Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
§ кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
§ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
§ договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
§ договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
§ соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
|
Проводимая в 2008-2010 гг. политика в области государственного долга была направлена на:
§ восстановление доверия участников внутреннего и мирового финансового рынка к проводимой государством бюджетной политике и политике государственных заимствований;
§ частичное выполнение обязательств по уплате платежей по государственному долгу;
§ повышение эффективности управления государственным долгом.
В 2000-2007 гг. рынок государственного внутреннего долга полностью восстановил утраченные позиции по доверию инвесторов и, соответственно, спросу на государственные ценные бумаги после кризиса 1998 года.
Проводимая политика заимствований на внутреннем рынке позволила существенно снизить доходность государственных облигаций (с 20-24% годовых в 2000 году до 11% в 2007 году и до 7% в 2010 году, однако если снижение доходности с 2000 по 2007 год – это результат действий правительства, то с 2007 по 2010 это скорее последствия мирового кризиса 2008 года).
Снижение доходности оказало позитивное влияние на развитие рынка облигационных займов российских компаний, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и уровень процентных ставок в экономике России.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
123,5 | |
158,7 | |
143,7 | |
133,5 | |
125,7 | |
121,7 | |
114,1 | |
76,5 | |
44,9 | |
40,6 | |
37,6 |
|
Табл. 2.5 – Динамика и структура государственного долга РФ (на конец года)
Разработана Долговая стратегия Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). В конце 2010 года государственный долг планируется на уровне 8-12% от ВВП и составит примерно 20 млрд. долларов.
Относительно скромный размер государственного долга оказывает положительное влияние на инвестиционный климат в стране, так как при наличии значительного долга происходит увеличение налоговой нагрузки, отдачи от инвестиций, перераспределение доходов населения, а также утечка национального капитала за рубеж, что формирует дополнительные преграды для потенциального инвестора.