Методическое обеспечение программы




1. Игра «Снежный ком»

Инструкция.

Первый участник называет своё имя. Второй участник называет сначала имя первого участника, а потом своё. Третий участник называет имена предыдущих участников, а потом своё. И т.д.

Помимо названия имени, в игру можно включить и другие задания. Например:

-назвать два своих положительных качества;

-перечислить любимые занятия;

-перечислить свои интересные умения;

-«Я люблю, когда меня называют…»

2. Игра «Имечко»

Инструкция.

Вначале каждый участник называет себя ласково 2-3 различными способами.

Затем каждый участник называет ласково кого-то из группы.

3. «Вертушка»

Инструкция

Участники группы рассчитываются на «первый», «второй». Первые номера

образуют внутренний круг, вторые - внешний, так, чтобы у каждого участника внутреннего круга была пара во внешнем. Участникам даётся задание узнать о партнёре как можно больше, запомнить цвет глаз, пожать друг другу руку, сказать комплимент. Затем по сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного человека. Возникают новые пары. Задание повторяется снова.

4. «Двенадцать стульев»

Инструкция.

Стульев на один меньше, чем участников. Водящий просит поменяться местами тех, у кого…(называет какой-либо признак). Возвращаться на свой стул нельзя. Водящий старается занять место одного из игроков. Тот, кто останется без стула, становится водящим.

После завершения игры ведущий просит каждого участника назвать то, что он запомнил о других людях.

5. «Мигалки»

Инструкция.

Участники образуют два круга. Оказавшиеся во внутреннем круге садятся на стулья, а участники внешнего круга встают за спиной (каждый у своей пары). Тот, кто остался без пары, садится на свободный стул и становится водящим. Водящий подмигивает одному из сидящих так, чтобы этого не заметил человек, стоящий у него за спиной. Тот, кому подмигнули, перебегает к водящему и садится на его место. Бывший водящий встаёт сзади перебежавшего к нему человека, а тот, кто остался без пары, становится водящим.

6. «Ладошки»

Инструкция.

Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху. Ведущий подходит к одному из участников и прикасается к его ладоням. Этот участник открывает глаза, встаёт и становится ведущим, а ведущий садится на его место. После игры проводится рефлексия. Вопросы:

-Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?

-Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?

7. «Угадай кто»

Инструкция.

Водящий выходит за дверь. Из оставшихся членов группы выбирается ведущий. Ведущий придумывает движения. Вся группа за ним повторяет. Приглашают водящего. Его задача - угадать, кто ведущий.

8. «Щепка на реке»

Инструкция.

1-й этап. Группа встаёт в две колонны на расстоянии трёх метров одна от другой. Это берега реки. Водящий- «щепка» - закрывает глаза и плывёт по течению реки. Когда река заканчивается, крайний человек аккуратно ставит «щепку» к одному из «берегов». Задача «берегов» - страховать «щепку», чтобы её не выбросило на «берег».

2-й этап. Теперь «щепка» пассивна. «Берега» делают по шагу навстречу друг другу и встают так плотно, чтобы едва мог пройти человек. «Берега» передают «щепку» из рук в руки и «докатывают» до конца «реки».

В конце реки проводится рефлексия. Вопросы:

-В какой из «рек» «щепка» чувствовала себя комфортнее: в широкой или в узкой?

-Что именно было некомфортно в другой реке?

9. «Путанка»

Инструкция.

Выбирается водящий. Все остальные встают в большой круг и берутся за руки. По сигналу ведущего игроки меняются местами, не расцепляя рук. Круг запутывается.

После этого все участники кричат: »Бабка, бабка, нитки рвутся!» Водящий пытается распутать и восстановить круг.

10. «Почта»

Инструкция.

Игра проводится в круге. Все участники берутся за руки. Начинает игру ведущий. Он говорит: «Я передаю письмо…» И называет имя того, кому хочет передать письмо. После этого он пожимает руку одного из соседей. Этот человек пожимает руку следующего, и так до тех пор, пока письмо не дойдёт до адресата. Получивший письмо благодарит за него и передаёт письмо кому-то другому.

11. «Оживи кляксу»

Инструкция.

Альбомный лист сгибается пополам. Педагог на глазах у детей капает на сгиб немного краски. Затем лист складывается и проглаживается. После того как лист открыли и все увидели кляксы, ведущий предлагает ребятам подумать, на что они похожи, и дорисовать их так, чтобы все могли отгадать, что это такое.

 

12. Рисование своего настроения.

Инструкция.

Дети выбирают любой цвет и рисуют что-нибудь. Когда они завершат работу, проводится выставка «Настроение нашей группы».

13. Рисование музыки.

Инструкция.

Дети водят мелком в такт музыке, не задумываясь, какой рисунок у них получается.

14. Рисование отдельных эмоций.

Инструкция.

Дети выбирают цвет, каким можно нарисовать грусть, гнев, радость…

15. Рисование несуществующего животного.

Инструкция.

Дети придумывают животное, не существующее в реальности, придумывают для него имя и представляют, как оно ходит или разговаривает.

16. Рисование с закрытыми глазами.

Инструкция.

Дети выбирают цвет, каким будут рисовать, закрывают глаза и рисуют одновременно двумя руками.

17. Игра «Найди меня»

Инструкция.

По сигналу ведущего дети начинают медленно передвигаться в разных направлениях. По сигналу «стоп» останавливаются и берутся за руки с тем, с кем встретились взглядом. Ведущий замораживает тех, кто оказался в парах. Остальные по хлопку снова начинают перемещаться. Последние двое встают в пару друг с другом.

18. «Зазеркалье»

Инструкция.

Участники группы делятся на пары. Один из пары – зеркало другого. Зеркало точно копирует всё, что делает его партнёр. Через две-три минуты ведущий предлагает поменяться ролями. Обсудить следующие вопросы:

- В какой роли комфортнее себя ощущал каждый из участников?

- Какие движения копировались больше: естественные или придуманные?

- Отражало ли зеркало мимику человека или только жесты и позы?

19. Диалог руками

Инструкция

Участники группы делятся на пары, встают лицом друг к другу, соединяют ладони и закрывают глаза. По сигналу ведущего первые номера начинают делать движение руками, а вторые номера подчиняются. Через две минуты по сигналу ведущего роли меняются. Ещё через две минуты по сигналу ведущего оба участника задают движения. Получается как бы диалог руками.

Вопросы для рефлексии:

-Получился ли диалог руками или кто-то всё же был ведущим?

-Какая часть упражнения понравилась больше всего: придумывать движения или выполнять?

20. «Автомобили»

Инструкция.

Группа делится на пары. Тот, кто стоит первый в паре,- автомобиль. Он закрывает глаза. Тот, кто стоит сзади,- водитель. У него глаза открыты. Он управляет автомобилем. Прикосновение к голове первого - газ, к правому плечу - поворот направо, к левому плечу – поворот налево, к спине – задний ход. По свистку автомобили начинают двигаться. Задача – избежать ДТП. Разговаривать во время игры нельзя.

21. Совместный рисунок

Инструкция.

Участники группы делятся на пары. Каждая пара получает двойной альбомный лист, на сгибе которого ставится клякса. Дети выбирают какой-то один цвет. Затем участники садятся с двух сторон за стол. А по центру их общего листа ставится ширма так, чтобы они не могли видеть рисунки друг друга. В конце занятия ширма убирается. Ведущий предлагает детям придумать название получившегося большого рисунка. Вся группа при этом может высказывать предположения, на что это похоже.

22. Вертушка

Инструкция.

Участники группы рассчитываются на «первый», «второй». Первые номера образуют внутренний круг, вторые – внешний так, чтобы у каждого участника внутреннего круга была пара во внешнем. Каждому участнику нужно сказать что-либо приятное своему партнёру и пожать друг другу руки. Затем по сигналу ведущего участники внешнего круга смещаются на одного человека. Возникают новые пары. Задание повторяется снова. И так до тех пор, пока каждый участник не вернётся к своей паре.

23. «Снежный ком»

Инструкция.

Эта игра проводится в круге с участием всех членов группы. Первый участник говорит что-то хорошее о своём соседе. Каждый следующий повторяет всё, что сказали предыдущие, и только после этого добавляет что-то о своём соседе.

24. «Волшебный стульчик»

Инструкция.

В центре круга стоит стул. Тому, кто на нём сидит, все говорят комплименты. По желанию группы по очереди садятся на волшебный стул. Если кто-то нарушит правило и скажет что-то плохое о том, кто сидит на волшебном стуле, его наказывают и временно сажают вне общего круга.

25. «Я в лучах солнца»

Инструкция.

Каждый участник рисует в центре листа солнышко и пишет на нём своё имя. Затем участникам даётся задание подойти к каждому и попросить, чтобы ему написали что-нибудь на лучике солнца.

26. «Скажи какой»

Инструкция.

Ведущий называет существительные, а участники группы по очереди называют к ним определения. Выбираются слова: мама, друг, брат и т. д.

27. Игра «Лепёшка»

Инструкция.

В этой игре можно выделить три основных этапа:

-изготовление фигурок из пластилина;

-игра на поле;

-рефлексивный этап.

Игра начинается с процесса вылепливания фигурок животных из пластилина, которые становятся представителями игроков на игровом поле. Фигуркам необходимо придумать имена. И так к игрокам обращаться во время игры.

Затем игроки выставляют фигурки на позицию «старт». Всё поле, разделённое на клетки по цвету, становится собственностью играющих. Дети договариваются, кому принадлежат какие цвета на поле. Игроки ходят по очереди, как в обычной настольной игре. Они кидают кубик и передвигаются по полю в зависимости от количества ходов, выпавших им на кубике. Если один из играющих попадает на чужое поле, хозяин этого поля должен выдвинуть против него обвинение за вторжение на его частную собственность. Провинившемуся игроку необходимо извиниться перед хозяином поля за свой проступок. Владелец данного поля может простить непрошеного гостя или наказать пластилиновую фигурку любым способом, даже раздавить его в лепёшку.

При этом ведущий обязательно проводит работу с детьми, нацеленную на рефлексию играющими своих переживаний. Каждому ребёнку предлагается проговорить свои чувства за свою фигурку, когда она оказывается наказанной. Также игроков спрашивают, что они чувствуют после того, как сами произвели наказание. Однако нельзя наказывать фигурку прежде, чем выдвинуто обвинение против неё. И обязательно следует выслушать извинение. Если извинение не принимается, игроку необходимо объяснить почему. Просить прощения раньше, чем игрока успели обвинить, не запрещается.

При этом перед началом игры с игроками обязательно оговаривается, что наказывать фигурки можно и нужно, но наказание нельзя переносить на живых людей. Это строго запрещается правилами игры. В случае нарушения этого правила игрок выбывает из игры.

В процессе игры все участники не по одному разу попадают на чужое поле.

Искажённые (наказанные) фигурки можно поправить (подлечить) или даже переделать, когда они стоят на своём поле.

Цель игры – дойти до зеркального поля. Оно волшебное. Через него можно стать человеком. Повреждённые фигурки человеком стать не могут. Выигрывает тот, кто первый станет человеком. Для этого ему необходимо доказать, что он достоин стать человеком, назвать качества, которые позволят ему быть человеком.

Это особый этап игры, во время которого дети обсуждают, что значит «быть человеком».

«Став человеком», игрок лишается права наказывать другие фигурки. Он может только делать им замечания или выговор за плохое поведение. Если это правило нарушено, «человек» снова превращается в животное.

В конце игры проводится рефлексия со всеми игроками, где каждому предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Что тебе было трудно делать в процессе игры? Что проще – обвинять и наказывать или просить прощения?

- Что тебе больше всего понравилось в этой игре?

27. «Репка»

Инструкция.

На первом этапе нужно вспомнить содержание сказки. После этого все садятся в общий круг. Ведущий начинает рассказывать сказку: «Посадил дед репку». Ребёнок, сидящий рядом, повторяет начало сказки и продолжает рассказ, как в игре «Снежный ком». И так до тех пор, пока вся сказка не будет рассказана.
Второй этап предполагает работу, направленную на осмысление переживаний героев сказки, анализ их характеров и отношений друг с другом. Обсуждение с детьми вопросов:

- О чём эта сказка?

- Как вы думаете, что почувствовал дед, когда увидел, какая большая выросла репка?

- Почему мышку позвали последней?

После этого происходит распределение ролей. В этой сказке лучше предложить детям самостоятельно решить, кем они хотят быть.

Четвёртый этап составляет сама театрализованная игра.

На последнем этапе происходит обсуждение «игры актёров» и поведения персонажей. В первую очередь говорят те, кто непосредственно участвовал в постановке. Полезно обсудить следующие вопросы:

- Легко ли было сыграть роль?

- Что было труднее всего?

- Получилось ли у вас почувствовать себя тем героем, которого вы играли?

- Чем отличается ваше обычное поведение от поведения в роли?

28. «Теремок»

Инструкция.

Первый этап аналогичен такому этапу сказки «Репка».

Второй этап предполагает работу, направленную на осмысление переживаний героев сказки, анализ их характеров и отношений друг с другом. Обсуждаем с детьми вопросы:

- Отличались ли переживания того, кто первый нашёл теремок, от переживаний других героев?

- Отличались ли переживания героев, когда они стояли перед дверью теремка, и после того, как они в него вошли?

- Почему медведь полез на крышу?

После этого происходит распределение ролей (см. этапы 3,4,5 в сказке «Репка»)

Обсуждаем с детьми вопросы:

- Что вы чувствовали, когда играли роль?

- Вы довольны выбором персонажа или вам бы хотелось сыграть кого-то другого в этой сказке?

- Кого вы точно не хотели бы сыграть?

29. «Колобок»

Инструкция.

(См. первый, второй, третий, четвёртый, пятый этапы в сказке «Репка»)

Обсуждаем вопросы:

- Что вы в роли бабушки и дедушки чувствовали, когда от вас ушёл колобок?

- Что вы в роли колобка чувствовали, когда ушли от бабушки и дедушки?

- Что вы чувствовали в роли лисы, когда съели колобка?

30. «Волк и семеро козлят»

Инструкция

Первый этап аналогичен такому же этапу сказки «Репка».

Второй этап предполагает работу, направленную на осмысление переживаний героев сказки, анализ их характеров и отношений друг с другом. Обсуждаем с детьми вопросы:

- Чем отличается поведение козы и волка?

- Как бы вёл себя волк, если бы не притворялся?

Третий, четвёртый, пятый этапы см. в сказке «Репка»

31. «Гадкий утёнок»

Инструкция.

Первый, четвёртый, пятый этапы аналогичны таким же этапам сказки «Репка».

Второй этап предполагает работу, направленную на осмысление переживаний героев сказки, анализ их характеров и отношений друг с другом. Обсуждаем с детьми вопросы:

- Почему Гадкого Утёнка никто не любил?

- Правильно ли вела себя мама-утка?

На третьем этапе происходит распределение ролей. На роль Гадкого Утёнка выбирается не уверенный в себе и тревожный ребёнок.

32. «Сказка наоборот»

Инструкция.

Дети работают как режиссёры театра. Ставят сказку,

Сначала мы выбираем сюжет для постановки. Можно изменить содержание знакомой сказки. Затем каждый выбирает себе роль. В конце занятия показываем спектакль.

33. «Фотовыставка»

Инструкция.

В начале занятия ведущий показывает фотографии семей. После просмотра дети говорят, чем похожи все фотографии. В результате дети делают вывод, что в семье есть родители и дети.

Затем ведущий раздаёт участникам группы карточки с изображением незнакомых людей разного возраста и предлагает построиться в линию так, чтобы карточки выражали последовательность от самого маленького до самого старого. И задаёт вопрос: «Можно ли этих людей назвать семьёй и почему?»

34. Групповой рисунок семьи

Инструкция.

Ватманский лист расчерчен на сектора по количеству детей в группе. Каждый участник занимает одну часть листа и рисует в ней. Рисуем семью мумитролей. Каждый из участников говорит, кого из этой сказочной семьи он будет рисовать. После окончания занятия перед детьми появляется единый общий рисунок.

35. «Скажи какой»

Инструкция.

Все садятся в круг. Ведущий называет существительные, а участники группы по очереди называют к ним определения. Выбираются слова, связанные с семьёй: мама, брат, дом…

36. Проективная методика Рене-Жиля.

37. Тексты сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гадкий утёнок».

 

Список литературы

1. С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова «Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги».

2. 2. Н. М. Иовчук, А. А. Северный, Н. Б. Морозова «Детская социальная психиатрия для непсихиатров»

3. О. В. Белоусова, О. В. Галстукова «Социальный педагог в школе»

4. Н. И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога»

5. Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»

6. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования «Социальный педагог в школе»

7. А. М. Прихожан, Н. М. Толстых «Психология сиротства»

8. Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление народного образования администрации Курганской области «Становление»

9. Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление народного образования администрации Курганской области, В. А. Поварницына «Воспитателю о развитии личности ребёнка»

10. Академия педагогических наук, научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии «Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребёнка, детских домах и школах-интернатах»

11. Федеральная программа развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, НПО Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния «Наша семья» «Программно-методическое обеспечение работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

12. Н. С. Степанов «Комплекс психологических методик диагностики социального развития ребёнка и внутрисемейных отношений в замещающей семье»

13. Н. С. Степанов «Моя семья. Практическое пособие для работников детских домов»

14. В. Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья»

15. Тамбовское региональное отделение, Общероссийский общественный благотворительный фонд, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тамбовской области «Что делать в сложной ситуации. Советы детям»

16. Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками»

17. Кэтрин Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей»

18. Н. Н. Дробинина «Классные часы»

19. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению»

20. В. А. Родионов, М. А. Ступницкая «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей»

21. Л. В. Орлова, Н. В. Кастюк «Социально-психологическая помощь»

22. Е. Г. Гусева, О. В. Ковельская, Ю. А. Ворошило, И. П. Носивская «Психологическое сопровождение приёмной семьи»

23. С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова «Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги»

24. Детский фонд «Виктория» «Подготовка и сопровождение принимающих семей»

25. Министерство образования Республики Башкортостан «Реализация системы патронатного воспитания в Республике Башкортостан»

26. Н. А. Зубова, С. М. Тихомиров «Сталкер. Профилактика наркозависимости»

27. О. С. Гришанова «Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: