Рассмотрим более подробно опыт государственного регулирования игорного бизнеса в США. По Конституции США игорный бизнес является исключительным делом Штатов.
Регулирование игорного бизнеса в Неваде осуществляется на основании законодательства Штата.[11]
Регулирующие органы:
· Комитет по политике в области игорного бизнеса (Gaming Policy Committee);
· Комиссия по азартным играм (Nevada Gaming Commission);
· Совет штата по контролю за азартными играми (State Gaming Control Board).
В настоящее время в штате разрешены практически все существующие формы азартных игр. Однако это не означает, что в любом месте штата можно построить казино или открыть зал игровых автоматов. Решающее слово всегда принадлежит местным органам власти, которые, в принципе, могут ограничить или вообще запретить определенные игры на их территории. В Лас-Вегасе, например, территория игр ограничена специальным кварталом. По общему правилу игры запрещены вблизи церквей, школ, больниц, спортивных площадок, военных баз, а также в местах, труднодоступных для полиции.
Практически все организации, так или иначе связанные с игорным бизнесом, обязаны получить определённые лицензии. Остановимся подробнее на некоторых видах лицензий.
Основной лицензией, разрешающей заниматься непосредственно организацией и проведением азартных игр, является лицензия оператора игорного бизнеса. Этот вид лицензий делится на несколько подвидов:[12]
1. Ограниченные лицензии (Restricted Gaming License). Данные лицензии выдаются операторам, имеющим не более 15 игровых автоматов, им запрещается устанавливать игровые столы и организовывать какие-либо другие виды игр. Владельцы этих лицензий – это, как правило, владельцы небольших баров, ресторанов, развлекательных центров. Любые вопросы, связанные с ограниченными лицензиями, решает исключительно Комиссия по азартным играм. По состоянию на 30 сентября 2005 года в Неваде было выдано 2191 таких лицензий.
|
2. Неограниченные лицензии (Nonrestricted Gaming License). Эти лицензии подразделяются на два вида: лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество игровых автоматов (N/R slots only); лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество игровых автоматов и игровых столов (N/R games & slots). Данные виды лицензий выдаются после тщательного расследования, проведенного Советом. Совет передаёт свои рекомендации Комиссии, которая принимает окончательное решение. По состоянию на 30 сентября 2005 года в Неваде было выдано 131 “N/R slots only” лицензия и 314 “N/R games & slots” лицензий.
3. Специальные лицензии, позволяющие владельцам игровых автоматов размещать их в заведениях (барах, ресторанах, клубах и т.п.) им не принадлежащих (Slot Route Operator License). Обладатель такой лицензии сам договаривается с владельцем помещения об условиях взаимовыгодного сотрудничества. К 30 сентябрю 2005 года было выдано 55 таких лицензий.
Помимо операторов игорного бизнеса, лицензированию подлежит деятельность производителей и продавцов игорного оборудования. Более того, любое игорное оборудование, поступающее на рынок, проходит обязательную проверку (математический тест, тест на безопасность и прочие проверки). В настоящее время в Неваде зарегистрировано 99 производителей и 132 продавца игорного оборудования.
Лицензированию подлежат все работники игорных заведений. Данные лицензии подразделяются на два вида: для служащих, не занятых в игровом процессе, и для работников, принимающих участие в игровом процессе (дилеры, питбоссы, менеджеры и другие работники).
|
Все участники игорного бизнеса Невады, имеющие соответствующие лицензии, обязаны неукоснительно соблюдать игорное законодательство штата, условия своих лицензий.
Не менее разнообразно законодательство штата в области налогообложения игорного бизнеса. Ставки налогов и сборов для операторов отличаются в зависимости от вида их лицензий.
1. Для операторов, обладающих ограниченными лицензиями (не более 15 игровых автоматов), устанавливаются следующие ставки: ежегодный сбор, составляющий 250 долларов с каждого игрового автомата и квартальные сборы, которые подробно представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ежеквартальные сборы с игровых автоматов для владельцев ограниченных лицензий [13]
Кол-во игровых автоматов | Сумма сборов, в долларах США |
1 игровой автомат | 81.00 |
2 игровых автомата | 162.00 |
3 игровых автомата | 243.00 |
4 игровых автомата | 324.00 |
5 игровых автоматов | 405.00 |
6 игровых автоматов | 546.00 |
7 игровых автоматов | 687.00 |
8 игровых автоматов | 828.00 |
9 игровых автоматов | 969.00 |
10 игровых автоматов | 1110.00 |
11 игровых автоматов | 1251.00 |
12 игровых автоматов | 1392.00 |
13 игровых автоматов | 1533.00 |
14 игровых автоматов | 1674.00 |
15 игровых автоматов | 1815.00 |
2. Операторы, имеющие неограниченные лицензии, обязаны ежемесячно производить определённые отчисления, базирующиеся на сумме валового дохода заведения. С первых 50000 долларов США – 3,5%, со следующих 84000 долларов США – 4,5%, далее с суммы превышающей 134000 долларов США – 6,75%. Кроме этого, для них установлены следующие ставки фиксированных сборов:
|
- с игровых автоматов это – ежеквартальный сбор, составляющий 20 долларов США с каждого игрового автомата; ежегодный сбор, составляющий 250 долларов США с каждого игрового автомата;
- с игровых столов: – ежегодные сборы, представлены в таблице 2; ежеквартальные сборы, представлены в таблицах 3 и 4.[14]
Таблица 2. Ежегодные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных лицензий
Количество игровых столов | Сумма сборов, в долларах США |
1 игровой стол | 100.00 |
2 игровых стола | 200.00 |
3 игровых стола | 400.00 |
4 игровых стола | 750.00 |
5 игровых столов | 1750.00 |
6-7 игровых столов | 3000.00 |
8-10 игровых столов | 6000.00 |
11-13 игровых столов | 650.00 за каждый стол |
14-16 игровых столов | 1000.00 за каждый стол |
17 и более игровых столов | 16000.00 плюс 200.00 за каждый дополнительный стол свыше 16 |
Таблица 3. Ежеквартальные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных лицензий
Для операторов, имеющих 10 и менее игровых столов | |
Количество игровых столов | Сумма сборов, в долларах США |
1 игровой стол | 12.50 |
2 игровых стола | 25.00 |
3 игровых стола | 50.00 |
4 игровых стола | 93.75 |
5 игровых столов | 218.75 |
6-7 игровых столов | 375.00 |
8-10 игровых столов | 750.00 |
Таблица 4. Ежеквартальные сборы с игровых столов для владельцев неограниченных лицензий
Для операторов, имеющих более 10 игровых столов | |
Количество игровых столов | Сумма сборов, в долларах США |
1-16 игровых столов | 125.00 за каждый стол |
17-26 игровых столов | 2000.00 плюс 1200.00 за каждый дополнительный стол свыше 17 |
27-35 игровых столов | 14000.00 плюс 700.00 за каждый дополнительный стол свыше 27 |
36 и более игровых столов | 20300.00 плюс 25.00 за каждый дополнительный стол свыше 35 |
Помимо вышеперечисленных налогов и сборов операторы игорного бизнеса обязаны платить налог на зрелища, а также разнообразные местные и федеральные налоги.
Регулирование игорного бизнеса, установленное в Штате Нью-Джерси, отличается от установленного в Штате Невада. Игорный бизнес в Штате Нью-Джерси регулируется законом о контроле за деятельностью казино. Регулирующим и лицензирующим органом является Комиссия по контролю за деятельностью казино.[15]
Комиссия выдает лицензии как на помещение, в котором ведется игорный бизнес, так и лицензии сотрудникам, занятым в игорном бизнесе. Вместе с тем, сотрудники, занятые исключительно обеспечением функционирования отелей, в которых располагаются казино (горничные уборщицы и другие работники), комиссией не лицензируются. Контроль за деятельностью казино осуществляет отделение по контролю за игорной деятельностью. Комиссия имеет право отбирать лицензию, если она способствует чрезмерной экономической концентрации (большое количество лицензий у одного лица).
Административные правила, регламентирующие деятельность казино учитывают такие положения, как:
· общее количество лицензированных казино Штата;
· общий метраж казино;
· количество гостевых номеров;
· количество игровых автоматов;
· количество настольных игр;
· чистый доход казино.
Подводя итог, можно сказать, что легализация азартных игр на речных судах оказала реальную экономическую и социальную помощь некогда бедным штатам. В настоящее время в этом бизнесе трудится около ста тысяч человек, сумма налогов и сборов за 2004 год составила примерно 3 миллиарда долларов США.
Регулирование игорного бизнеса, организованного индейскими племенами также имеет свои особенности. Законодательство США всегда признавало за индейцами право на самоуправление и самоопределение, за ними закреплена возможность учреждать собственные формы властных органов, принимать законодательные акты, реализовывать их, а также устанавливать свою судебную систему. Не является исключением и право индейцев на проведение азартных игр. Федеральное регулирование данного вопроса необходимо для разрешения конфликтов между индейскими племенами, желающими организовать проведение азартных игр, и властями штатов, на территории которых находились индейские резервации.
Закон “О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами”, принятый Конгрессом США в 1988 году, явился компромиссом, между интересами штатов и индейских племен. Суть его состоит в следующем, что азартные игры, организуемые индейскими племенами, были разделены на три класса, порядок регулирования которых различен.
Класс 1. В данный класс входят социальные игры с небольшим призовым фондом, а также традиционные индейские игры. Регулирование игр этого класса является исключительной прерогативой племен.
Класс 2. Включает в себя лимитированные карточные игры, лото и бинго, при этом имеется специальная оговорка на то, что для данного класса запрещены любые формы электронных игр. Регулирование игр второго класса входит в компетенцию органов власти племен, однако эти игры могут проводиться только в тех штатах, в которых вообще разрешены азартные игры. Если в штате разрешено каким-либо компаниям проводить азартные игры, то индейские племена, имеющие земли в этом штате, могут организовать на них игры второго класса не зависимо от мнения властей штата. Однако законом предусматривается важная оговорка на то, что законодательство штата, по регулированию игр, может частично распространяться и на индейские игры. Так, проведение карточных игр второго класса должно соответствовать определённым нормам (таким как, время проведения, размер ставок), установленным законодательством штата; с другой стороны, законодательные ограничения не распространяются, например, на такую игру как бинго.
Класс 3. В данный класс входят практически все существующие на территории США азартные игры, то есть это, прежде всего, игры, проводимые в игорных заведениях Невады и Атлантик-Сити, а также лотереи, пари и прочие игры. Для организации игр третьего класса, как правило, создаются индейские казино (даже в тех штатах, где обычные казино запрещены).
В Австрии проблему государственного регулирования игорного бизнеса правительству удалось решить, установив тотальный контроль над всеми игорными заведениями. Способ контроля состоит в следующем, правительство учредило компанию Osterrelchische Spielbanken AG (Casinos Austria), которая стала единственным оператором игорного бизнеса Австрии. Компания полностью принадлежит австрийцам, а основная доля компании – 70%, находится в руках государства, кроме этого совладельцами являются банки, страховые компании, коммерческие организации.
В заключении при анализе законодательств Великобритании, Германии, Голландии, Италии и США необходимо выделить моменты, являющиеся общими для всех этих стран и применимыми для России:[16]
1. Функционирование игорного бизнеса регулируется государственными и местными органами власти с целью недопущения неконтролируемого развития бизнеса, его криминализации и чрезмерного роста игорных заведений.
2. Деятельность игорных заведений является лицензируемой. Лицензия рассматривается как привилегия. Ведется строгий учет выданных лицензий, при выдаче новых принимается во внимание количество действующих игорных заведений.
3. Порядок лицензирования и регулирования деятельности игорных заведений определяется либо законами Земель (Штатов), либо государственными законами. В случае определения порядка лицензирования государственными законами в них закреплено положение о согласовании месторасположения игорного заведения с местными органами власти. Порядок лицензирования и регулирования содержит требования, относящиеся непосредственно к данной сфере предпринимательства, а не общие, применимые к любой сфере.
4. Лицензия на право деятельности игорного заведения выдается по конкретному адресу, при выполнении определенных требований к помещению.
5. Месторасположение игорного заведения определяется местными органами власти (органами власти Земли, Штата), либо согласовывается с ними.
Заключение
Игорный бизнес в России в большей степени ориентирован на игровые автоматы. За пять лет их количество возросло с 35 000 до 250 000, т. е. в семь с лишним раз. А вот российским любителям онлайновых азартных игр остается играть совсем недолго. Госдума приняла в первом чтении законопроект “О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр”. Данный законопроект запрещает организацию и проведение азартных игр с использованием информационных телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи.
Законопроект предусматривал создание до 1 июля 2007 г. четырех игорных зон, предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений, на территории которых будет разрешено действие игорных заведений. Основанием для открытия игорного заведения в таких зонах станет специальное разрешение, выдаваемое сроком до пяти лет и предоставляющее право одному организатору открыть одно игорное заведение.
Согласно законопроекту предъявляются определенные требования к компаниям, являющимся организаторами игр. В частности, чистые активы такой компании должны составлять не менее 600 млн. руб.; технологически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата должен быть на уровне не ниже 80%; площадь зоны обслуживания казино должна быть не менее 800 кв. м, причем на ней должно быть установлено не менее 10 игровых столов. Площадь зала игровых автоматов должна составлять не менее 100 кв. м, размещая не менее 50 автоматов. Вместе с тем законопроект запрещает размещение игорных заведений в объектах жилищного фонда, временных постройках, киосках, а также в зданиях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские и санаторно-курортные учреждения. Все игорные заведения, не соответствующие требованиям законопроекта, закрыты с 1 января 2007 г., а с 1 января 2009 г. прекратят действие игорные заведения, находящиеся вне специальных игорных зон.
Что движет российскими предприятиями игорной индустрии? По мнению Роберта Хеллера, основными причинами развития российской игорной индустрии являются переориентация с игорного бизнеса на игровой, получение доступа к глобальным отраслевым рынкам и установление партнерских отношений с глобальными игровыми брендами. Прогресс российской игорной индустрии налицо: всего за четыре года доходы, аккумулируемые в этой индустрии, возросли, по данным Heller Gaming and Leasure, более чем в четыре раза – с $1,6 млрд в 2002 г. до $6,6 млрд (прогноз) в 2007 г.[17]
На трансформацию американских казино и завоевание популярности мегакурортами, первый из которых – Mirage был открыт в 1989 г., ушло более 15 лет. В России этого хотят достигнуть за три года.
Таким образом, можно увидеть, что в России прослеживаются тенденции, аналогичные западным – создание крупных игровых зон. Законодательное же регулирование налога на игорный бизнес остается исключительно обращенным на нашу действительность.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.07.2006).
2. В Турции может возродиться игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=53264
3. Демьянов Р. Объект налогообложения налогом на игорный бизнес и то, что объектом не является [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html
4. Демьянов Р. Регистрация объекта налогообложения налогом на игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html
5. Ковалева О. Игра в игорный бизнес продолжается // За рубежом. – 02.07.2008.
6. Ковтун Е. Евгений Ковтун: сегодняшнее состояние игорного бизнеса в мире (краткий обзор) // Большая игра. – 2008. – №1.
7. Минашкин А.В. Особенности государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Труды МЭЛИ: электронный журнал [Электронный ресурс]: www.meli.ru/e-magazine/vipusk_1/9_1v_minashkin.doc
8. ФНС об игорном бизнесе [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/42D8F7254CC247CCC325750400601A34.html
9. Шварц Б. "Рабочий момент" для налога на игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=5509
10. Шувалова Е. Вдали: Орел или решка // Ведомости. – 2006. – №233 (1760).
11. Law Master. Игра и закон. Особенности игорного бизнеса в США // Casino Games. – 2005. – №10.
12. Law Master. Игра и закон. Особенности игорного бизнеса в США. Казино на речных судах // Casino Games. – 2005. – №11.
13. Law Master. Невада. Самый азартный штат. Правовое регулирование азартных игр // Casino Games. – 2006. – №1.
[1] В Турции может возродиться игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=53264
[2] Демьянов Р. Объект налогообложения налогом на игорный бизнес и то, что объектом не является [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html
[3] Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.07.2006).
[4] Демьянов Р. Регистрация объекта налогообложения налогом на игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html
[5] п. 1 статьи 221 НК.
[6] пп. 9 п. 3 статьи 346.12 НК.
[7] ФНС об игорном бизнесе [Электронный ресурс]: https://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/42D8F7254CC247CCC325750400601A34.html
[8] Ковтун Е. Евгений Ковтун: сегодняшнее состояние игорного бизнеса в мире (краткий обзор) // Большая игра. – 2008. – №1.
[9] Там же.
[10] Шувалова Е. Вдали: Орел или решка // Ведомости. – 2006. – №233 (1760).
[11] Law Master. Невада. Самый азартный штат. Правовое регулирование азартных игр//Casino Games. – 2006. – №1.
[12] Law Master. Игра и закон. Особенности игорного бизнеса в США//Casino Games. – 2005. – №10.
[13] Минашкин А.В. Особенности государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Труды МЭЛИ: электронный журнал [Электронный ресурс]: www.meli.ru/e-magazine/vipusk_1/9_1v_minashkin.doc
[14] Минашкин А.В. Особенности государственного регулирования игорного бизнеса за рубежом // Труды МЭЛИ: электронный журнал [Электронный ресурс]: www.meli.ru/e-magazine/vipusk_1/9_1v_minashkin.doc
[15] Law Master. Игра и закон. Особенности игорного бизнеса в США. Казино на речных судах // Casino Games. – 2005. – №11.
[16] Шварц Б. "Рабочий момент" для налога на игорный бизнес [Электронный ресурс]: https://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=5509
[17] Ковалева О. Игра в игорный бизнес продолжается // За рубежом. – 02.07.2008.