ЛУКАВЫЙ СОЮЗНИК или 26 ступеней вниз.




До событий 2014 года Беларусь считалась самым близким и доверенным союзником России на постсоветском пространстве.

Посла развала СССР большинство населения бывшей советской республики, особенно деревня и малый город, видели себя частью Русского мира и высказывались за сотрудничество и союз с Россией, так как оно гарантировало политическую и экономическую стабильность. Лукашенко стал лидером этого большинства и легко выиграл президентские выборы 1994 года.

При этом своё истинное отношение к Русскому миру он предельно чётко сформулировал в интервью радио «Свобода»: «Если бы у нас была другая возможность, то на хрена нам нужна была бы эта Россия с её бардаком». Во время своей предвыборной кампании он прямо выступал против объединения денежных систем России и Беларуси, ликвидации таможен на границах и общего бюджета. «Я против того, чтобы стоять перед Россией на коленях», — уже тогда заявлял будущий президент.

Подписанное в 1995 году с Европейским Союзом Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве Лукашенко объявил первым шагом к возможному вступлению Белоруссии в это объединение.

Однако европейцам не нравилось установление в республике откровенно диктаторского режима, поэтому подписанное соглашение так и не было ими ратифицировано. Более того, Европейский Союз исключил Белоруссию из своей «Европейской политики соседства», которая была разработана для установления «круга друзей» в географической близости Союза.

Быстро поняв, что Запад не собирается содержать на своей шее его режим, а из-за разрыва экономических связей с Москвой Белоруссия скатывается в тяжёлый экономический кризис, Лукашенко объявляет новый курс — на сближение с Россией. По его инициативе восстанавливаются экономические связи, следует подписание Договора о Союзе двух государств (1997 год), а затем о создании Союзного государства (1999 год).

Лукашенко инициировал создание Союзного государства ещё по одной причине — он сам мечтал возглавить Русский мир. Ельцин пошёл на подписание Союзного договора только потому, что пытался смыть с себя позорное клеймо «могильщика СССР». Затем до него дошло, что после истечения своих властных полномочий в 2000 году неплохо было бы пересесть в кресло президента нового Союза. Однако на тот момент популярность Лукашенко в русском народе была столь велика, что любые честные выборы президента России или Союзного государства он бы у Ельцина выиграл. А окажись Лукашенко во главе Русского мира, мы жили бы сейчас в совершенно другой стране, избавленной от ужасов либерального правления.

Здесь стоит пояснить, что в отличие от России и других стран СНГ, Беларусь всё ещё остаётся социальным государством, которое пытается служить не только олигархам, чиновникам и силовикам, но и интересам всего общества (в чём автор этих строк имел возможность убедиться лично). За счёт грамотного использования своих скромных ресурсов и российских дотаций, Лукашенко сумел сохранить большинство предприятий, качество их продукции и социальную сферу.

Его стараниями в республике был создан один из самых эффективных в мире агропромышленных комплексов, благодаря чему Беларусь является лидером СНГ по производству мяса, молока, картофеля и яиц на душу населения.

Согласно данным ООН Беларусь также является лидером постсоветских стран в IT-секторе и уровню развития человеческого капитала (продолжительность жизни, доступность образования, медицины, культуры). Белорусские зарплаты превосходят российские по паритету покупательной способности. В Беларуси до сих пор нет ярко выраженного разделения людей по имущественному, этническому или языковому признаку. Всё это дополняется реальной борьбой с коррупцией, бандитизмом и этнической мафией.

В результате на фоне вымирающей русской глубинки, Беларусь казалась райским оазисом благополучия и правопорядка. Даже возникло понятие «белорусское экономическое чудо». Чтобы убедиться в этом, читателю достаточно посетить Беларусь и приграничные с ней Псковскую и Смоленскую области. Наблюдается разительный контраст. По одну сторону границы прекрасные дороги, живые села и ухоженные маленькие города, по другую — запустение и разруха, словно ещё продолжается Великая Отечественная война.

Именно поэтому разграбившая Россию прозападная российская «элита» и обслуживающие её интересы федеральные СМИ относятся к личности «Батьки» с плохо скрываемой ненавистью.

Допустить амбициозного белорусского государственника, пользующегося поддержкой Русского мира и способного на жёсткие кадровые и иные решения, в Кремле никак не могли. И в 2000 году трон одряхлевшего Ельцина занимает молодой и энергичный Владимир Путин, который быстро забрал себе роль лидера Русского мира и «собирания земель русских». В 2002 году он прямо предлагает Белоруссии вступить в состав России 6 областями.

Однако властолюбивый Лукашенко уже потерял к идее Союзного государства всякий интерес. «Батька» отнюдь не горел желанием менять свой независимый статус на положение российского федерального чиновника. Итог его патологической жажды власти оказался закономерен. Из разряда одного из признанных лидеров Русского мира Лукашенко постепенно скатился в стан его смертельных врагов.

Но в 2000 году этот пагубный процесс только набирал силу. А пока в качестве платы за военно-политический союз и создание бутафорного Союзного государства, Лукашенко выбил себе многомиллиардные потоки российских дотаций. По данным МВФ только за 2005—2015 годы их объём составил 106 млрд. долларов.

Помимо этого Москва выдала Минску льготный кредит в размере 10 млрд. долларов на строительство БелАЭС и выплатила ещё 5 млрд. долларов за покупку магистральных газопроводов «Белтрансгаза», хотя эта сумма была выше стоимости строительства нового трубопровода. Лукашенко предоставили доступ на огромный российский продовольственный рынок для сбыта продукции белорусского агропрома и выделили квоты на вылов рыбы в Баренцевом и Балтийском морях.

Самое главное — Белоруссия получала от России дешёвый газ и беспошлинную нефть, которую перерабатывала и полученные нефтепродукты перепродавала за рубеж. Дело оказалось настолько прибыльным, что импорт российских нефтепродуктов в республику в 2010—2012 годах вырос почти в 10 раз — 0,9 млн. до 8,4 млн. тонн! Российский бюджет не получил с этого ни копейки, а Минск (по данным Центробанка РФ) в 2011—2016 гг. положил в свой карман 48,4 млрд долларов.

Так, «союз» и «братство» с Россией позволил Минску избежать обвала экономики. Неудивительно, что когда американцы предложили Лукашенко, по примеру соседей по СНГ, вступить на путь демократии и для начала за взятку в 10 млрд. долларов выдворить с белорусской территории российскую РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, то прагматичный «Батька» ответил в том духе, что «братство с Россией не продается». После чего Минск вполне ожидаемо попадает под каток западных санкций, а Лукашенко во всеуслышание объявляется последним диктатором Европы.

На фоне этих событий в Белоруссии незаметно, но неуклонно развивался аналогичный украинскому русофобский цивилизационный проект «литвинства» и «белоруссизации». Тем более что белорусский и украинский национализм имеют много общего и руководствуются единым лозунгом: «Беларусь (Украина) — не Россия».

По накатанной с советских времён схеме, политика «белоруссизации» началась с директивного внедрения в СМИ и общественном транспорте республики абсолютно чуждого населению белорусского языка. Одновременно население республики по всем информационным каналам пичкают байками о том, как всё плохо в страшной, бандитской, холодной и голодной России. Русских мужчин стали представлять повальными пьяницами и бандитами, женщин — проститутками. Эту подленькую русофобскую политику хорошо иллюстрирует известное изречение Лукашенко о том, что белорус — это, дескать, русский со знаком качества, а также недавнее нашумевшее задержание в Белоруссии русских наёмников, которые якобы вызвали к себе подозрение тем, что не пили водку.

Затем следует демонстративное укрепление отношений Минска с Китаем, сделанное исключительно в пику Западу и России.

Резкая критика Лукашенко «самого дурацкого проекта России» газопровода «Северный поток» (который проложили в обход территории Белоруссии), русско-грузинская война 2008 года и отказ Минска от признания Абхазии и Южной Осетии впервые показали Кремлю реальную цену заключённого договора о Союзном государстве. Оказалось, что Союзное государство по Лукашенко — это обязанность Москвы оплачивать счета «Батьки» в ответ на его высокопарную болтовню «о братской России», ни во что не вмешиваться и бесконечно распинаться в уважении к белорусской независимости.

В отношениях Москвы и Минска возникла первая серьёзная трещина. Год за годом она расширялась, превращаясь в зияющую пропасть.

Когда решался стратегический вопрос о создании единой валюты Союзного государства, Лукашенко потребовал и получил от России 2,5 млрд. долларов на подготовку к этому процессу белорусской финансовой системы. А потом устроил очередную истерику, наотрез отказался этот единый рубль создавать и обвинил во всём Россию.

В 2009 году между двумя странами вспыхнула полномасштабная молочная война, затем началась нефтяная. Напомню читателю, что в рамках Союзного государства Белоруссия получала из России беспошлинную нефть, перерабатывала её на своих заводах и большую часть продавала на экспорт. Но в 2010 году в Москве указали Лукашенко, что он без обоснований получает сверхприбыли за русский счёт. Со стороны Кремля последовало предложение: освобождённая от пошлин нефть пойдёт только на внутреннее потребление республики. За нефть для экспортных отгрузок придётся заплатить пошлину, как это делают все российские компании.

Лукашенко в ответ дико возмутился и стал закупать нефть в Азербайджане и Венесуэле. Однако она оказалась хуже и гораздо дороже российской. Конфликт был исчерпан только после того, как Лукашенко поставил свою подпись под документами по созданию Таможенного союза и единого экономического пространства.

Государственный переворот на Украине в 2014 году окончательно сорвал маску с белорусского лицемера и нахлебника. Вместо благодарности за экономическую помощь и верности им же подписанному союзу с Россией, перепуганный Лукашенко с удвоенной энергией бросился демонстрировать независимость.

Ради объективности стоит признать, что свою долю вины в этом резком развороте несла и путинская Россия. Она сама раскормила «союзника» дармовыми нефтью и газом, кредитами и экономической помощью. И при этом не вела жёсткую и последовательную политику на построение Союзного государства. К тому же Лукашенко прекрасно видел, что забрав в 2014 году Крым, Кремль сразу же цинично предал русскую Новороссию, сделав её разменной монетой в своих закулисных переговорах с Западом. А значит, при случае Москва с такой же лёгкостью могла сделать разменной монетой и его режим.

Но больше всего испугало Лукашенко возможное исчезновение с политической карты мира Украины и её воссоединение с Русским миром. Это оставляло Минск один на один с Москвой и неизбежно лишало «Батьку» личной власти.

Эту ситуацию прекрасно видели и на Западе. И вскоре, одновременно с событиями вокруг Украины и Крыма, «последний диктатор Европы» получает от Европы и США намёк на смягчение многолетних санкций и возможность экономического сотрудничества.

Лукашенко тут же разворачивается на 180 градусов. Он приглашает к себе в гости нового украинского «президента» Александра Турчинова, а вскоре вместе с младшим сыном Николаем принимает личное участие в инаугурации Петра Порошенко, после которой заявил журналистам буквально следующее: «Боевиков, которые воюют против украинцев, нужно уничтожать. Но сначала разберитесь, а то перестреляете своих же».

На встрече руководителей ряда республик СНГ 8 мая 2014 года в Москве Лукашенко заявил, что Белоруссия и Россия должны занять общую позицию при реагировании на украинский кризис. Тем самым он дал понять, что союзники не имеют общего взгляда на украинские события.

Воспользовавшись разразившейся между Россией, Украиной и Евросоюзом войной санкций и контрсанкций, Лукашенко быстро сориентировался и превратил Беларусь в огромный контрабандный портал. Белоруссия стала поставлять украинским карателям армейские грузовики, военное снаряжение, танковые снаряды и нефтепродукты. В России же появились запрещённые европейские товары, якобы «произведённые» в Беларуси, что в значительной степени обнулило все контрсанкции Москвы в отношении Европы и Украины.

Панически боясь проникновения идей Русского мира в белорусское общество Лукашенко в своём выступлении с посланием народу и парламенту весной 2014 года даёт прямое указание сотрудникам КГБ подходить к пророссийским активистам «как к диверсантам». Усиливается чистка армии и госаппарата от всех, кто позволял себе излишние симпатии к России.

Несмотря на это сотни белорусов отправились воевать на Украину. Меньшая их часть оказалась на стороне украинских фашистов, подавляющее большинство сражалось за Русский мир. Белорусские власти объявили, что будут одинаково строго преследовать и тех и других без исключения. Но на практике основная работа спецслужб велась против добровольцев, воюющих на стороне русских.

Резко активизируется политика «белоруссизации». Дескать, Белоруссия — это маленькая уютная европейская квартирка, нам не нужна ваша русская империя, оставьте нас в покое и дайте пожить спокойно. Дирижировал этим процессом сам Лукашенко при помощи прозападного агента и архитектора белорусской «многовекторной политики» Владимира Макея.

Занимая должности руководителя президентской администрации, а после 2012 года министра иностранных дел, Макей де-факто стал вторым человеком в государстве, подмяв под себя чиновничий аппарат и оттеснив в сторону силовиков во главе со старшим сыном президента Виктором Лукашенко. Активно продвигаемый Макеем проект «белоруссизации» подразумевал полный отрыв Беларуси от Русского мира, уничтожение единой исторической памяти и включение Беларуси в американскую концепцию Междуморья.

В рамках этого проекта белорусской молодежи стали внушать, что она наследница Великого Княжества Литовского, главным врагом которого всегда была Россия и русские. Возник культ почитания литвинства и княжеского рода Радзивиллов, проливших реки русской крови. Борцами «за свободу белорусского народа» стали польский сепаратист и бандит Кастусь Калиновскй, униатский архиепископ-русофоб Иосафат Кунцевич, идеологи белорусского национализма братья Луцкевичи. В Брестской области срочно появляется памятник польскому мятежнику Тадеушу Костюшко.

Одновременно в стране начинается тихая и подлая кампания за запрет георгиевской ленты. На людей, одевших её, стали совершаться нападения. В Могилеве с памятника Пушкину сбили антизападные строки поэта из оды «Клеветникам России», затем осквернили его памятник в Минске. В Орше открыли памятник в честь 500-летия победы польско-литовской армии над войсками московской Руси в 1514 году. Окончательно теряет свою актуальность традиционный фестиваль «Славянский базар», призванный культурно и духовно объединять три ветви русского народа. На помойку истории выкидывается день воссоединения Западной Белоруссии с БССР в 1939 году. В Минске появляются указатели на белорусском, английском и даже китайском, но не русском языках.

На внешнеполитической арене со стороны Минска один за другим следуют всё новые антироссийские демарши. Лукашенко демонстративно укрепляет дружеские отношения с бандеровской Украиной, проамериканской Грузией и вечным русским врагом Турцией. В рамках ОДКБ Беларусь является союзником России и Армении, но при этом демонстративно занимает сторону Азербайджана в Нагорно-Карабахском конфликте.

Такое поведение «союзника» в условиях обострившейся конфронтации с Западом было воспринято в самых разных слоях русского общества как откровенное предательство. Однако Москва в который уже раз демонстрировала привычную на постсоветском пространстве политическую импотенцию, предпочитая закрывать глаза на антироссийские выходки Минска. Кремль в это время больше занимал Крым, Сирия, грядущий чемпионат мира по футболу, думские и президентские выборы, но никак не Русский мир и его проблемы.

Людей тепло относящихся к России в Белоруссии абсолютное большинство. Самыми любимыми телеканалами белорусов остаются «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь», а среди любимых сайтов социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте». В отличие от чиновников и спецслужб, большая часть белорусской армии искренне разделяет идею о едином Союзном государстве.

Однако Россия в этих крайне благоприятных условиях принципиально не ведёт никакой борьбы за души и умы белорусов (а по сути тех же русских). Не получая никакой (даже моральной) помощи, они оказались брошены на произвол судьбы.

В Минске справедливо расценили эту пассивность, как слабость и пошли на открытое обострение отношений — ведь чтобы снять с себя и страны западные санкции, Лукашенко необходимо было заработать достаточное количество очков перед Вашингтоном.

В белорусских СМИ началась пропагандистская кампания о возможности военного вторжения России и повторения Крымского сценария. По своему содержанию она ничем не отличалась от аналогичной кампании развернутой со стороны прибалтийских государств, Украины или Польши.

Осенью 2015 года Минск в достаточно жесткой форме отказал Москве в размещении на своей территории российской авиабазы. По требованию Лукашенко звено российских истребителей Су-27, которое вело совместное боевое дежурство с белорусскими ВВС в Барановичах, покинуло территорию республики.

Затем жаркая полемика вспыхнула вокруг возможности продажи России стратегического предприятия «Минский завод колесных тягачей», который поставляет шасси широкой линейке русских ракетных комплексов, реактивных систем залпового огня, зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны. Однако Лукашенко сначала заломил за завод астрономическую цену в 3 млрд. долларов, а затем попросил взамен нефтяное месторождение для ежегодной добычи 10 млн. тонн нефти.

В итоге сделка сорвалась, после чего Россия начала перевод своих боевых платформ на шасси отечественного Брянского автомобильного завода, а «КамАЗ» активизировал разработку российских аналогов большегрузных шасси для мобильных ракетных комплексов. Раздражённый Лукашенко позволил себе оскорбительное высказывание в адрес «братской России»: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои „сороконожки“ и будет ядерные боеголовки перевозить на своих. И на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают!»

Конфликтуя с Россией и одновременно радостно приветствуя любых других инвесторов из Европы, Китая, Турции, Лукашенко и его команда так и не смогли обеспечить доставшимся в наследство предприятиям ни нормального рынка, ни инвестиций, ни менеджмента мирового уровня. Так, из-за упрямства Лукашенко провалилась попытка создать на базе «МАЗ» и «КамАЗ» совместного автохолдинга «РосБелАвто». В результате вместо плодотворного сотрудничества и завоевания сегмента мирового рынка, началась прямая конкуренция двух автогигантов. «КамАЗ» успешно вытеснил «МАЗ» из Азербайджана и ограничил для белорусских грузовиков российский рынок. «МАЗ» превратился в убыточное предприятие, так как советские мощности завода-гиганта оказались для маленькой республики явно избыточными.

Награда за резкое ухудшение отношений с Россией не заставила себя ждать — в феврале 2016 года Европейский Союз снимает с белорусского президента и его окружения большинство санкций, предложив «начать с чистого листа».

Со своей стороны Лукашенко и Макей были готовы хоть завтра порвать с Россией, но для этого Запад должен был гарантировать им политическое будущее, рынки сбыта и обильное финансирование. Ничего этого США и Европа «последнему диктатору Европы» предоставлять не собирались. Именно поэтому, получив от Запада лишь стеклянные бусы и туманные обещания, Лукашенко сохранил «верность» союзу с Россией.

Между тем мировой экономический кризис обострялся, нефть дешевела. Если в 2011—2012 годах внешнеторговый оборот между Москвой и Минском достигал рекордных 40 млрд. долларов, то после 2014 года он упал до 24 млрд. Всё это вынудило Россию сократить экономическую помощь Минску, что сразу сказалось на белорусском «экономическом чуде».

Спасти экономику страны могли только дешёвые российские энергоносители, которые Лукашенко втридорога перепродавал на внутреннем и внешнем рынках. Причём именно российские, так как предыдущие попытки Минска закупать азербайджанскую и венесуэльскую нефть привели к огромной для небольшой республики переплате в 1,5 млрд. долларов. И Лукашенко решил в очередной раз «подоить» Россию, рассчитывая, что в свете наметившегося улучшения его отношений с Западом, Москва заплатит за продолжение «дружбы» по возросшим тарифам.

Старт очередному обострению был дан в начале 2016 года, когда Минск самовольно решает платить за поставляемый российский газ почти в два раза меньше (73 вместо 132 доллара за тысячу кубометров). Одновременно по указанию белорусского президента в 1,5 раза поднимается тариф за транзит российской нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба».

В ответ на эту наглую выходку, Москва впервые за многие годы показала готовность сопротивляться — сократила поставки в Беларусь сырой нефти с 24 до 18 млн. тонн и ограничила поставки в Россию белорусского продовольствия. В результате валютные доходы Минска рухнули сразу на 40%. Помимо этого, российское правительство приняло постановление об участии в госзакупках только российских компаний, отрезав Минск от прежней возможности урвать кусок этого жирного пирога, объёмом 150 млрд. долларов.

Доведя конфликт своими истериками и оскорблениями до высшей точки кипения, Лукашенко в ноябре 2016 года посетил Москву, чтобы получить долгожданные уступки. Однако Путин в ходе переговоров предложил ему только одно — вернуть накопившийся долг за газ.

Взбешённый белорусский президент начал демонстративно саботировать интеграционные процессы. В декабре 2016 года он отказался от личного участия в Высшем экономическом совете ЕАЭС в Петербурге, на котором должен быть подписан новый Таможенный кодекс. Затем Лукашенко заявляет, что «братская Украина воюет за независимость», намекая, что и он воюет с тем же врагом, только на экономическом фронте. Остроты в межгосударственных отношениях добавили показательные аресты в Минске пророссийских публицистов, а также выдача Баку российско-израильского гражданина Лапшина, вся вина которого состояла в том, что он посетил Нагорный Карабах в обход азербайджанских властей.

В январе 2017 года Минск, без согласования с Москвой, внезапно решает ввести пятидневный безвизовый режим для граждан 80 (!) стран мира. А так как граница между Россией и Белоруссией на тот момент существовала лишь формально и её можно было легко пересечь без проверок, то Москва данное решение справедливо восприняла как угрозу национальной безопасности.

Первые российские пограничные наряды, усиленные морскими пехотинцами Северного флота, появились на границе с Беларусью ещё в 2014 году. Летом 2016 года российская сторона вышла из режима свободного пересечения границы и начала развивать систему её пограничной охраны. И когда Лукашенко своим безвизовым режимом 2017 года фактически распахнул границы Союзного государства, то директор ФСБ Александр Бортников немедленно подписал приказ о введении вдоль всей российско-белорусской границы режима пограничной зоны.

Все белорусские рейсы в российских аэропортах были переведены в международные терминалы с обязательной проверкой документов. Российские пограничники стали разворачивать машины граждан третьих стран и высаживать их из поездов следующих в Россию, если у этих лиц не было российских виз. Затем стали заворачивать иностранцев даже с российскими визами и проверять белорусские грузовики с товарами на предмет контрабанды. В 2017 году Федеральная Таможенная служба России включила белорусский государственный «Белтаможсервис» в реестр организаций, которые специализируются на ввозе подсанкционной продукции в Белоруссию и через Белоруссию.

Непосредственно граждан Белоруссии эти ограничительные меры никак не коснулись, но в Минске всё равно началась очередная истерика. Кризисы в отношениях двух стран случались и прежде, но впервые конфликт дошёл до такой степени остроты. Лукашенко заявил, что если Москва начала делимитацию или демаркацию границы, то «это может привести к серьезному конфликту».

В феврале 2017 года белорусский президент собрал большую пресс-конференцию и, облив помоями российское руководство, чиновников, таможню, военнослужащих, Россельхознадзор, ФСБ и «Газпром», поехал на отдых в Сочи, где надеялся на личный диалог с Путиным. Однако тот отказался встречаться с белорусским коллегой, хотя нашел время для президента Венгрии, Словакии и даже главы Уругвая. Вскоре Москва перекрыла поставки в Белоруссию дизельного топлива и запретила ввоз на российскую территорию нескольких партий белорусского мяса и молока.

Конфликт удалось погасить только в апреле 2017 года после личной встречи Путина и Лукашенко. Полностью погасив накопившейся долг за газ в размере 726 млн. долларов, «Батька» выбил себе отличные условия — ему гарантировали низкие цены на газ до 2019 года в размере 127 долларов, новые кредиты и восстановление объемов беспошлинной поставки нефти до 24 млн. тонн. В результате только в 2017 году бюджет России потерял на этом не менее 12 млрд. рублей, а Минск заработал почти 1,3 млрд. долларов.

Таким образом, наиболее острые углы своих взаимоотношений Москва и Минск сгладили. Однако от прежней «братской любви» не осталось и следа. Своей предательской «многовекторностью» и шараханьем между Западом и Россией, Лукашенко возбудил к себе всеобщее презрение, как в Кремле, так и в Русском мире.

Даже «дружба» белорусского президента с украинскими бандеровцами, вышла ему боком, так как былой поток украинских товаров сменил поток беженцев, оружия и взрывчатки. Белоруссии пришлось срочно укреплять свои южные рубежи.

Пока Лукашенко конфликтовал с Москвой и «дружил» с Киевом, Запад по привычной уже схеме готовил ему очередной Майдан, чтобы заменить властолюбивого «диктатора» на полностью прозападного главу МИД Макея. Почва для него терпеливо готовилась все последние годы. Сокращение российских поставок нефти и кредитов, падение товарооборота с Россией и Украиной нанесло тяжёлый удар белорусской экономике. Всё это в сочетании с введённым Лукашенко антинародным «Законом о тунеядстве» и системной работой Запада с белорусской элитой и молодёжью создало обширную базу для социальных протестов.

В марте 2016 года белорусские и украинские националисты, уже вкусившие русской крови в Донбассе, впервые за последние годы попытались устроить массовые беспорядки в Минске.

После этой разведки боем, 21 ноября 2016 года в Минск прибывает делегация Комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза. Но вместо инвестиций, улучшения торгово-экономических отношений и сотрудничества в сфере безопасности, европейцы потребовали изменения белорусского избирательного законодательства и реабилитации радикальной оппозиции, принявшей участие в памятном погроме Дома правительства 19 декабря 2010 года.

Итог визита оказался вполне закономерен — в марте 2017 года в Минске попытались устроить очередную «цветную революцию». По лекалам Майдана толпы недовольных социальной безысходностью простых граждан возглавила и направляла кучка агрессивных националистов. Но вовремя сработали белорусские силовики и Майдан провалился. Никаких репрессий против прикармливаемых Лукашенко и Макеем националистов не последовало — из 700 задержанных часть отпустили без составления протоколов, остальных привлекли к административной ответственности.

Ещё больше обострили отношения Минска и Запада российско-белорусские учения «Запад-2017». Порошенко прямо назвал учения угрозой территориальной целостности Украины. Перепуганный визг поднялся в европейских, польских и прибалтийских СМИ.

Лукашенко пришлось лично дать Порошенко твёрдые гарантии, что учения не превратятся в плацдарм для нападения на Украину. Отказаться же от их проведения белорусский президент не посмел — военно-политический союз с Москвой был его главным товаром в обмен на который он получал дешёвые российские кредиты и нефть.

Тем не менее, Вашингтон не простил «последнему диктатору Европы» ни разгона Майдана, ни учений «Запад-2017» и наотрез отказался предоставлять обещанный ранее кредит в 3 млрд. долларов. Европейцы прямо заявили: «После аннексии Крыма Россией в 2014 году Белоруссия пыталась создать свой новый образ: спокойного, мирно настроенного государства, которое стремится к нормальным отношениям с Западом. А учения „Запад-2017“ поспособствовали тому, что мир увидел в этой стране спутника России и её марионетку, которая вовлечена в конфронтацию».

Окончательно охладели к Лукашенко и в Кремле. Путин и его окружение просто устали многолетнего от шантажа со стороны «Батьки» и постоянного расхождения по ключевым вопросам. Хотя документ о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан ещё в 1999 году, его практическая реализация не сдвинулась ни на шаг. За 20 лет у Союзного государства так и не появилось общих институтов, единой валюты, органов управления, парламента и даже единой символики.

Но пока Москва предпочла сохранить Союзное государство с огромным комплексом заключенных соглашений, функционирующих институтов и единой системой ПВО. Помимо национальных интересов, Кремль толкал к этому ещё один немаловажный момент. По мнению многих аналитиков, в администрации президента России в это время шла активная проработка вариантов оставления Путина у власти после окончания его президентских полномочий в 2024 году. Одним из возможных сценариев было реальное объединение России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Главой государства по новой Конституции становился Путин с возможностью переизбрания на новый срок, а Лукашенко либо несменяемым премьер-министром, либо главой декоративного Совета Безопасности.

Но чтобы вдохнуть вторую жизнь в омертвелый проект, Москве требовалось максимально ослабить и «сломать» упрямого Лукашенко. Например, сократить дотации (нефть, газ, льготные кредиты), а для их восстановления потребовать выполнить всего два условия: развёртывание российской военной базы на территории Белоруссии и согласие на проведение выборов Союзного парламента с наделением его широкими полномочиями. Эти шаги делали процесс реального слияния двух государств необратимым.

В июне 2018 года Владимир Путин прибыл в Минск на заседание Высшего Государственного совета Союзного государства. По итогам переговоров обе стороны отделались традиционными заявлениями для прессы. Однако многие аналитики сразу подметили, что Москва больше не горит желанием поддерживать «белорусский социализм» газом, нефтью и деньгами. Президент Путин и премьер-министр Медведев всё настойчивей требовали гарантий безопасности России на западном стратегическом направлении, реального продвижения в плане создания Союзного государства и полномасштабной реализации договора уже в 2019 году — к 20-летию подписания.

Лукашенко прекрасно понял, что его любимой политике «многовекторности», политического лукавства и экономического иждивенчества наступает конец и яростно сопротивлялся. Сразу после визита Путина, белорусский президент выдал характерную фразу: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства входить, или о нас будут просто вытирать ноги. А, не дай Бог, еще развяжут войну, как на Украине».

Признав, что страну могут попросту разорвать на части, Лукашенко разразился целым пакетом истерических угроз. Например, пообещал в случае внешней агрессии поголовно вооружить всё население республики для ведения партизанской войны. Также Минск в очередной раз попытался решить в свою пользу спорные вопросы по формированию единого с Россией рынка продовольствия, нефти и газа, а в рамках ОДКБ потребовал от Москвы модернизировать белорусскую армию за её счёт.

Одновременно белорусский президент вернулся к любимой тактике заигрывания с местными националистами и Западом.

Ещё одним козырем Лукашенко в противостоянии с Москвой стала китайская карта. Однако попытка поиграть в «стратегическое партнерство» с Пекином сыграла с «Батькой» злую шутку. Вместо экономического роста от полученных китайских кредитов Белоруссия лишь увеличила свой государственный долг. В 2019 году Белоруссия экспортировала в Китай товаров всего на 675 млн долларов, а импортировала в 5 раз больше — на 3,8 млрд долларов. Ситуация была настолько неприглядна, что белорусское посольство в Пекине даже не стало публиковать ежегодный отчет о «стратегическом сотрудничестве» с Китаем.

Москва же со своей стороны продолжала медленно, но верно загонять «Батьку» в стойло Союзного государства. В связи с упорным нежеланием Лукашенко отменять введённый в 2017 году безвизовый режим для 80 стран мира, в Кремле отказались подписывать соглашение о взаимном признании виз и заговорили о необходимости введения между двумя странами полноценного пограничного контроля. Разворачивание на границе белорусской продовольственной продукции приобрело регулярный и массовый характер. Одновременно Россия резко усилила контроль за контрабандой, что тут же привело к снижению поставок «белорусских» яблок, груш, персиков и иных фруктов на 40—50%.

Летом 2018 года Госдума России приняла пакет законов о поэтапном налоговом маневре в нефтяной отрасли, суть которого заключалась в постепенном обнулении экспортной пошлины и повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых. В первую очередь эта мера была направлена на поддержку российских компаний, но одновременно больно ударила по былому «нахлебничеству» Минска. Эпоха дешёвой русской нефти и получения сверхприбылей от перепродажи продуктов её переработки заканчивалась. Их гигантский объём признала сама белорусская сторона, заявив, что из-за введённого Россией налогового манёвра Минск недополучит в период 2019—2024 годов 10—11 млрд. долларов.

После этого в августе и сентябре 2018 года в Сочи состоялись новые встречи российского и белорусского президентов. На них Лукашенко требовал, чтобы Россия таким образом выстраивала свою внутреннюю, налоговую, экономическую, финансовую и международную политику, чтобы белорусский бюджет ничего от этого не терял. Также он попросил срочно выдать ему несколько кредитов от России и по линии Евразийского фонда стабилизации и развития на общую сумму более миллиарда долларов, а заодно пересмотреть в сторону уменьшения процентную ставку по ранее выданному кредиту на строительство БелАЭС.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и напомнить читателю, что Белоруссия никогда полученные российские кредиты не возвращала, выплачивала лишь проценты о ним и тут же брала новые. При этом в Минске даже не скрывали своего расчёта на то, что рано или поздно Россия в рамках Союзного государства их долги попросту спишет.

Естественно, что все требования белорусского президента были отвергнуты. Москва отказывает Минску в предоставления кредитов, а затем полностью прекращает поставки бензина, дизельного топлива и мазута, чтобы лишить Лукашенко доходов от их реэкспорта за границу. Тем самым Путин показал, что иждивенческий формат Союзного государства Россию больше не устраивает.

Полемика, возникшая по инициативе Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге и трудные переговоры президентов зимой 2018—2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: