Родительское собрание в старшей группе «Развиваем воображение и речь»




Цель: Расширение представлений родителей по развитию речи и воображения дома.

Задачи:

1. Познакомить на практике родителей с играми и упражнениями для развития воображения.

2. Рассмотреть с родителями средства развития речи ребенка дома.

3. Активировать родителей к участию в воспитательно-образовательному процессу в группе.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, уважаемые родители!

Я рада приветствовать вас в нашем светлом, уютном зале. И наше общение я начну с загадки:

- Живет в пещере чудовище,

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища длинный хвостище,

Крепкие у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи!

Блестящие его усищи!

- Кого вы представили, прослушав мою загадку?

- Правильный ответ: «Да ты не бойся, малышка!

Чудовище – это мышка!

Пещера – Мышкина норка!

А сокровище – хлебная корка!

Воспитатель: Получается, что у каждого появился собственный образ и тема нашего собрания:

Воспитатель: 1) Воображение. Влияние развития речи на него.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, что такое воображение?

Воспитатель: Итог: Воображение – это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний, посредством новых их сочетаний и соединений.

Воспитатель: 2) Тогда, что должны делать родители и мы педагоги, чтобы разбудить маленького волшебника?

Воспитатель: подводим итог: Должны расширять жизненный опыт ребенка, создавая различные ситуации, организуя сюжетные игры и читая художественные произведения, беседуя и рассуждая с детьми.

Тест.

А сейчас вам предлагается тест «Определение уровня воображения ».

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая – отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2,1)

2. Часто ли вы скучаете? (1,2)

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя! (1,0)

4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2,1)

5. «Широко» ли вы пишете, много ли занимаете места на бумаге? (1,0)

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды? (2,1)

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0,1)

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней? (1,0)

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2,1)

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1,0)

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1,0)

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино? (1,0)

Итак, подсчитайте очки.

14-17-очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Воспитатель: Хочу перейти к небольшой теоретической части. На протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего это игрушка) в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное творчество (сочинение сказок, стихов, придумывание загадок).

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи.

Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные афазией (при некоторых заболеваниях мозга нарушается речь, обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения.

Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, способствует формированию представлений о предмете, которого он не видел, дает возможность мысленно преобразовать его.

В пять лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет, появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи и мышления, ребенок самостоятельно выдумывает различные истории, сказки, перевертыши.

Примеры:

Но мы говорили, что главным материалом для воображения, являются собственный опыт и знания ребенка. Так как такого материала у дошкольника меньше, чем у взрослого, поэтому необходимо сотрудничество: взрослого и ребенка.

Приемы развития воображения

1. Увеличение – уменьшение

2. Оживший рисунок

3. Машина времени

4. Дайте новое название картине

5. Прием ускорение – замедление

6. Придумайте новый праздник или конкурс

7. Придумайте новую игру

8. Оживление героев литературных произведений

9. Придумайте фантастическое сооружение

10. Превращение человека в любой объект

Первой формой проявления детского воображения, являются игры со взрослыми, включенные в воображаемую ситуацию (дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей).

Взрослый должен управлять этим процессом. Сначала показать, как выполнять работу, затем совместно действовать, и только после этого ребенок действует самостоятельно. Обязательной должна быть актуализация прошлого опыта ребенка, с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен учить умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль.

Сейчас мы с вами попробуем организовать деятельность с использованием речевых заданий и упражнений, которая поможет нам развивать воображение и речь.

Но перед тем как начать играть, выполним следующее задание: перед вами мини-каталог, в нем перечислены приемы развития воображения, отметьте те приемы, которые, по вашему мнению, можно использовать дома.

Начинаем:

- Приглашаю вас в картинную галерею: придумайте новое название картины.

- Как бы вам жилось дома, если бы дочка была Дюймовочкой, а сын Гулливером.

- Придумывание загадок приемом сравнения.

- Предание объектам неживой природы способности и качества живых существ (двигаться, говорить и т. д.)

- Игра «Чудесный мешочек». В нем собрано множество предметов, выбираем один и в парах придумываем историю (не забываем, что мы наделяем объект способностями живых существ).

Воспитатель: Молодцы! На экране мы увидим фрагмент этой же игры, но только наших детей.

Подводя итог, хочу повторить слова Альберта Эйнштейна, который считал: «Умение воображать, выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смело управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального мышления и хорошо развитой речи ».

Но это еще не все. В завершении собрания прошу оценить нашу работу:

Простясь до завтра

С детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути:

- Устала я шагать идти!

- Зачем шагать? – сказала мать, - Попробуй зайцем поскакать.

Вот так, еще давай-ка!

Отлично! Ай да зайка!

А как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, тихо, осторожно…

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок? Но постой!

Вот мы уже и дома!

До свидания!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: