Что такое «трудная жизненная ситуация» и как дети могут в ней оказаться?
Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.
Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способностей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника, который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства показать ему необходимую помощь.
Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:
– дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети-инвалиды;
– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
– дети – жертвы насилия;
– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
– дети, проживающие в малоимущих семьях;
– дети с отклонениями в поведении;
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в их психике.
Для большинства таких детей характерно следующее:
– особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество;
– низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, нежелание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению;
– нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, утрата веры в социальное окружение, слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки;
– нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к людям и отстраненность от них, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства страха и одиночества;
– особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка;
– особенности эмоционального развития: неспособность понимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверхностность чувств, концентрация сознания только на своихьпереживаниях;
– несформированность волевой сферы: отсутствие целеустремленности и настойчивости к достижению целей, привычка жить по указке других;
– особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др.
Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно общение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся насилию, наоборот, сторонятся взрослых).