Стихи и проза: взаимовлияние




 

Сегодня отношения стихов и прозы – это отношения взаимовлияния.

Однако исторически, по-видимому, поэзия начинает раньше влиять на прозу и делает это более интенсивно. Это воздействие проявляется, к примеру, в Библии, проза которой – строфическая, или версейная.

1) Строфическая, или версейная проза (версе) – проза, состоящая из т.н. «версейных строф», т.е. нумерованных фрагментов, обладающих сравнительно небольшой длиной. Прослеживается тенденция начинать каждое предложение с нового абзаца.

Влияние стиха прослеживается также в сильной ритмизованности библейской прозы, если понимать ритм широко – как совокупность всех повторов в тексте. От стиха версейную прозу отличает, по большому счету, только отсутствие двойной сегментации.

 

Довольно рано в европейской литературе появляется текст, объединяющий фрагменты, написанные стихом и прозой, – прозиметрум.

2) Прозиметрум – текст, состоящий из стихов и прозы на равных правах. Примером прозиметрума может служить трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира и другие его пьесы. В русской классической литературе яркий пример П. – «Борис Годунов» А.С. Пушкина, позднее – «Доктор Живаго» Б. Пастернака и др.

 

Иногда метризованность (сравнительная упорядоченность ударных и безударных слогов) возникает в прозе спонтанно, без явной воли автора, но, тем не менее, имеет самостоятельный эстетический эффект.

3) Метризованная проза – проза, отдельные фрагменты которой характеризуются выраженным ритмом (в данном случае метром), особенно в сильной позиции (начало главы, абзаца, предложения). Заметно метризована, к примеру, проза Тургенева.

 

4) Удетерон – моностих, или одностишие.

В свете новейших концепций стиха и прозы осознается как «точка пересечения стиха и прозы». По мнению профессора Ю.Б. Орлицкого и других литературоведов, удетерон невозможно отнести ни к стиху, ни к прозе: длина этого текста так мала, что нельзя определить способ организации речи.

Классический пример – эпитафия, которую написал Державин в память великого полководца: «Здесь лежит Суворов». Можно сказать, что это трехстопный хорей, но можно утверждать и то, что это прозаическое предложение со случайной ритмизацией (т.е. ритмизованная проза). Для того, чтобы отнести тот или иной текст к поэзии (или прозе), нужно минимум две строки.

Примеры других моностихов можете поискать сами.

 

В 19 веке – на фоне устойчивой классической системы стихосложения – появляется новая экспериментальная форма: стихи в прозе.

5) Стихотворение в прозе – прозаическая миниатюра, написанная прозой, но имеющая многие признаки стиха и относящаяся к лирическому роду литературы. От лирики наследует содержание и стиль (круг тем и образов; сюжет как смена мотивов, бессюжетность; повышенная эмоциональность: маленький объем; членение на короткие абзацы, аналогичные строфам в поэзии). От прозы остается сравнительно свободная форма организации и запись «по горизонтали».

Во Франции стихи в прозе писал Бодлер; в русской классической литературе в жанре прозаической лирической миниатюры работал Тургенев, позднее – Бунин.

 

Эпоха Модернизма характеризуется обилием художественных экспериментов, – в том числе в области поэзии и прозы. Происходит расшатывание классической силлаботонической системы; популярной формой становится дольник, а потом и тактовик (переходные формы от силлаботоники к тонике). Окончательный возврат к тонике – конечно, не фольклорной, а литературной, - делает Маяковский и его поэтические соратники. Эта тоника названа акцентным, или декламационно-тоническим стихом. Поэты-авангардисты (В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, художники-кубофутуристы) экспериментируют также с т.н. «визуальной поэзий».

Эксперименты в области поэзии переносятся и на прозу. Появляется т.н. метрическая проза.

 

6) Метрическая проза, или «сломанный стих» – стих, записанный прозой. Здесь есть ритм (в т.ч. сильная метризация), но нет рифмы, членения на строки и строфы. Носит экспериментальный характер. Русскую метрическую прозу развивал А. Белый (романы «Москва» и «Петербург»), полагая, что производит коренную «реформу прозы».

 

Под влиянием т.н. визуальной поэзии и параллельно с ней возникает визуальная проза. (Визуальная поэзия, или фигурный стих – поэтический текст, неотъемлемой частью которого является специфическое графическое оформление: написание строк разными шрифтами, вписывание текста в круг, треугольник, квадрат, крест и проч.)

7) Визуальная проза – проза, в которой важную роль играет ее графическое оформление: шрифтовые выделения, отступы внутри абзаца, экспрессивные авторские знаки (несколько запятых или тире подряд и т.п.), включение графиков и таблиц и т.д. С визуальной прозой экспериментировали А. Белый, В. Хлебников, Б. Пильняк, Д. Хармс и др.

 

Если говорить об обратном процессе, то влияние прозы на стих ярче всего проявилось тогда же, в эпоху Модернизма, в феномене т.н. «свободного стиха» – верлибра (не смешивать с «вольным стихом», который существует в рамках силлаботоники, но отличается неурегулированной неравностопностью, т.е. разной длиной строк!)

Верлибр (свободный стих) – проза, записанная «по вертикали». Этот текст лишен почти всех признаков стиха (метра, рифмы и других приемом ритмизации). Если записать его «в строчку», верлибр превратится в прозу (станет «стихами в прозе»?).

Верлибр существует вне систем стихосложения, поскольку не подчиняется правилам ни одной из них (следовательно, там разное количество слогов в строках, в т.ч. ударных, а величина межиктового интервала не равна дольнику или тактовику).

Пример – верлибр А. Блока:

 

Она пришла с мороза,Раскрасневшаяся,Наполнила комнатуАроматом воздуха и духов,Звонким голосомИ совсем неуважительной к занятиямБолтовней. Она немедленно уронила на полТолстый том художественного журнала,И сейчас же стало казаться,Что в моей большой комнатеОчень мало места. Всё это было немножко досадноИ довольно нелепо.Впрочем, она захотела,Чтобы я читал ей вслух "Макбета". Едва дойдя до пузырей земли,О которых я не могу говорить без волнения,Я заметил, что она тоже волнуетсяИ внимательно смотрит в окно. Оказалось, что большой пестрый котС трудом лепится по краю крыши,Подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то,Что целовались не мы, а голуби,И что прошли времена Паоло и Франчески.

 

Схема первых 7 строк:

1-1-1-1

2-3

1-2-2

2-1-4-

2-3-3-2

2-

 

Очевидно, что перед нами не дольник (где допустимая величина интервала между ударными – 1-2 слога) и не тактовик (1-3 и 0-2 соответственно). К тому же в дольнике и тактовике количество ударных остается одинаковым для разных строк (хотя возможна урегулированная неравностопность), а здесь оно непредсказуемо варьируется от 1 до 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: