Историческая школа права




Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии.

Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.

Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).

Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

Представители: Густав Гуго (1764—1844)

Фридрих Карл Савиньи (1779—1861)

Ф. Ю. Штоль

Георг Фридрих Пухта (1798—1846)

Карл Фридрих Эйхгорн

 

Платон.

Основные труды Платона:трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик».
Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности.
1. Тимократия– власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.
Платон считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей:
· мудрость добродетель правителей и философов;
· храбрость добродетель воинов;
· умеренность – народа.
Четвертая справедливость не относится к отдельным сословиям, но является «над сословной», некоей «державной» добродетелью.

 

Г. Гегель (1770–1831 гг.),

основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.».
Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии.
Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.
Понятие права употребляется в трех значениях:
1) право как свобода («идея права»);
2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);
3) право как закон («позитивное право»).
Абстрактное правопредставляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).
В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Государство рассматривается трояко:
1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;
3) во всемирной истории.
Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

 

17. Аристотель
Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое – середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметному делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой – способствовать возданию равным за равное; второй – распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общество.
Учение о справедливости образует прямой переход к государству. В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».
Ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона – сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: