Поговорим о речевом этикете.




Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты - всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Переводчик», но переводить мы будем не с английского или французского на русский язык, а с языка, которым многие из вас пользуются в общении с собственными детьми, с супругами, родителями на язык вежливости, культуры общения.

- Отстань от меня, мне некогда! - говорит мама сыну Ване, который просит ей почитать книгу, когда мама готовит обед.

- Отвяжись, от горшка два вершка, а туда же! - восклицает рассерженный папа на замечание сына.

- Я кому сказала, убери игрушки! - приказным тоном говорит мама Алёне, видя разбросанные по всей комнате детские игрушки.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

3. Включается спокойная музыка. На экране появляются содержание памятки для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»

- В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

- Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

- Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

- Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

- Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

- Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.н.

- Учите вежливости вежливо!

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой «Как помочь ребёнку быть вежливым», конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют положительные результаты.

4. Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?

Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Игра «Волшебный стул» один родитель садится на стул, а присутствующие говорят ему как можно больше приятных слов похвал.

- Сейчас Вы побывали на месте ребёнка, которого хвалили. Поделитесь своими ощущениями, пожалуйста.

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Приглушается свет.

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета.

- Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

- Аккуратно складывает одежду.

- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.

- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.

- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

-Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.

- Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: