Характеристика действующей структуры управления ОАО «Газпромнефть-Тюмень»




Тип структуры – иерархическая линейно-функциональная структура.

Уровни структуры:

1. Высший уровень управления: генеральный директор, главный инженер, заместитель генерального директора по розничным продажам н/п и оказанию сопутствующих услуг, заместитель генерального директора по покупке и оптовым продажам н/п, логистике, заместитель генерального директора по экономике и финансам, заместитель генерального директора по связям с общественностью, заместитель генерального директора по режиму и защите информации.

2. Средний уровень управления:

главные специалисты (механик, энергетик, по ОТ и ТБ, ГО и ЧС, по ИТАТ, по отчетности, подготовке информации и баз данных, по мониторингу и ценообразованию);

начальники отделов: проектирования, производственно-технического, начальник испытательной лаборатории, начальник отдела розничных продаж, реализации сопутствующих товаров, начальник отдела оптовых продаж, отдела покупок н/п и логистики, начальник отдела менеджмента бизнес-процессов;

· PR-менеджеры, экономисты, бухгалтерия, юрист;

· Начальники отделений сбыта:

· Туринской нефтебазы;

· Тобольской нефтебазы;

· Ялуторовской нефтебазы;

· Ишимской нефтебазы.

3. Низший уровень управления: мастера нефтебаз, работники отделений испытательной лаборатории и т.д.

Данная структура принята в организации сравнительно недавно - в 2007 году и на протяжении 2х лет проводилась активная реорганизация, которая практически завершена.

Достоинствами действующей организационной структуры являются:

1. Четкое разделение функций и отсутствие дублирования обязанностей;

2. Лучший контроль за деятельностью организации;

3. Оптимизация деятельности за счет лучшего распределения обязанностей.

К недостаткам можно отнести:

1. Некая консервативность структуры, что может не всегда обеспечить быструю реакцию на изменяющуюся среду;

2. Высокий уровень централизации, что исключает какую-либо инициативу от нижестоящих уровней.

 

2.2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации

Таблица 1.2.

SWOT-анализ ОАО "Газпромнефть-Тюмень"

Сильные стороны Слабые стороны
1. Большой опыт (длительный период пребывания на рынке (с начала 19 века)) 2. Адаптивность и гибкость (организация развивается вместе с окружающей средой и меняется под новые требования рынка) 3. Наличие клиентской сети (выполнение как розничных, так и оптовых заказов) 4. Сотрудничество с государственными предприятиями 5. Узнаваемость и широкая известность торговой марки 6. Наличие сопутствующих товаров и услуг при розничной реализации нефтепродуктов (товары «в дорогу», услуги автосервиса) 7. Наличие учебного центра на предприятии 8. Используется 2 вида перевозок: железнодорожный транзит и перевозки автотранспортом 9. Близость Омского НПЗ, что сокращает издержки на перевозку ГСМ 10. Наличие системы скидок как для оптовых, так и для розничных потребителей   1. Неудовлетворительное качество нефтепродуктов, реализуемых розничным путем 2. Недостаточно высокий уровень сервиса 3. Преобладает политика высокой цены, т.е. ввиду олигополии на рынке, цена устанавливается на уровне конкурентов 4. Отсутствие электронного документооборота (в виду большого масштаба организации на документооборот тратится значительное время) 5. Устаревание основного оборудования 6. Недостаточный ассортимент сопутствующих товаров при розничной реализации АЗС 7. Основная концентрация АЗС на Юге Тюменской области (низкая освоенность территорий Севера)    
Возможности Угрозы
1. Расширение международного сотрудничества 2. Активная политика государства направлена на развитие перерабатывающего производства 3. Возможность развития розничной сети АЗС в северном регионе за счет развития автострады 4. Освоение других регионов 5. Приобретение акций других компаний НГК 6. Получение лицензий на право пользования различных месторождений 7. Вхождение компании в тройку ВИНК РФ (вертикально-интегрированных нефтяных компаний)   1. Возможность экологических аварий 2. Увеличение конкурентного напряжения с основными конкурентами (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Сургетнефтегаз и др.) 3. Штрафование компании в виду завышенных цен на нефтепродукты 4. Аварийные ситуации при транспортировке ГСМ 5. Возможная потеря доли клиентов из-за неудовлетворительного качества бензина    

 

 

Основными сильными сторонами предприятия являются большой опыт работы компании на рынке, наличие развитой клиентской сети, сотрудничество с государственными предприятиями. Сильные стороны обеспечивают компании значительную долю рынка.

К наиболее слабым сторонам можно отнести:

- Неудовлетворительное качество нефтепродуктов, реализуемых розничным путем

- Недостаточно высокий уровень сервиса

- Устаревание основного оборудования

- Основная концентрация АЗС на Юге Тюменской области

Данные недостатки можно устранить с помощью следующих возможностей:

- Вхождение компании в тройку ВИНК РФ (предприятие должно наращивать свои производственные обороты, а это будет невозможно без улучшения качества продукции и сервиса, а также замены устаревшего оборудования);

- Возможность развития розничной сети АЗС в северном регионе за счет развития автострады (позволить повысить освоенность территорий Севера);

- Активная политика государства направлена на развитие перерабатывающего производства (поддержка государства так же положительно повлияет на производственные обороты и компанию в целом).

Если не исправить данные недостатки, то они могут привести к экологическим авариям (износ основных фондов), потери клиентов (из-за недостаточного качества топлива), усилению позиций конкурентов.

 


Таблица 2.3.

PEST-анализ ОАО "Газпромнефть-Тюмень"

Политические факторы Экономические факторы
1. Усиление политического контроля над нефтегазовой отраслью, наличие политического рентоискательства (создание привилегий для избранных) 2. Снятие ограничений по добыче нефти странами, входящих в ОПЕК 3. Совершенствование законодательной базы НГК (новая редакция закона «О недрах», и Закон о порядке иностранных инвестиций в стратегические отрасли) 4. Вступление России в ВТО 5. Международная политика РФ (сотрудничество с другими странами в рамках НГК) 6. Экологическая направленность деятельности ведущих мировых стран 7. Позиционирование политики РФ как нефтегазовой (наличие синдрома «нефтяной иглы»; при изменении этой политики НГК претерпит серьезные изменения) 1. Колебания нефтедоллара 2. Колебания инфляции 3. Наличие сезонных колебаний спроса на ГСМ (повышается весной и осенью) 4. Высокий уровень «беловоротничковой преступности» (экономических преступлений, организуемых руководителями легальных фирм) 5. Глобальный рост цен на нефть 6. Динамика занятости населения 7. Увеличение снабженческо-сбытовой надбавки (ССН) 8. Рост цен на энергетику 9. Неэластичность спроса на бензин  
Социальные факторы Технологические факторы
1. Повышение уровня благосостояния жителей 2. Старение населения 3. Усовершенствование сферы социального страхования (повышение ставок страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства) 4. Большое влияние СМИ на мнение населения 5. Важность высшего образования 6. Отсутствие среднего слоя населения как основополагающего класса общества (усиление дифференциации доходов населения) 7. Низкий уровень безработицы по сравнению с другими регионами РФ 1. Новые разработки в области хранения нефтепродуктов 2. Прогрессирующее старение и высокая изношенность основных фондов (приводит к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращает возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства) 3. Наличие собственного НИИ 4. Неразвитое стимулирование инновационных разработок 5. Слабая защита интеллектуальной собственности 6. Разработка нового топлива, не основанного на нефти

Несомненно, нефтяной рынок в настоящее время является наиболее привлекательным. Обилие влияющих на него факторов определяет его сложность. ОАО «Газпромнефть-Тюмень», как активному участнику данного рынка, приходится реагировать на многие факторы для успешной деятельности.

В целом, прогноз по политическим факторам благоприятен, т.к. ОАО «Газпромнефть-Тюмень» является дочерним предприятием ОАО «Газпромнефть», которое в свою очередь является крупным участником нефтяного рынка на мировом уровне, это обуславливает интерес к компании со стороны Правительства РФ. Однако на деятельность компании могут отрицательно сказаться решения стран-участниц ОПЕК, либо уход от сырьевой направленности экономики РФ.

Влияние экономических факторов можно оценить как положительное: неэластичность спроса на ГСМ внутри страны компенсирует возможные колебания нефтедоллара и внутреннее колебание инфляции.

Социальные факторы также благоприятны для деятельности предприятия в виду б о льшего благосостояния граждан в регионе и более низким уровнем безработицы.

Технологические факторы в целом имеют положительный характер: компания имеет собственный НИИ, что позволяет разрабатывать собственные технологии и поддерживать конкурентное преимущество.

В целом, факторы внешней среды создают положительные предпосылки для развития предприятия, однако следует проводить их регулярную оценку для контроля ситуации.

 

 

Таблица 3.2.

Таблица 4 - SNW - анализ ОАО "Газпронефть - Тюмень"

№ п/п Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции
S N W
Сильная Нейтральная Слабая
         
  Стратегия организации X    
  Бизнес - стратегии (в целом), в том числе:      
  Реализация ГСМ в розницу     X
  Реализация ГСМ оптом X    
  Реализация сопутствующих товаров и услуг     X
  Оргструктура X    
  Финансы как общее финансовое положение, в том числе:      
4.1 Финансы как состояние текущего баланса X    
4.2 Финансы как уровень бухучета X    
4.3 Финансы как финструктура X    
4.4 Финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.)     X
4.5 Финансы как уровень финансового менеджмента X    
  Конкурентноспособность продукта (в целом), в том числе:      
  Реализация ГСМ в розницу     X
  Реализация ГСМ оптом X    
  Реализация сопутствующих товаров и услуг     X
  Структура затрат (уровень себестоимости)      
  По бизнесу (в целом), в том числе:      
  Реализация ГСМ в розницу X    
  Реализация ГСМ оптом X    
  Реализация сопутствующих товаров и услуг X    
  Дистрибуция как система реализации продукта (в целом), в том числе:      
7.1 Как материальная структура X    
7.2 Как умение торговать X    
  Информационная технология X    
  Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов     X
  Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе:      
10.1 Способность к лидерству 1-го лица     X
10.2 Способность к лидерству всего персоналу     X
10.3 Способность к лидерству как совокупность объективных факторов X    
        Уровень производства (в целом), в том числе:      
11.1 Качество материальной базы     X
11.2 Качество инженеров (ключевых производственных специалистов) X    
11.3 Качество рабочих (основное производство) X    
  Уровень маркетинга X    
  Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента в целом) X    
  Качество торговой марки X    
  Качество персонала (в целом) X    
  Репутация на рынке X    
  Репутация как работодателя X    
  Отношения с органами власти (в целом), в том числе      
18.1 С федеральным правительством X    
18.2 С правительством субъекта федерации X    
18.3 С органами местного самоуправления X    
18.4 С системой налогового контроля X    
  Инновации как исследования и разработки     X
  Послепродажное обслуживание X    
  Степень вертикальной интегрированности   X  
  Корпоративная культура X    

Соотношение слабых позиций к сильным составляет 10/39. Подавляющее большинство аспектов деятельности предприятия является его сильными сторонами. К наиболее важным слабым сторонам относятся:

· Реализация ГСМ в розницу

· Реализация сопутствующих товаров и услуг

· Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: