Управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность. В силу данного обстоятельства к настоящему времени сложилось двоякое понимание термина «государственное управление»: в широком и узком смысле.
под государственным управлением в широком смысле понимают регулирующую деятельность государства в целом (деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов, не входящих ни в одну ветвь власти).
под государственным управлением в узком смысле – деятельность органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.
1) Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:
а) характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
б) общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;
г) внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления.
2) Принцип демократизма. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении и требует установления взаимозависимостей между обществом и государством. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.
|
3) Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обусловливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Причем не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей.
4) принцип законности государственного управления. Принцип законности предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации; служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих.
5) принцип разделения власти в государственном управлении. Демократическая, правовая организация государственной власти и государственного управления объективно возможна тогда, когда процессы формирования и закрепления интересов и целей в законах, исполнения законов и непосредственного управления, контроля за законами и разрешения конфликтов при их применении разделены, разграничены и скоординированы посредством сдержек и противовесов.
|
Следующий принцип, также связанный с демократической, правовой организацией государственной власти и государственного управления, можно обозначить как
6) принцип федерализма государственного управления. Федеративное устройство государства призвано отражать всю многогранность территориальной, социальной и национальной организации жизнедеятельности общества, дифференцировать и конкретизировать возможности власти применительно к региональной и локальной специфике объективных условий и субъективного фактора, приближать власть и управление к человеку и окружающим его проблемам.
Принцип федерализма содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Использование последнего позволяет проводить децентрализацию государственного управления, развивать и укреплять местное самоуправление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.
7 ) принцип публичности государственного управления. Этот принцип напоминает принцип гласности и учета общественного мнения.
а) доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов и участия в их деятельности;
б) открытость функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
г) судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.