Тематический план по разделам
№ пп | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Теоретическая подготовка теннисистов | |||||
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях теннисом. Оборудование и инвентарь для занятий теннисом | тест, в процессе обучения | ||||
Теннис как вид спорта, история возникновения и развития | тест, в процессе обучения | ||||
Правила игры в теннис | тест, в процессе обучения | ||||
Личная гигиена. Закаливание организма. Режим питания | тест, в процессе обучения | ||||
Теннис в России: основные этапы развития, современное состояние. Участие в международных соревнованиях, вклад отечественных теннисистов в развитие тенниса | тест, в процессе обучения | ||||
Правила судейства, судейства | тест, в процессе обучения | ||||
Сведения о строениях и функциях организма человека. Личная гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена. Сведения о физиологических особенностях спортивной тренировки. | устный рассказ | ||||
Физическая культура и спорт как одна из сфер общечеловеческой культуры и деятельности | устный рассказ | ||||
ВСЕГО: | |||||
ИТОГО: |
№ пп | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Общая физическая подготовка теннисистов | |||||
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях теннисом. Строевые упражнения | устный рассказ | ||||
Общеразвивающие упражнения без предметов: - для мышц рук и плечевого пояса - для мышц ног - для мышц всего тела | устный рассказ | ||||
Упражнения для формирования правильной осанки | устный рассказ | ||||
Общеразвивающие упражнения с предметами (со скакалкой, с набивными мячами и др.) | устный рассказ | ||||
Упражнения для развития выносливости | устный рассказ | ||||
ВСЕГО: | |||||
ИТОГО: |
|
№ пп | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Специальная физическая подготовка теннисистов | |||||
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях теннисом. Скоростные способности | устный рассказ | ||||
Силовые способности | устный рассказ | ||||
Координационные способности | устный рассказ | ||||
Гибкость | устный рассказ | ||||
ВСЕГО: | |||||
ИТОГО: |
№ пп | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
всего | теория | практика | |||||
Техническая и тактическая подготовка теннисистов | |||||||
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях теннисом. Специальные подготовительные упражнения с т/мячом | устный рассказ | ||||||
Удары с отскока. Формирование представления о точке удара и ударных позах (справа и слева по отскочившему мячу), хватке ракетки. | устный рассказ | ||||||
Удары с отскока. Отдельные удары с относительно фиксированной постановкой ног | устный рассказ | ||||||
Удары с отскока. Выполнение серии отдельных уларов раздельно справа и слева. | устный рассказ | ||||||
Удары с отскока. Выполнение серии отдельных ударов справа и слева в определенной и произвольной последовательности | устный рассказ | ||||||
Удары с лета. Формирование представления о точке удара, положении ракетки и игрока в момент контакта с мячом | устный рассказ | ||||||
Удары с лета. Выполнение отдельных уларов раздельно справа и слева | устный рассказ | ||||||
Удары с лета. Выполнение серии отдельных ударов справа и слева в определенной и произвольной последовательности | устный рассказ | ||||||
Подача. Формирование представления о точке удара, исходном положении игрока | устный рассказ | ||||||
Подача. Выполнение подброса мяча с фиксацией предударного положения | устный рассказ | ||||||
Подача. Выполнение ударного движения | устный рассказ | ||||||
Подача. Выполнение подачи | устный рассказ | ||||||
ВСЕГО: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
Всего в течение учебного года | |||||||
Итого в течение учебного года | |||||||
|
Содержание программы и методическое обеспечение
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Форма занятий | Содержание разделов и тем | Методическое обеспечение | Подведение итогов по разделам и темам |
I | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 1-ый год обучения | ||||
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях теннисом. Оборудование и инвентарь для занятий теннисом | Тематическое занятие | Особенности поведения на теннисном корте. Техника безопасности при проведении групповых занятий. Покрытие корта. Теннисная сетка. Судейское кресло. Санитарно-гигиенические условия. Состояние здоровья. Травма. Спортивная обувь, одежда. Теннисная ракетка. Теннисный мяч | «Чтобы уметь, надо знать» Беседы проводятся в виде тематического занятия с демонстрацией учебных наглядных материалов | Инструктаж по технике безопасности. Конкурс рисунков. Викторина «Теннис» | |
Теннис как вид спорта. История возникновения и развития. | Тематическое занятие | Первые упоминания о теннисе. Теннис во Франции. Предшественники теннисной ракетки и мяча. Теннис в Англии. Рождение современного тенниса. Первые теннисные турниры. | |||
Правила игры в теннис. | Тематическое занятие | Счет в теннисе. Разметка корта. Правила игры. Жребий перед началом игры. Правило введения мяча в игру, смены сторон площадки, перерывов, «решающего очка» |
|
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Форма занятий | Содержание разделов и тем | Методическое обеспечение | Подведение итогов по разделам и темам | |
II | ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||
Строевые упражнения | Трениро- вочное занятие | Построение в шеренгу, колонну. | Величина, объем, направление и сложность тренировочных занятий по ОФП зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности. Занятия по ОФП проводятся по объемному варианту(выполнение упражнения в большом объеме но не в полную силу) и по интенсивном варианту (приложение значительных усилий) | Конкурс строя. Испытания по физической подготовке: бег 18м, челночный бег 6 раз по 5м, метание мяча, прыжок в длину толканием двумя ногами, тройной прыжок | ||
Общеразвивающие упражнения без предметов | Трениро- вочное занятие | Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные и последовательные движения в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах, повороты, круговые движения, взмахи, рывковые движения из различных исходных положений. Для мышц туловища: вращение туловища вправо и влево из различных исходных положений, наклоны. Для мышц ног: поднимание и опускание ног вперед, в стороны, назад, полуприседания, приседания, выпады, круговые движения, подскоки. Для мышц всего тела: сочетание движений различных частей тела, упражнения в равновесии стоя на двух и на одной ноге с различными положениями и движениями ног. | Величина, объем, направление и сложность тренировочных занятий по ОФП зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности. Занятия по ОФП проводятся по объемному варианту(выполнение упражнения в большом объеме но не в полную силу) и по интенсивном варианту (приложение значительных усилий) | Конкурс строя. Испытания по физической подготовке: бег 18м, челночный бег 6 раз по 5м, метание мяча, прыжок в длину толканием двумя ногами, тройной прыжок | ||
Упражнения для формирования правильной осанки | Трениро- вочное занятие | Упражнения для глаз, шеи, позвоночника стоя, в висе, при движении, упражнения на гибкость, растяжки, упражнение на равновесие | ||||
Общеразвивающие упражнения с предметами | Трениро- вочное занятие | С короткой скакалкой, подскоки в различном темпе, бег и эстафеты со скакалкой, С гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями палки, перешагивания и перепрыгивания через палку,. С набивными мячами: броски вверх и ловля мяча с поворотами и приседаниями из различных исходных положений, метания различными способами, соревнования на дальность броска вперед и назад одной и двумя руками | Величина, объем, направление и сложность тренировочных занятий по ОФП зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их физической подготовленности. Занятия по ОФП проводятся по объемному варианту(выполнение упражнения в большом объеме но не в полную силу) и по интенсивном варианту (приложение значительных усилий) | Конкурс строя. Испытания по физической подготовке: бег 18м, челночный бег 6 раз по 5м, метание мяча, прыжок в длину толканием двумя ногами, тройной прыжок | ||
Легкоатлетические упражнения | Трениро- вочное занятие | Различные виды ходьбы в сочетании с бегом, в приседе, с подскоком, приставными и скрестным шагами, обычный бег с высоким подниманием бедра, бег и эстафеты на короткие дистанции, бег с различными ускорениями, прыжки в длину, с места, м с разбега, метание мячей | ||||
Упражнения для развития быстроты и ловкости | Трениро- вочное занятие | Быстрый бег боком с изменениями направления и способа передвижения, рывки из стартового положения теннисиста, разнообразные прыжки, прыжки с касанием высоко подвешенного предмета, эстафеты | ||||
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Форма занятий | Содержание разделов и тем | Методическое обеспечение | Подведение итогов по разделам и темам | |||||
III | СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | |||||||||
Скоростные способности | Трениро- вочное занятие | Вратарские упражнения, упражнения с большой частотой шагов, упражнения на быстроту начала движения и быстроту набора скорости. Прыжковые упражнения на месте, в стороны, вперел-назад, многоскоки на двух ногах, с ноги на ногу. Упражнения со скакалкой, обручем, эстафеты динамического характера. | Метод тренировки – повторный (продолжительность выполнения упражнений 6-7с с максимальной интенсивностью, 4-10 повторений, паузы 2-3 мин) | Зачетное занятие. Тесты на школу мяча. Тесты на школу ракетуи | ||||||
Силовые способности | Трениро- вочное занятие | Упражнения с преодолением собственного веса: поднимание на носки, приседания на двух, одной ноге, пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног, отталкивания от стены двумя руками, каждой рукой поочередно, отжимания, подтягивание, лазание по канату, поднимание ног в положении лежа на спине, на животе, на боку. Упражнения с набивными мячами, С гантелями (вес до 0,5 кг). С резиновыми бинтами. | Метод повторных усилий (5-15 повторений, 3 и более походов, паузы 1-3 мин) | |||||||
Координационные способности | Трениро- вочное занятие | Из упора присев, поочередно переставляя руки, прийти в положение упора лежа, затем обратно в исходное положение. Различные прыжки, ловля мяча, напрыгивание на скамейку. Школа мячей. Школа ракетки. | ||||||||
Гибкость | Трениро- вочное занятие | Упражнения с широкой амплитудой движений – махи руками, ногами вперед-вверх, в стороны-вверх. Наклоны вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Наклоны, повороты и круговые движения туловищем, в положении лежа на спине поднимание ног за голову. Подтягивание левой(правой) ноги за лодыжку к ягодицам. Подтягивание к груди ноги, согнутой в колене, обхватив голень, «замок». Упражнения на гимнастической скамейке, стенке, в положении лежа на полу. | Количество движений в суставах при развитии подвижности: Голеностопный – 20 Коленный – 20 Лучезапястный – 30 Плечевой – 50 Тазобедренный – 50 Позвоночные – 90 (в процентах) | |||||||
Выносливость | Трениро- вочное занятие | Бег равномерный и переменный. Спортивные игры. Тренировочные игры на корте со специальными заданиями. Подвижные игры. | При однократном методе – время выполнения упражнения 30 мин и более. При повторном 3-10 мин, паузы 3-6 мин | Зачетное занятие. Тесты на школу мяча. Тесты на школу ракетуи | ||||||
№ раздела и темы | Название разделов и тем | Форма занятий | Содержание разделов и тем | Методическое обеспечение | Подведение итогов по разделам и темам | |||||
IV | ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 1-ый год обучения | |||||||||
Специальные подготовительные упражнения с мячом | Трениро- вочное занятие | Поймать отскочивший мяч, подброшенный самим игроком от себя вперед-вправо движением, напоминающим выполнение удара справа. Поймать отскочивший мяч, подброшенный самим игроком от себя вперед-влево движением, напоминающим выполнение удара слева. | Мяч ловится правой рукой в момент выноса руки вперед. Мяч ловится левой рукой в момент выноса рук вперед. | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары с отскока. Формирование представления о точке удара и ударных позах, хватке ракетки | Трениро- вочное занятие | Фиксация точки удара с помощью тренера | Точка удара вынесена вперед в сторону, плоскость ракетки перпендикулярна площадке. При ударе справа левая нога впереди, но не перекрывает правую. При ударе слева правая нога в стороне-впереди, явно перекрывая левую ногу. | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары с отскока. Отдельные удары с относительно фиксированной постановкой ног | Трениро- вочное занятие | Одиночные удары со своего подброса в фон, стенку. Одиночные удары с подброса мяча партнером с расстояния 3-4м (упражнение выполняется парами | Не изменять первоначальной постановки ног (можно только подшагивать ближней к мячу ногой). Корректировать положение точки удара и оценивать попадание мяча в заданное место. | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Выполнение серии отдельных ударов раздельно справа и слева | Трениро- вочное занятие | Серии ударов с подброса мяча партнером с расстояния 3-4 м | Корректировать положение занимающегося и его подход к мячу: («близко», «впереди», «пропустил», «тянешься», «поздно», «раньше», «не успел», «не той ногой») | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары с отскока. Выполнение серии отдельных ударов справа и слева в определенной и произвольной последовательности | Трениро- вочное занятие | Серии ударов с подброса мяча партнером с расстояния 3-4 м. Исходное положение – положение готовности. Перекидка мяча через сетку с партнером в 3-4м от сетки. То же самое у тренировочной стенки | Начало движения осуществляется толчком разноименной с ударом ноги. Корректировать подход к мячу и позицию, занимаемую занимающимся | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары слета. Формирование представления о точке удара, положении ракетки и игрока в момент контакта с мячом | Трениро- вочное занятие | Фиксация точки удара и положения занимающегося посредством показа и объяснения | Головка ракетки выше кисти бьющей руки, точка удара впереди туловища на 30-40 см. При ударе справа впереди левая нога, при ударе слева – правая. Корректировка положения ракетки и позиции, занимаемой занимающимся | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары слета. Выполнение отдельных ударов раздельно справа и слева | Трениро- вочное занятие | Подброс мяча рукой на ракетку занимающегося, выполняющего упражнение в паре с партнером, расстояние 1-1.5м. Исходное положение занимающегося заранее сориентировано вправо или влево соответственно | Головка ракетки выше кисти бьющей руки, точка удара впереди туловища на 30-40 см. При ударе справа впереди левая нога, при ударе слева – правая. Корректировка положения ракетки и позиции, занимаемой занимающимся | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Удары слета. Выполнение отдельных ударов раздельно справа и слева в определенной и произвольной последовательности | Трениро- вочное занятие | Подброс мяча вправо и влево от занимающегося сначала в определенной, а затем в произвольной последовательности. Исходное положение – положение готовности | Своевременно занимать исходную позицию «положение готовности». Корректировать подход к мячу и позицию, занимаемую занимающимся. Начало движения вправо или влево осуществляется толчком разноименной с ударом ноги, корректировка постановки ног | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Подача. Формирование представления л точке удара, исходном положении игрока | Трениро- вочное занятие | Фиксация точки удара и положения занимающегося посредством показа и объяснения | Точка удара строго вверху впереди | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Подача. Выполнение подброса мяча с фиксацией предударного положения | Трениро- вочное занятие | Подбрасывать мяч на 10-15 см выше положения «вытянувшись вверх с ракеткой» | Корректировать подброс и ловлю мяча после подброса и в момент предполагаемого удара правой рукой | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||
Подача. Выполнение ударного движения | Трениро- вочное занятие | Использовать броски мяча, палки в цель. Выполнять ударное движение в тренировочную стенку | Следить за тем, чтобы занимающийся выполнял броски не теряя равновесия и не меняя фиксированной постановки ног | Выполнение упражнений под наблюдением тренера | ||||||