(Соломин И.Л.)
Методика цветовых метафор рекомендуется для обследования эмоционального состояния и отношений учащихся младших классов. Содержание и структура эмоциональных отношений могут рассматриваться, с одной стороны, как фактор, затрудняющий или облегчающий психологическую адаптацию школьников; с другой стороны, как показатель уровня этой адаптации. Методика позволяет в течение короткого времени получить информацию о содержании эмоциональных переживаний и отношений каждого ребенка к себе, различным людям, занятиям и событиям, а также представить эмоциональный портрет класса в целом и сравнить его с другими классами.
Список понятий для младших школьников может содержать следующие категории:
виды деятельности (игра, учеба, труд, отдых, домашнее задание),;
события (болезнь, наказание);
люди и группы людей (мой друг, моя школа, моя учительница, мой класс, моя семья);
позитивные чувства (радость, интерес, увлечение);
негативные чувства (грусть, обида, страх).
Методика цветовых метафор
Бланк ответов
Возраст _____________ Пол (м.ж) _________ Дата________
Школа________________ Класс__________________
Инструкция 1
Ребята мы сейчас с вами поиграем в игру волшебная комната, стены которой «окрашиваются» в различные цвета в зависимости от того, о чем думает человек. Перед вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на обратной стороне которого записаны слова и картинки к ним. Я называю слова из списка по порядку, а вы на листок в столбик записывают номера цветов, в которые, по вашему мнению, окрашивается комната, когда слышите это слово.
Понятие | № цвета | |||||||
Игра | ||||||||
учеба | ||||||||
труд | ||||||||
отдых | ||||||||
Домашнее задание | ||||||||
болезнь | ||||||||
наказание | ||||||||
Мой друг | ||||||||
Моя школа | ||||||||
Моя учительница | ||||||||
Мой класс | ||||||||
Моя семья | ||||||||
Радость | ||||||||
Интерес | ||||||||
увлечение | ||||||||
Грусть | ||||||||
Обида | ||||||||
Страх |
Инструкция 2
Теперь в верхнем столбике запишите пожалуйста в левой клетке номер самого приятного для Вас цвета- цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее запишите номер следующего по привлекательности цвета и так далее. Таким образом в этой строке у ВАС должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного.
Обработка результатов
В процессе обработки результатов для каждого ребенка выписываются восемь групп понятий, обозначенных цветами с первого по восьмой по степени привлекательности. Анализируется, какие именно понятия были обозначены самым привлекательным и самым непривлекательным цветом, что позволяет определить содержание стремлений и источников стрессовых переживаний. Выявляется, какие понятия ассоциируются с позитивными чувствами, а какие – с негативными чувствами. Определяется, с какими чувствами ассоциируется понятия «Моя школа», «Моя учительница», «Мой класс», «Учеба», «Домашнее задание». Таким образом, для каждого ребенка могут быть получены показатели отношений к различным видам деятельности, разным людям, определены содержание интересов и увлечений, источники страха и других болезненных переживаний.
Групповая обработка включает в себя подсчет количества и процента учащихся класса, которые обозначали одним и тем же цветом различные пары понятий, образованных, с одной стороны, аспектами учебной деятельности (моя школа, мой класс, моя учительница, учеба, домашнее задание), а с другой стороны – позитивными и негативными чувствами (радость, интерес, увлечение, грусть, обида, страх). Например, подсчитывалось, какой процент учеников данного класса считает, что «учеба» – это «радость» (то есть, указанные понятия относятся к одной группе, обозначены одинаковым цветом), а какой процент учащихся относит к одной группе «учебу» и «страх» (Таблица 5).
Таблица 5. Пример групповой обработки результатов методики цветовых метафор по данным 1 класса общеобразовательной школы (в таблице представлен процент учащихся в классе, обозначивших соответствующие пары понятий одинаковым цветом)
ПОНЯТИЯ | Грусть | Обида | Страх | Радость | Интерес | Увлечение | НЕГАТИВНЫЕ | ПОЗИТИВНЫЕ | РАЗНОСТЬ |
Моя школа | -10 | ||||||||
Учительница | |||||||||
Мой класс | |||||||||
Учеба | -26 | ||||||||
Домашние задания | -47 | ||||||||
ВСЕГО | -15 |
Таким образом, результаты использования методики цветовых метафор в младших классах общеобразовательной школы позволяют:
• определить отношения учащихся к различным формам учебных занятий, учебным программам, дисциплинам, преподавателям и одноклассникам,
• оценить уровень адаптации учащихся к учебной деятельности, выявить содержание и источники эмоциональных проблем, выделить конкретные группы детей, характеризующихся наличием связанных с учебой проблем и нуждающихся в дополнительной психологической и педагогической помощи,
• сравнить эмоциональные отношения и учебную мотивацию учащихся в разных классах и образовательных учреждениях,
• отследить динамику эмоциональных отношений и мотивации учащихся в процессе изменений содержания и условий учебной деятельности.
Проективный рисунок-тест Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»
(методика выявляет отношение детей к школе
и мотивационную готовность детей к обучению в школе)
Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.
Схема анализа и оценки рисунков:
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
Примерная схема оценкидетскихрисунков на тему «Что мне нравится в школе».
1. Несоответствиетемеуказывает на:
а) отсутствиешкольноймотивации и преобладание других мотивов, чащевсегоигровых. В этомслучаедетирисуютмашины, игрушки, военныедействия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационнойнезрелостиребенка;
б) детскийнегативизм. В этомслучаеребенокупорноотказываетсярисовать на школьную тему и рисует то, что он лучшевсегоумеет и любитрисовать. Такоеповедениесвойственнодетям с завышеннымуровнемпритязаний и трудностями приспособления к четкомувыполнениюшкольныхтребований;
в) неверноеистолкованиепоставленнойзадачи, еенепонимание. Такиедетиилиничего не рисуют, илисрисовывают у других сюжеты, не имеющиеотношения к даннойтеме. Чащевсегоэтосвойственнодетям с задержкойпсихическогоразвития.
Если рисунок не соответствуетзаданнойтеме, то при количественнойобработкепроставляется 0 баллов.
2. Соответствиезаданнойтемеговорит о наличииположительногоотношения к школе, при этомучитывается сюжет рисунка, то естьчтоименноизображено:
а) учебныеситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написаннымизаданиями и т.п. Свидетельствует о высокойшкольноймотивации и учебнойактивностиребенка, наличии у негопознавательныхучебныхмотивов (30 баллов);
б) ситуациинеучебногохарактера — школьноездание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственныдетям с положительнымотношением к школе, нобольшейнаправленностью на внешниешкольныеатрибуты (оценка 20 баллов);
в) игровыеситуации — качели на школьном дворе, игроваякомната, игрушки и другиепредметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственныдетям с положительнымотношением к школе, нопреобладаниемигровоймотивации (оценка 10 баллов).
Литература:Лескова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первоклассников к школе. – Одесса, 2001
Методика "Школа зверей"
(диагностика адаптации учащихся в школе)
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.