Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности и структура.





Административно-правовое отношение - управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовым отношениям свойственны все типичные признаки стандартного правового отношения. Можно выделить такие признаки как:

1. первичность правовых норм;

2. регламентация правовой нормой поведения сторон соответствующего отношения;

3. корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения.

Административно-правовое отношение – это результат регулирующего воздействия на общественное отношение административно-правовых норм, придающих ему юридическую форму.

Административно-правовые отношения, в отличие от других видов правовых отношений обладают индивидуальными особенностями. Права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти. Одной из сторон в таких отношениях всегда выступает орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями. Административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон.

Административно-правовые отношения являются властными отношениями, они построены на принципе «власть-подчинение». В административно-правовых отношениях отсутствует равенство сторон. Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Непосредственным объектом административно-правовых отношений является волевое поведение человека, его деяния.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям.

С учетом характера предписаний административно-правовых норм правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные – это правоотношения, которые складываются на основе норм материального административного права, а процессуальные – административно-правовые отношения, складывающиеся на основе норм административно-процессуального права.

В зависимости от функциональной роли административно – правовые отношения принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивные – это правоотношения выполняют функцию позитивного регулирования общественных отношений. В рамках данных правоотношений возникают и реализуются субъективные юридические права и связанные с правомерным поведением позитивные юридические обязанности. Охранительные же правоотношения выполняют охранительную функцию. В рамках данных правоотношений реализуются в основном меры юридической ответственности.

Исходя из природы юридической обязанности правоотношения подразделяются на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). Данная классификация обусловлена тем, что в правоотношениях субъективная юридическая обязанность по своей природе может быть различной. В одних правоотношениях она является активной, поскольку обязанная сторона должна совершить определенные действия, в других – пассивной, поскольку обязанная сторона должна воздержаться от совершения определенных действий.

По степени определенности субъектов правоотношения принято подразделять на абсолютные и относительные. При этом абсолютными считаются правоотношения, в которых нормами позитивного права четко определена только управомоченная сторона. Обязанной же стороной является любой и каждый. К абсолютным относят, например, правоотношения, связанные с обладанием правом собственности или авторским правом.

Относительными считаются правоотношения, в которых нормами права четко определены обе стороны – и управомоченная, и обязанная. В таких правоотношениях конкретной управомоченной стороне противостоит конкретная обязанная сторона.

В зависимости от продолжительности существования правоотношения подразделяют на кратковременные (существуют непродолжительное время) и долговременные (существуют неопределенно длительное время).

По степени сложности правоотношения делят на простые и сложные. К простым обычно относят правоотношения, возникающие между двумя субъектами, а к сложным – правоотношения, возникающие между несколькими субъектами.

 

Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений могут выступать действия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов. Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

 





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.027 с.