Основными направлениями дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного устройства являются следующие.
Формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления.
Первое направление - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики.
Необходимо как продолжение создания благоприятного делового климата, развитие рыночной инфраструктуры, так и стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, улучшение допуска товаров в первую очередь на рынки развитых стран по тем товарным группам, где у России есть конкурентные преимущества не по цене, а по качеству и технологичности.
Второе направление - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Необходимо продолжение налоговой реформы, направленное на снижение общей налоговой нагрузки на экономику при ее неснижении, возможно, в сырьевых секторах.
Приоритетами налоговой реформы в среднесрочной перспективе должны стать введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров и услуг, оптимизация фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить средние ставки НДС и ЕСН, а также кардинально повысить эффективность налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков.
|
Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах “новой экономики” и услуг, приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
Бюджетная политика будет строиться в соответствии с основными приоритетами, определенными на долгосрочную перспективу и включающими:
§ обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти; устранение дестимулирующих элементов и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики, прежде всего, в рамках реформирования налоговой системы;
§ снижение относительных издержек функционирования государства;
§ уменьшение долговой нагрузки на экономику.
Начиная с 2005 года бюджетная политика Российской Федерации формируется и проводится в условиях нового бюджетного законодательства в связи с принятием в 2008 году новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предполагается реализовать следующие изменения (в сравнении с 2008 годом) в направлениях бюджетной политики и бюджетного процесса:
§ закрепление доходных и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;
§ окончание процесса перевода региональных бюджетов на казначейское исполнение и начало реформирования системы исполнения муниципальных бюджетов;
|
§ формирование региональных и местных бюджетов будет проводиться в рамках среднесрочного планирования;
§ сокращение числа государственных (муниципальных) обязательств и выработка механизма привлечения свободных негосударственных инвестиционных ресурсов к участию в исполнении конституционных государственных гарантий;
§ создание действенного механизма по переводу средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней с целью консолидации налоговых ресурсов субъектов Российской Федерации на решение новых задач в области бюджетных расходов:
§ выработку критериев эффективности бюджетных расходов и, на их основе, подготовку предложений по оптимизации их структуры.
Бюджетная политика в области расходов в 2005-2006 годах будет строиться в соответствии с приоритетами, определенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Наряду с обеспечением полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти и органами местного самоуправления, предполагается ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. В части социальной политики это:
§ сокращение социального неравенства, в том числе и на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу уязвимых групп населения и снижения помощи обеспеченным семьям;
§ ориентация на приоритетность отраслей социального блока;
|
§ создание экономических условий для обеспечения конституционных прав граждан.
Учитывая определенные ограничения в росте доходов бюджетной системы, и, соответственно, невозможность резкого увеличения расходов бюджетов всех уровней, обеспечить выполнение вышеуказанных задач предполагается за счет формирования эффективной системы бюджетных расходов, предусматривающей ее оптимизацию, рационализацию структуры и повышение качества управления (администрирования) бюджетными расходами.
Уже с 2003 года, предусматривается изменение технологии разработки бюджетов на всех уровнях. Особая роль будет отведена среднесрочному бюджетному планированию (перспективному финансовому плану), отражающему стратегические направления экономической политики.
Будет продолжена работа по уточнению разграничения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.
В среднесрочном периоде получат дальнейшее развитие и будут завершены: реформа судебной власти, реформа структуры государственного управления, реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Должна быть проведена реструктуризация федеральной почтовой связи. Продолжится военная реформа. Перечисленные мероприятия должны привести к оптимизации расходов на содержание отраслей бюджетного сектора.
В 2010-2012 годах основополагающими принципами в определении бюджетных расходов будут:
§ полное финансирование государственных обязательств;
§ обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг - образования и здравоохранения;
§ использование программно-целевых принципов при планировании бюджета;
§ соответствие бюджетных расходов четким критериям эффективности;
§ конкурсное распределение бюджетных ресурсов;
§ конкурентный режим при размещении государственных заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
§ увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований.
Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России.
В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.
Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.
Главные цели государственной инвестиционной политики государства - последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Основной задачей в этой связи является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях будут содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.
В связи с вышеизложенным основными принципами политики государства в инвестиционной сфере будут:
1) в области создания благоприятного инвестиционного климата:
- усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
- введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
- введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
- либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);
- обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам бухгалтерского учета);
- содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство.
2) в сфере государственного инвестирования:
- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
- открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
- приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирования их технически сложных систем;
- безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета;
3) в области поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики:
- создание условий наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики, адекватной задачам инвестиционной реконструкции производства;
- либерализация внешнеторгового и налогового режима для ввоза в Россию современного технологического оборудования, требуемого для модернизации действующих предприятий;
- повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе закрепления за предприятиями прав собственности на участки, на которых они расположены;
- введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.
Заключение
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций.
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
В России общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов, состоящее из бюджетного департамента (составляет проект федерального бюджета); отраслевых департаментов финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.; департамента иностранных кредитов и внешнего долга; департамента налоговых реформ; департамента государственных ценных бумаг и финансового рынка; Главного управления федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета).
Финансовая политика состоит из следующих важнейших компонентов: бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов.
Система социально-экономических приоритетов, на которых основывается финансовая политика России в настоящее время, включает в себя: оздоровление государственных финансов; сбалансированность натурально-вещественных и денежных потоков; восстановление нормального функционирования кредитной системы; достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности субъектов Российской Федерации в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере субъектов Российской Федерации; достижение социальной стабильности в обществе; создание условий по пресечению и предотвращению финансовых злоупотреблений, коррупции и организованной преступности.
Итоги реализации бюджетной политики за последние три года свидетельствуют о том, что бюджет стал активным инструментом государственной экономической политики, направленной на достижение экономического роста, повышение эффективности производства и его конкурентоспособности, рост благосостояния населения.
Основными задачами бюджетной реформы в 2008-2010 гг. являлись:
· Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
· Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
· Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
· Повышение эффективности налоговой системы.
· Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
· Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
Основная цель бюджетной политики в 2008-2010 гг. в области расходов заключалась в повышении эффективности управления средствами федерального бюджета.
В целях совершенствования бюджетного устройства в среднесрочной перспективе предполагается реализовать следующие изменения в направлениях бюджетной политики и бюджетного процесса:
§ закрепление доходных и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;
§ окончание процесса перевода региональных бюджетов на казначейское исполнение и начало реформирования системы исполнения муниципальных бюджетов;
§ формирование региональных и местных бюджетов будет проводиться в рамках среднесрочного планирования;
§ сокращение числа государственных (муниципальных) обязательств и выработка механизма привлечения свободных негосударственных инвестиционных ресурсов к участию в исполнении конституционных государственных гарантий;
§ создание действенного механизма по переводу средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней с целью консолидации налоговых ресурсов субъектов Российской Федерации на решение новых задач в области бюджетных расходов:
§ выработку критериев эффективности бюджетных расходов и, на их основе, подготовку предложений по оптимизации их структуры.
Главными целями инвестиционной политики государства являются: последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Основной задачей в этой связи является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях будут содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Список использованной литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'', 2007. - 416 с.
2. Андрианов В.Д. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство ''ДИС'', 2008. - 320 с.
3. Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. – М.: Финансы и статистика,2010.
4. Бюджетная система России: Учебник. /Под ред. Г.Б.Поляка. М.:Юнити,2002, 540 с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2006. - 621 с.
6. Вводный курс по эк. теории: Учебник для лицеев/ Под общей ред. акад. Г.П.Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб.: ''Специальная литература'', 2009. - 316 с.
8. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2002.
9. Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007.
10. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
11. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
12. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. Изд. 3-е. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 656 с.
13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
14. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2008, 496 с.
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / -М. “Дело ЛТД” -2008.
16. Христенко В. Развитие бюджетного Федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Российская газета от 17.02. 2008.
17. Яндиев М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2010, 238 с.