прибыль

) Управление администрирования косвенных налогов

) Управление администрирования единого социального налога

) Управление администрирования налогов с доходов физических лиц

) Управление налогового контроля

) Управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности

) Управление ввода данных, учета и отчетности

) Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

) Управление анализа и планирования

) Управление контроля налоговых органов

) Управление информационных технологий

) Юридическое управление

) Управление государственной службы и кадров

) Управление финансового обеспечения

) Управление материально-технического и социального обеспечения

) Управление организации капитального строительства

) Управление делами

) Управление администрирования ресурсных и имущественных налогов

) Управление по работе с налогоплательщиками и модернизации налоговых органов

) Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией

) Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

) Управление собственной безопасности

) Организационно-инспекторское управление

) Управление информационной безопасности

) Управление налогового аудита.

Средним звеном можно назвать Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления).

Третьим уровнем являются территориальные налоговые органы, которые представлены Межрайонными инспекциями ФНС и Территориальными инспекциями ФНС. [№2].

После вступления в действие Налогового кодекса РФ стали последовательно разрешаться проблемы усовершенствования структурного построения и деятельности налоговых органов с тем, чтобы они отвечали современным требованиям, предъявляемым к налоговому администрированию. Фактически налоговая система России и инфраструктура налоговых органов формировались одновременно, поэтому появление кодифицированного правового акта - части первой Налогового кодекса РФ создало предпосылки для преобразований в области налогового администрирования. Принципиальный подход к модернизации налоговых органов заключался в организационно-структурном построении налоговых инспекций на основе отраслевого принципа. Однако его безусловное доминирование при осуществлении перехода налоговых органов на типовые структуры было связано с проблемой обеспечения налогового администрирования в отношении определенных категорий налогоплательщиков.

Так, введение в стране принципиально новой налоговой системы сделало актуальным вопрос противодействия умышленным нарушениям налогового законодательства, которые в своей совокупности составили такое негативное социально-правовое явление, как налоговая преступность.
С учетом этого вполне обоснованно возникает вопрос о таком структурно-организационном обеспечении налогово-проверочной деятельности, которое гарантировало бы и качественные проверки налогоплательщиков, и эффективное реагирование на их результаты за счет своевременного воздействия на правонарушителей, и принятие к ним мер государственного принуждения. Ранее отмечалось, что на процесс разрешения этих проблем в организационном плане оказали влияние территориальный и функциональный принципы организационно-структурного построения налоговых органов, конкуренция между которыми вела к выработке оптимальной модели налогового органа и его налогово-проверочных организационных звеньев.

Однако ситуация складывалась таким образом, что при организационных преобразованиях налоговых органов необходимо было принять во внимание и типологию налогоплательщиков. По этому поводу следует указать, что на ведомственном уровне, исходя из такою критерия, как характер поведения налогоплательщика в сфере налогообложения, в терминологии нормативных актов появляется такая категория, как проблемные налогоплательщики. Ими были признаны юридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении которых имеются подлежащие проверке данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путем полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении неконтролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и во внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. К числу проблемных налогоплательщиков были отнесены также предприятия и организации, занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. [№14, с. 234 - 236].

Легальное определение проблемных налогоплательщиков взаимосвязано с понятием крупных и крупнейших налогоплательщиков, юридическое определение сущности которых в действующем налоговом законодательстве отсутствует. С большой долей уверенности можно утверждать только то, что понятия «крупный налогоплательщик» и «крупнейший налогоплательщик» скорее всего сходны по смыслу. По крайней мере, при их определении должна использоваться одна и та же шкала качественной оценки.

Основными факторами, указывающими на необходимость сосредоточения полномочий при работе с проблемными налогоплательщиками в обособленной системе, являются:

целенаправленность и комплексность оперативного налогового контроля (выявление крупных правонарушений и проведение налоговых расследований по ним является длительным процессом, выходящим за рамки разовой налоговой проверки, так как они требуют сбора и обобщения различной информации, проведения специальных мероприятий, взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов);

специфичность оперативного налогового контроля за проблемными налогоплательщиками (многие используемые при проведении налогового расследования методы налогового контроля в виде опроса свидетелей, проведения экспертиз осмотров, выемок обладают ярко выраженной спецификой, и для их эффективного применения необходима специальных подготовка);

независимость проведения налогового контроля (во многих случаях уклонение от уплаты налогов связано с коррупцией в самих налоговых органах, органах местного самоуправления, в региональной администрации, что требует независимости органов, проводящих оперативный контроль и налоговое расследование, от налоговых органов, осуществивших предшествующие налоговые проверки проблемного налогоплательщика);

различный уровень организационного построения современных проблемных налогоплательщиков: существование в современной российской экономике крупных холдингов с развитой инфраструктурой и многочисленными структурными подразделениями в различных регионах страны требует координации проведения выездных налоговых проверок силами МНС и УМНС России и их единого методологического, информационного и технического обеспечения.

Именно эти обстоятельства и предопределили появление в структуре налоговых органов в начале 2000-х гг. межрегиональных и межрайонных инспекции ФНС России, образованных для контроля над отдельными категориями налогоплательщиков. При их организации был принят во внимание отраслевой принцип формирования налоговых органов.
К отдельным категориям налогоплательщиков относятся крупные и крупнейшие налогоплательщики, деятельность которых выходит далеко за рамки отдельно взятой территории, контролируемой какой-либо одной инспекцией, что обусловило необходимость создания этих инспекций.

Были образованы:

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Центральному федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Северо-Западному федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Южному федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Приволжскому федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Уральскому федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Сибирскому федеральному округу

• Межрегиональная инспекция ФНС России по Дальневосточному федеральному округу

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам созданы по таким отраслям, как:

. Нефть

. Природный газ

. Машиностроение

. Энергия

. Металлургия

. Транспорт

. Связь

. Спиртосодержащая и табачная продукция.

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:. показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;. отношения взаимозависимости между организациями.

Показатели финансово-экономической деятельности

. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации:

. У которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 50 миллионов рублей; суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма №2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) и операционных доходов (форма №2 годовой бухгалтерской отчетности, строки 060 - 070) превышает 10 миллиардов рублей;

активы (сумма внеоборотных и оборотных активов - форма №1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) превышают 10 миллиардов рублей.

. В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших учитывается соответствие организации критериям по показателям финансово-экономической деятельности за любой отчетный год, начиная с 2000 года. [№14, с. 344 - 348].

Организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Отношения взаимозависимости между организациями
Организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 20 части первой Налогового кодекса Российской Федерации оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разделе I Критериев, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.

Также второй уровень дополнили Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных, которая подчиняется исключительно Центральному аппарату ФНС России. [№2].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: