Пояснительная записка
Рост популярности тенниса в России и высокие результаты, показываемые российскими теннисистами на турнирах «Большого шлема», АТР и МТА, других турнирах мировой классификации вызывает повышенный интерес у детей, подростков и их родителей к этому виду спорту.
Обучение игре в теннис позволяет развить координационные способности, выносливость, силу, быстроту, гибкость и другие физические качества. Теннис учит преодолевать трудности, постоянно самосовершенствоваться. Неоспоримо и оздоровительное значение тенниса как средства активного отдыха и укрепления здоровья. Поэтому умело организованные учебно-тренировочные занятия по обучению игре в теннис могут быть мощным средством воспитания и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Программа «Обучение техники игры, физическая и тактическая подготовка в большому теннису» решает образовательные задачи и имеет физкультурно-спортивную направленность. Образовательная программа направлена на формирование средствами тенниса гармонично развитого, всесторонне подготовленного, физически крепкого, здорового ребёнка.
Данная образовательная программа адаптирована для обучения детей и подростков как дополнительные занятия во внеурочное время с учётом наличия квалифицированного тренерско-преподавательского состава и материально-технической базы:
• теннисного корта;
• спортивного зала;
• инвентаря для проведения учебно-тренировочных занятий;
• мячей для тенниса;
• теннисных ракеток;
• теннисных сеток;
• мишеней;
• тренировочных стенок;
• поролоновых мячей;
• тренировочных мячей.
Нормативная часть
Программа составлена на основе нормативных документов министерства спорта российской Федерации, Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис с учетом современных достижений и передовой спортивной практики.
Весь период обучения составляет один год и включает в себя спортивно-оздоровительный этап.
Задачи работы секции
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
• укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся.
• воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятия и физическими упражнениям.
• приобретение знания в области гигиены, медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту.
• развитие основных и специальных двигательных качеств.
Одним из основных стимулов к занятиям физической культурой для подростков является стремление к приобретению красивых форм тела. Красота фигуры, быстрота, ловкость, если эти качества не получают развития и не совершенствуются, то со временем они утрачиваются. Как показали результаты опроса подростков именно большой теннис многие считают тем видом спорта, который поможет им стать красивыми, стройными, здоровыми, научиться хорошо двигаться.
Это и следует рассматривать в качестве основной цели, определяющей направленность и содержание занятий секции по большому теннису. Большой теннис - один из видов двигательной активности, который способен в большой степени стимулировать интерес учащихся к занятиям. Тем более что данный вид спорта сейчас приобретает наибольшую популярность. Под его влиянием активизируются физиологические и психологические функции организма: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, улучшается обмен веществ. Регулярные занятия большим теннисом повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, приводят к другим благоприятным изменениям в организме человека. Важное значение имеет и то, что у человека улучшается настроение и повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям.
Теннис - это прекрасное средство разностороннего физического развития (и эстетического воспитания). Сила, выносливость, ловкость плюс красота и здоровье - вот формула большого тенниса.
Данная программа оздоровительной секции по большому теннису направлена на сохранение и укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности и улучшение физической кондиции обучающихся с учетом морфо-конституционных особенностей, а также на воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Содержание данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю продолжительностью 60 минут.
Цель занятий - привлечение детей к систематическим занятиям оздоровительными физическими упражнениями и теннисом;
-улучшение физического, психического и интеллектуального развития ребёнка, а также укрепление здоровья и обеспечение гармонического развития;
-овладение основными техническими приёмами тенниса.
- формирование у детей устойчивого интереса к занятиям теннисом;
- улучшение физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
- воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;
- обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;
-обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и
турнирах.
Актуальность программы, педагогическая целесообразность
Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля).
Предполагаемая программа имеет сходные цели задачи, что и урок физической культуры, тем самым является подготовкой или продолжением её. Программа учитывает возрастные особенности детей, включая в себя научное обоснование эффективных средств и методов физического воспитания. При таком подходе физическое воспитание способствует сохранению и укреплению здоровью детей, улучшению их физического развития.
Общение преподавателя и обучающихся на занятиях позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, психологический тип, а исходя из этого, более точно подбирать и использовать педагогические средства и методы.
Таким образом, актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленные на развитие детей с опорой на психологические, возрастные особенности и применение различных психологических техник.
Ожидаемые результаты
- Формирование стойкого интереса к теннису.
- Усвоение теоретических и методических основ тенниса, овладение двигательной культурой тенниса и навыками противоборства с противником.
- Воспитание нравственных, волевых качеств.
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Формирование понятия - здоровый образ жизни.
- Развитие физических качеств.