Программа подготовки детей к переходу в замещающую семью
Возраст детей – 9, 10, 11 лет
Срок реализации – 3 месяца
Составитель – Рыбина Л. Д.,
социальный педагог
Сосновка 2009
Пояснительная записка
Социально-педагогическая программа подготовки детей к переходу в замещающую семью актуальна и необходима. По данным Госкомстата, на сегодняшний день около 170 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях: в домах ребёнка, школах-интернатах и детских домах. Данная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако воспитанники государственных учреждений в большинстве своём оказываются неготовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни.
Социализация детей, лишённых родительского попечительства, проходит таким образом, что у ребёнка формируется негативный образ взрослого. И вырастая, эти дети повторяют деструктивную модель семьи своих родителей. Суть социальной реабилитации заключается в том, чтобы вернуть или воссоздать способности ребёнка к жизни и адаптации в социуме, обеспечить условия для принятия и понимания ребёнком законов социального мира и помочь ему найти и занять своё, соответствующее развитию его личности, место в обществе.
Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
|
Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остаётся основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в её жизнедеятельность.
Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьёзными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Именно в семье ребёнок получает представление о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Вместе с членами семьи он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Для того чтобы ребёнку, оставшемуся без попечения родителей и воспитывающемуся в государственном учреждении, было легче влиться в замещающую семью, необходимо провести его психологическую подготовку через занятия – тренинги.
Данная программа разработана на основе программ, выполненных специалистами государственного учреждения «Областной центр помощи семье и детям «Журавушка» и государственного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» города Нижний Новгород».
|
Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.
Программа включает в себя характеристику основополагающих моментов подготовки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственном учреждении, к переходу в замещающую семью.
Цель программы – формирование положительного образа взрослого в сознании ребёнка и оптимизация развития его самосознания.
Задачи программы:
- снижение тревожности и развитие базового доверия;
- формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;
- формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;
- формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, позволяет формировать группы из детей с различным базовым уровнем развития интеллекта.
Сроки реализации программы - 3 месяца.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в форме тренингов. Длительность занятия – от 30 до 50 минут.
Кроме того, отводится 3 часа на ребёнка для индивидуальных консультаций.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня готовностиребёнка к адаптации в новой семье;
- создание условий для экологичного перехода ребёнка, оставленного без попечения родителей, в новую семью.
Диагностика готовности ребёнка к переходу в замещающую семью осуществляется при помощи проективной методики исследования личности Рене-Жиля и специально разработанных опросников.
|
Учебно – тематический план
N п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1. | Знакомство. Правила работы в группе. | Социально – психологический тренинг. | |
2. | Путешествие в страну «я». | Социально – психологический тренинг. | |
3. | . «Королевство кривых зеркал». | Социально – психологический тренинг. | |
4. | Комплименты. Моделирование позитивного образа другого человека. | Социально – психологический тренинг. | |
5. | Наша группа. | Социально – психологический тренинг. | |
6. | Работа с агрессией. | Социально – психологический тренинг. | |
7. | Театрализованная игра. | Социально – психологический тренинг. | |
8. | Вместе – целая семья. Групповой рисунок семьи. | Социально – психологический тренинг. |