Александр Викторович Виноградов. 1964 г.




А.В. Виноградов о Н. Огневе и о многом другом.

Несколько месяцев назад в сети появилась информация о воспоминаниях геолога Виноградова А.В., в которых он рассказывал об Огневе Николае Григорьевиче, или "Бороде", как обозначили его дятловцы в походных дневниках.


"Однажды Васильевы мне сказали, что на одной из баз уральских геологов брошен старый токарный станок - тогда это был большой дефицит. Я связался с экспедицией, и мне прислали тракториста для поездки туда. Тракторист оказался Огнев Коля - плотный рыжий малый, заядлый картёжник, которого я знал и в Саранпауле. Был это почти местный кадр из кооперации. Одно время он возглавлял участок в п.Хурумпауль по выжиганию негашёной извести из известнякового камня, и довёл её себестоимость до двойной цены сахарного песка. Справедливости ради надо отметить, что это была не только его "заслуга" - зимой иногда камень приходилось возить на оленьих нартах за 150 км. Вечерами он садился играть со мной в карты - вечером делать там было абсолютно нечего. При свете керосиновой лампы мы играли в преферанс, покер, очко. Он всегда пытался выиграть, так как точно знал, что я всегда отдам проигрыш. Однако в конце концов он проиграл мне очень большую сумму, и несколько лет потом обещал отдать, но так и не отдал. Но это так, к слову."

Cами воспоминания произвели на меня сильное впечатление, я люблю мемуарную литературу. И, помимо короткого рассказа об Огневе, я обнаружила в рассказах А.В. Виноградова немало других моментов, которые заинтересовали меня, так или иначе мне показались связанными с нашей темой.

Я решила обратиться к А.В. Виноградову с просьбой рассказать все, что он знает о Николае Огневе и ответить на несколько вопросов. Александр Викторович откликнулся на мою просьбу и любезно согласился поделиться своими воспоминаниями. За что ему благодарна и выражаю глубокую признательность от всего дятловедческого сообщества.

Результат нашей переписки оформился в это интервью, которое с удовольствием предоставляю на суд читателя.

Александр Викторович Виноградов. 1964 г.

М.П.: Александр Викторович, получается, что Вы - сегодня единственный человек, который знал и общался с Николаем Огневым, и пока других свидетелей не найдено. Пожалуйста, расскажите все, что знаете и помните о нем. В результате недостатка информации и отсутствии протоколов допросов рабочих с 41-го квартала, про Огнева и его товарищей высказывается много разных версий, что они могли быть замешаны в смерти дятловцев. И мне очень важно найти свидетеля, который с ним встречался и смог бы рассказать людям правду о Николае. И если получится, подтвердить или, наоборот, разрушить эти мифы.

А.В.: Майя, вот уж никогда не думал, что найдутся люди, которые заинтересуются Колей Огневым. Впервые я с ним познакомился на Хобе-Ю, где мы начинали работать. Работал он воротовщиком на шурфах. Это был плотный парень, немного за 30, с густой тёмно-тёмно-рыжей шевелюрой. Припоминается мне, что лицо его было немного помечено оспой. До нашей экспедиции он работал начальником участка в п. Хурумпауль от Берёзовского райпромкомбината. Участок его возил на оленьих нартах по зимнику с известкового карьера на р.Ятрия камни известняка, и их обжигали до извести. Как он сам говорил, себестоимость 1 кг. извести превышала стоимость сахара, да и зарплата у него была копеечная. Вот он и вернулся в геологию. У нас с ним оказалось две точки соприкосновения. Первая - это мелкая страстишка к карточным азартным играм на деньги - преферанс и очко. Вторая -это его работа до 1957 года в Тольинской партии Уралгеолуправления. Когда меня отправили начальником участка "Турман", то посёлок Толья был передан мне в управление тоже. Имелось в виду, что если в горах на Турмане подтвердится оруденение, то участок преобразуют в геологоразведочную партию с базой в п.Толья. Вот тут подошёл ко мне Коля и попросился со мной в Толью, и одновременно мне рассказал, что знает, где лежит брошенный токарный станок около Тольи, и его можно привезти на тракторе в посёлок. Не знаю, были или нет у него права тракториста, но он сказал, что умеет управлять трактором. Я договорился с начальником экспедиции взять с собой Колю, чтобы привезти станок. Вся эта эпопея с потоплением и вытаскиванием тракторов у меня описана. До сих пор удивляюсь тому, как нам, без всякой посторонней техники, вдвоём, практически голыми руками, удалось их достать их из топи. Потом мы с ним не раз играли в карты в Саранпауле, когда меня туда опять перевели. Фотографий тех лет его у меня нет, но я его очень хорошо помню в лицо.

Васильевы его знали давно ещё по работе в Тольинской партии, не ругали, но и восторгов не выражали тоже.

М.П.: Вы говорите, что Огнев несколько лет - до 1957 года - работал в Тольинской геологоразведочной партии. Интересный момент. Зачем Николай вдруг в 1959 г. завербовался на рубку леса? Или он там мог быть по геологическим причинам, была своя работа, связанная со Вторым Северным. Вот бы узнать... Что можно было делать в заброшенном зимой поселке-руднике?

А.В.: В 1957 году Тольинская партия была передана в Тюменское геологическое управление, и работы были закрыты, а все рабочие уволены. Коля хотел кушать и нашёл работу на рубке леса.

М.П.: В каком году Вы встречались с Н.Огневым? Он что-нибудь рассказывал о том, что был знаком с погибшими студентами группы Дятлова?

А.В.: С января 1962 года по январь 1966 года. Про встречу с группой И.Дятлова никогда не рассказывал, хотя время и место для этого было - мы с ним месяц жили вдвоём в пустом посёлке Толья. Я думаю, что он давал подписку о неразглашении.

Про трагедию группы И.Дятлова я,конечно, тоже знаю, т.к. в этот год заканчивал институт в Свердловске, да и сам родом из Североуральска. О том, что на маршруте в горах Северного Урала потерялась группа студентов УПИ слышал в Свердловске от студента УПИ первый раз в феврале 1959 г., и в феврале, и мае прошёл слух,что ребята погибли. О Некоторых деталях типа разрезанной в нескольких местах палатки рассказывали и обсуждались даже экзотические версии-фэнтези причин, типа испытания специальной бомбы, которая забирает тепло из окружающего воздуха. Про такую бомбу, конечно, это фантазии технически слабо подкованных людей.

Когда нашли тела ребят, то из Североуральска привозили на вертолёте в Ивдель группу медиков, с которых брали подписку о неразглашении. Однако когда я летом приехал в Североуральск, то мне повторили историю про разрезы палатки, бегство вниз по склону, и необычный цвет тел погибших.

М.П.: Очень интересное замечание по поводу того, что из Североуральска возили на вертолете группу медиков. Откуда Вы узнали об этом?

А.В.: Про медиков, так это весь город знал. Североуральск тогда был небольшой, и что рассказывали в одном углу, было слышно в другом.

М.П.: А что за человек был Николай Огнев, Ваше мнение? Как Вы думаете, было ли у него какое-то образование, или начальное школьное?

А.В.: Это был нормальный парень, без каких-либо закидонов, в меру начитанный, т.к. интернета и телевидения тогда не было. Не замечал у него каких-то дурных наклонностей или устремлений. Я не знаю, какое у Коли было образование, но он был парень с достаточно широким кругозором и мышлением для своего статуса. К тому же он не допускал фамильярности в наших отношениях, хотя разница в возрасте была незначительная. Если бы он этими свойствами не обладал, то вряд ли инженера и рабочего мог объединить только преферанс. Не знаю, был ли он тогда женат, но про жену он ничего не говорил. Хотя много чего про себя рассказывал, но всё уже забылось.

М.П.: Вы говорите, что вместе с Николаем Огневым месяц жили в пустом поселке Толья. А о чем вы говорили? Меня немного удивило, что Николай вообще не упоминал о том, что общался с погибшими студентами, а ведь мог много рассказать о них. Вы предполагаете, что он давал подписку о неразглашении... Что он мог разгласить? Студенты прошли через их поселок, ну прошли и ушли дальше. Какая может быть тайна следствия в том, что они встретились по пути с Огневым и его товарищами по работе?

А.В.: Подписку о неразглашении могли брать у всех людей, так или иначе соприкасавшихся с группой. Я думаю, что во время следствия все лесорубы с участка были опрошены следователями, и с них могли взять подписку о неразглашении. Зачем она нужна? Следователь во время опроса свидетелей вольно или невольно как бы выдаёт свои версии случившегося. И до окончания следствия все разговоры опрошенных с посторонними людьми могут нанести только вред следствию. Тем более в такой трагедии, которая и через полвека хранится под двумя грифами секретности, если не выше. Но это моё личное мнение. Думаю, что Огнев мне бы рассказал эту историю, а я бы его внимательно расспросил. Так как прошло всего три года и всё ещё было на слуху.

М.П.: В дневниках дятловцев нашли уважительные упоминания об Огневе, и даже его адрес, видимо они собирались потом или навестить его, если бы их будущий маршрут проходил через место, где он жил, или же писать ему письма...

Вообще, интересно, зачем люди берут адреса других незнакомых им людей, с которыми встретились может быть в первый и последний раз жизни? Что Вы думаете об этом, почему ребята записали его адрес в свои дневники?

Видимо, Огнев произвел на ребят сильное впечатление своими рассказами о жизни. Обычно люди рассказывают одно и тоже, что их впечатлило, сюжеты не меняются, дорисовываются детали. Пожалуйста, вспомните, о чем Николай Вам лично рассказывал, или в компании? Те же самые истории он мог рассказывать и дятловцам!

Дятловцы на 41-м участке с рабочими-лесорубами.

А.В.: Снимок группы у Вас уникален. Я его нигде не видел, т.к. Огнева бы обязательно узнал. Не увидев фото Огнева среди группы И.Дятлова, никогда бы не поверил, что такая встреча была. Коля - единственный с шикарной бородой. Возможно, он мне что-то и рассказывал про эту встречу, но я всё начисто забыл. Единственно, что запомнил из его приключений, так это то, когда он отвозил на оленьей упряжке зимой 1962 года убитую повариху с Мань-Няйса в Ивдель, и там её захоронил. Этот случай у меня описан.


"Это случилось в верховьях Няйса. Меньше года назад, в декабре 1961 года здесь стоял наземный отряд геофизиков партии А.А. Латыпова и произошла трагедия - погибла повариха отряда, женщина средних лет. Как рассказал очевидец - Коля Огнев, у них кончались продукты, вертолёта не было, и пришёл самолёт АН-2 для сброса. Предварительной договорённости о мерах безопасности между участниками операции, видимо, не было. Повариха вышла из избушки, стала наблюдать за сбросом и что-то недоглядела. В один из моментов летевшая сверху мороженая свиная туша ударилась прямо в угол рубленого венца избушки и выбила кусок дерева из чашки бревна. Этот кусок попал ей прямо в висок и убил наповал. После этого её положили в снежный сугроб и ещё присыпали снегом. Сообщили на базу партии о случившемся. Оттуда, видимо, ещё куда-то. Никто на расследование не приезжал, и позднее прислали оленью упряжку и вывезли тело в г.Ивдель для похорон. Это был как раз период, когда партия из Салехарда уже ушла, а в Саранпауль ещё не пришла - безвластие. Поэтому никто даже не был наказан и человека "списали". Место скола на углу избушки было хорошо видно и сегодня. И вообще такие истории, даже произошедшие год назад, не прибавляют оптимизма при ночёвке в таких забытых Богом местах."

Коля вполне мог закончить 8-9 классов, т.к. обладал хорошей, грамотной речью, со связной логикой. И естественно, когда к бараку подошли дятловцы, то основные разговоры с ними вёл Огнев. Остальные ребята ниже его по интеллекту. А его адрес они могли записать с видами на будущее. Он, видимо, уже договорился переехать на работу на Приполярный Урал, в один из наземных отрядов Аэромагнитной партии, которые базировались близко к осевой линии Уральского хребта в районе вершин Турман-Нёл и Ярута-Сяхал. А эти места вдоль гор Приполярного Урала крайне притягательны для зимних туристов - вдоль восточного склона хребта они изредка ходят-маршрут тяжёлый. Дятловцы вполне могли планировать пойти этим маршрутом через год-два. И Коля скоро уехал именно туда на работу. Основная масса рабочих нашей экспедиции прошла лагеря, и уехать на большую землю они не могли, и так и жили на Севере.

Насчёт причастности этих ребят из барака к гибели туристов, то я это отсекаю напрочь! Посмотрите на их ясные лица на фото. Я не знаю теорию Ломброзо, но на их лицах нет ни ненависти, ни каких-то скрых тёмных устремлений. И самое главное - не за что туристам причинять вред. Никаких тёмных тайн, кроме сортира на улице со щеколдой, около этого барака тоже не могло быть. История с пиритом и халькопиритом тоже ни о чём - В районе г.Берёзовский на старых отвалах можно набрать сколько угодно этого добра. Скорее всего в этой трагедии прозошло совпадение двух случайностей - аварийное падение ступени, люди от страха выбежали из палатки, а вот потом уже пришли другие люди. Но не лесорубы.

М.П. У Вас не создавалось впечатление, что он сидел когда-то? Кем вообще работал Огнев в геологических партиях? Рассказывал ли он о своих прежних местах работы, о тех краях, где побывал?

А.В.: Сидел ли Коля? Скорее нет, чем да. У сидевших уголовников весьма специфический жаргон, и общение между ними самими и инженерно-техническими работниками. У него это не наблюдалось. Но мог в молодости по глупости сесть на год-два, но плохого не успел набраться. Коля несколько лет - до 1957 года работал в Тольинской геологоразведочной партии. В партиях он работал на рабочих должностях. Хотя в этой Аэромагнитной он мог быть завхозом.

Страница из дневника Зины Колмогоровой

Толья- талая речка, много избушек...

М.П. Смотрите, в дневнике Зины есть упоминание о Толье, видимо Огнев рассказывал им о том, что работал в Толье в 1957 году, если Зина записала это название.

А.В.: "От Бурмантова до Воленпауль самолёт" - эта запись вообще ни о чём. В Бурмантово однако не было сухопутной полосы для АН-2, тем более в Воленпауле. Последний -это даже не посёлок, а перевалочная база для грузов, доставляемых баржами по р.Волья вверх на 160 км. от р.Северная Сосьва. Грузы шли для Тольинской геологоразведочной партии, которая находилась в 40 км. от Воленпауля.

Кроме водного транспорта работала авиация.

Там могли приводняться только самолёты на реку на поплавках. Сухопутная полоса была в п.Толья.

Из Тюмени до Берёзова ходили ИЛ-14, а из Берёзова в Саранпауль АН-2, причём летом ходил поплавковый вариант, который садился прямо на Ляпин. Для АН-2 были сухопутные аэродромы в Толье, Няксимволе, Усть-Манье и Ивделе. Но из Ивделя ходили только наши спецрейсы, пассажирских рейсов не было.

М.П. В.Андросов тоже очень удивился этой записи в дневнике, сказал, что с Бурмы, самолеты не летали, он никогда не слышал про такое.

Адрес Николая Огнева, данный им дятловцам.

А.В.: Вот после этой записи в дневнике, мне стало совершенно ясно, что моя версия по поводу записи адреса Огнева в один из дневников туристов правильная.

Няксимволь - посёлок манси на р.Северная Сосьва, и там располагалась база Аэромагнитной партии, куда договорился перейти Коля. Его точно туда взяли завхозом, и отряд на Мань-Няйсе (с поварихой) он снабжал материалами и продовольствием. Вот он их и звал в новый маршрут в район идолов Мань-Пупы-Ньёр. А это почти на траверсе Няксимволя. Соболиное плёсо - я думаю, это перевод с мансийского слова Няксимволь.

М.П. Вы пишете, авиации в те годы было очень мало, она была дорога и пользовались ей только в случае отсутствия других путей.

А.В.: В те годы летали, в основном, поршневые самолёты с маленьким салоном на 21 или 28 человек. Это были ЛИ-2 (копия американского Дугласа), или ИЛ-14. Их было мало, как и аэродромов. Все люди передвигались на поездах с паровозами. Кто на лошадках, а кто верхом на осликах - кто что имел. Причём билеты на самолёты стоили очень дёшево. Например, полёт из Берёзово до Саранпауля на АН-2 длился 2 часа и стоило это 10 рублей.


"Надо рассказать о роли авиации в освоении этих диких мест. Можно с полной уверенностью утверждать, что по объёму грузооборота авиация после водного транспорта твердо занимала второе место. Полевые же работы в горнотаёжных условиях предгорного и горной части хребта в таких объёмах без авиации были просто невозможны. Аэродромы для АН-2 в районе работ экспедиции были в 4 посёлках - Саранпауль, Няксимволь, Усть-Манья и Толья. Гидросамолёты на поплавках принимал только Саранпауль, но лётчики с правом подбора площадок могли найти здесь очень много мест для приводнения аппаратов. Самолёт АН-2, винтомоторный биплан, грузоподъёмностью одна тонна, со скоростью полёта около 180 км.час. Двигатель самолёта - АШ-82 мощностью 1700 л.с.-сложенные на один вал две семицилиндровые звезды, работал на бензине Б-91. Исключительно надёжная машина как по двигателю, так и по планеру. Работает в стране с 1946 года по сегодняшнее время и таких же надёжных современных заменителей пока нет."

М.П. Александр Викторович, Вы говорите, что Огнев был в меру начитанный. А что он читал? Что вы тогда читали во времена 50-х годов? Ведь наверно, обсуждали с ним какие-то книги, или заметили, что он прочитал то же самое, что и Вы прочитали?

А.В.: В те годы мы читали, в основном, толстую периодику: Роман -газету, Новый мир, Октябрь, Знамя. Наиболее популярные авторы тех лет -А.Солженицын, Ю.Бондарев, В.Пикуль, В.Распутин, О.Куваев с его повестью "Территория" и геологические рассказы.

Память у Коли была хорошая на людей - имена, фамилии, должности. В жизни встречал только ещё одного человека с такими способностями.

М.П. Вот что написано в походных дневниках дятловцев об Огневе и его товарищах по работе:


"Все поют, рабочие, живущие в бараке, не пошли на работу, поют. Мы сидим и пишем песни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: