Экспресс-диагностики мотивации




(Соломин И.Л.)

Методика цветовых метафор рекомендуется для обследования эмоционального состояния и отношений учащихся младших классов. Содержание и структура эмоциональных отношений могут рассматриваться, с одной стороны, как фактор, затрудняющий или облегчающий психологическую адаптацию школьников; с другой стороны, как показатель уровня этой адаптации. Методика позволяет в течение короткого времени получить информацию о содержании эмоциональных переживаний и отношений каждого ребенка к себе, различным людям, занятиям и событиям, а также представить эмоциональный портрет класса в целом и сравнить его с другими классами.

Список понятий для младших школьников может содержать следующие категории:

виды деятельности (игра, учеба, труд, отдых, домашнее задание),;

события (болезнь, наказание);

люди и группы людей (мой друг, моя школа, моя учительница, мой класс, моя семья);

позитивные чувства (радость, интерес, увлечение);

негативные чувства (грусть, обида, страх).

 

Методика цветовых метафор

Бланк ответов

Возраст _____________ Пол (м.ж) _________ Дата________

Школа________________ Класс__________________

Инструкция 1

Ребята мы сейчас с вами поиграем в игру волшебная комната, стены которой «окрашиваются» в различные цвета в зависимости от того, о чем думает человек. Перед вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на обратной стороне которого записаны слова и картинки к ним. Я называю слова из списка по порядку, а вы на листок в столбик записывают номера цветов, в которые, по вашему мнению, окрашивается комната, когда слышите это слово.

 

Понятие № цвета              
Игра                
учеба                
труд                
отдых                
Домашнее задание                
болезнь                
наказание                
Мой друг                
Моя школа                
Моя учительница                
Мой класс                
Моя семья                
Радость                
Интерес                
увлечение                
Грусть                
Обида                
Страх                

Инструкция 2

Теперь в верхнем столбике запишите пожалуйста в левой клетке номер самого приятного для Вас цвета- цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее запишите номер следующего по привлекательности цвета и так далее. Таким образом в этой строке у ВАС должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного.

Обработка результатов

В процессе обработки результатов для каждого ребенка выписываются восемь групп понятий, обозначенных цветами с первого по восьмой по степени привлекательности. Анализируется, какие именно понятия были обозначены самым привлекательным и самым непривлекательным цветом, что позволяет определить содержание стремлений и источников стрессовых переживаний. Выявляется, какие понятия ассоциируются с позитивными чувствами, а какие – с негативными чувствами. Определяется, с какими чувствами ассоциируется понятия «Моя школа», «Моя учительница», «Мой класс», «Учеба», «Домашнее задание». Таким образом, для каждого ребенка могут быть получены показатели отношений к различным видам деятельности, разным людям, определены содержание интересов и увлечений, источники страха и других болезненных переживаний.

Групповая обработка включает в себя подсчет количества и процента учащихся класса, которые обозначали одним и тем же цветом различные пары понятий, образованных, с одной стороны, аспектами учебной деятельности (моя школа, мой класс, моя учительница, учеба, домашнее задание), а с другой стороны – позитивными и негативными чувствами (радость, интерес, увлечение, грусть, обида, страх). Например, подсчитывалось, какой процент учеников данного класса считает, что «учеба» – это «радость» (то есть, указанные понятия относятся к одной группе, обозначены одинаковым цветом), а какой процент учащихся относит к одной группе «учебу» и «страх» (Таблица 5).

Таблица 5. Пример групповой обработки результатов методики цветовых метафор по данным 1 класса общеобразовательной школы (в таблице представлен процент учащихся в классе, обозначивших соответствующие пары понятий одинаковым цветом)

ПОНЯТИЯ Грусть Обида Страх Радость Интерес Увлечение НЕГАТИВНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ РАЗНОСТЬ
Моя школа                 -10
Учительница                  
Мой класс                  
Учеба                 -26
Домашние задания                 -47
ВСЕГО                 -15


Таким образом, результаты использования методики цветовых метафор в младших классах общеобразовательной школы позволяют:
• определить отношения учащихся к различным формам учебных занятий, учебным программам, дисциплинам, преподавателям и одноклассникам,
• оценить уровень адаптации учащихся к учебной деятельности, выявить содержание и источники эмоциональных проблем, выделить конкретные группы детей, характеризующихся наличием связанных с учебой проблем и нуждающихся в дополнительной психологической и педагогической помощи,
• сравнить эмоциональные отношения и учебную мотивацию учащихся в разных классах и образовательных учреждениях,
• отследить динамику эмоциональных отношений и мотивации учащихся в процессе изменений содержания и условий учебной деятельности.

 

Проективный рисунок-тест Н.Г.Лускановой

«Что мне нравится в школе?»

 

(методика выявляет отношение детей к школе

и мотивационную готовность детей к обучению в школе)

 

Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.

Схема анализа и оценки рисунков:

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Примерная схема оценкидетскихрисунков на тему «Что мне нравится в школе».

1. Несоответствиетемеуказывает на:

а) отсутствиешкольноймотивации и преобладание других мотивов, чащевсегоигровых. В этомслучаедетирисуютмашины, игрушки, военныедействия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационнойнезрелостиребенка;

б) детскийнегативизм. В этомслучаеребенокупорноотказываетсярисовать на школьную тему и рисует то, что он лучшевсегоумеет и любитрисовать. Такоеповедениесвойственнодетям с завышеннымуровнемпритязаний и трудностями приспособления к четкомувыполнениюшкольныхтребований;

в) неверноеистолкованиепоставленнойзадачи, еенепонимание. Такиедетиилиничего не рисуют, илисрисовывают у других сюжеты, не имеющиеотношения к даннойтеме. Чащевсегоэтосвойственнодетям с задержкойпсихическогоразвития.

Если рисунок не соответствуетзаданнойтеме, то при количественнойобработкепроставляется 0 баллов.

2. Соответствиезаданнойтемеговорит о наличииположительногоотношения к школе, при этомучитывается сюжет рисунка, то естьчтоименноизображено:

а) учебныеситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написаннымизаданиями и т.п. Свидетельствует о высокойшкольноймотивации и учебнойактивностиребенка, наличии у негопознавательныхучебныхмотивов (30 баллов);

б) ситуациинеучебногохарактера — школьноездание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственныдетям с положительнымотношением к школе, нобольшейнаправленностью на внешниешкольныеатрибуты (оценка 20 баллов);

в) игровыеситуации — качели на школьном дворе, игроваякомната, игрушки и другиепредметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственныдетям с положительнымотношением к школе, нопреобладаниемигровоймотивации (оценка 10 баллов).

Литература:Лескова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первоклассников к школе. – Одесса, 2001

Методика "Школа зверей"

(диагностика адаптации учащихся в школе)

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: