Религиозные и мифологические концепции.




 

Современные тарологи, возможно, удивятся, узнав, что первоначально образный ряд Таро был чрезвычайно насыщен христианским религиозным символизмом. Историки расходятся во мнениях, является ли этот символизм по существу ортодоксальным, или в нем присутствуют некоторые еретические элементы. Тем не менее почти все согласны, что он совершенно типичен для всех произведений искусства эпохи Ренессанса, изобилующих религиозными, философскими и мифологическими коннотациями.

Очень трудно идентифицировать логически последовательную концепцию (если, конечно, таковая была), которую хотели отобразить авторы ранних колод Таро. С другой стороны, раньше Старшие арканы не имели номеров, и почти во всех старых колодах, которые теперь хранятся в музеях, не хватает нескольких (если не большинства) карт. Нам известно, что самые старые колоды значительно отличались друг от друга не только порядком карт, но нередко даже количеством Старших арканов и придворных карт. Тот факт, что нам неизвестны точное количество и порядок следования Старших арканов, значительно затрудняет понимание круга отраженных в них идей. Тем не менее? за несколько веков тарологи выработали несколько весьма интересных теорий.[8] Одна из концепций состоит в том, что trionfi, или козыри, изображали триумфальную процессию из тех, что были столь популярны в то время, и которые воспел Петрарка в своем стихотворении I Trionfi. Это было аллегорическое изображение жизни, в которой одни группы побеждают другие, а потом и сами терпят поражение. Например, первая группа могла изображать простых смертных и включать козыри от 0 до 5. Над этой группой в середине Старших арканов брали верх добродетели и силы судьбы, а также Смерть и Дьявол. В свою очередь последние были побеждены небесными телами и Ангелом (другое название карты Суд), то есть козырями от 17 до 21.

Другая теория гласит, что Старшие арканы представляют вселенную на всех уровнях совершенства – от низшего до высшего. Они начинаются с Нищего или Дурака в самом низу, дальше идет Шут или Маг, за которым следуют мирские короли и королевы и Папа. Следующие карты представляют различные идеи, которые имели вес и значение в культуре того времени, и которые считали либо добродетелями, к которым нужно стремиться, либо могущественными силами, неподвластными человеку. В число добродетелей, сохранившихся во многих ранних колодах, входили Сила, Справедливость и Умеренность. В середине колоды располагались силы, в руках которых находилась судьба смертных – Время (Отшельник, которого тогда называли Кроносом), Судьба (Колесо Фортуны) и Смерть.

 

 

Подпись под иллюстрацией на стр. 106: Отшельник. Таро Висконти (Visconti Tarots).

 

 

Надо всеми ними стояли Дьявол и Башня (которая, возможно, символизировала разрушение и хаос, творимые на земле Дьяволом). Над Дьяволом располагались небесные тела (Звезда, Луна и Солнце), Ангел и Мир. В христианском символизме последние две карты могли представлять страшный Суд и Бога, правящего жизнью вечной. Центральная фигура карты Мир часто соотносилась с Иисусом, но, скорее всего, представляла animus mundi, или душу мира.

До наших дней сохранилось лишь несколько идей, объясняющих порядок следования Старших арканов с опорой на мировоззрение Ренессанса. Для современных тарологов особое значение, безусловно, имеет тот факт, что карты Таро не несут и никогда не несли никаких антирелигиозных коннотаций и никогда не считались делом рук дьявола, как до сих пор считают некоторые недалекие люди. Считается, что это явление находилось несколько вне контроля организованной религии, но тем не менее, карты Таро несут в себе богатейшую духовную, религиозную и философскую символику, которая отражает культуру и эпоху, в рамках которых они появились на свет.

 

Упражнение 1: Духовные концепции.

 

Тарологов часто спрашивают, какое место занимают карты Таро в системе их мировоззрения. Дело в том, что они могут служить выражением духовного пути человека и его фундаментальных религиозных и философских представлений. Подумайте о том, во что вы верите сейчас, и о тех верованиях, с которыми выросли. Попробуйте представить себе, какие карты Таро и в особенности Старшие арканы могли бы выразить главные моменты вашего мировосприятия, как в прошлом, так и в настоящем. Какую помощь это могло бы оказать вам при толковании раскладов Таро для себя и для других?

 

*

 

Соответствия

 

Старая система мифических и астрологических соответствий базировалась на искусстве эпохи Ренессанса и очень внимательно относилась к богам, богиням, сверхъестественным созданиям и другим символам, ассоциировавшимся с планетами и знаками зодиака. В то время было известно только семь планет, так что далеко не у всех карт были астрологические соответствия. Знаки далеко не всегда шли по порядку, и не у всех карт были четкие астрологические соответствия, поскольку для первоначального расположения Старших арканов это особого значения не имело.

Помимо знаков зодиака многие карты ассоциировались с греческими или римскими богами и богинями, или с другими знаковыми фигурами той эпохи. Чтобы лучше понять назначение и особенности карт, вы можете самостоятельно изучить какую-нибудь старую ренессансную колоду и проверить информацию, которая дана в сносках к этой главе.[9] Очень интересно, что некоторые из карт, которые мы сейчас считаем чисто аллегорическими, например, Смерть, Дьявол и Суд, воспринимались людьми того времени гораздо более буквально.

 

0. Шут. Дурак или придворный шут, Дионис.

1. Маг. Фокусник или чародей, Гермес, Меркурий.

2. Папесса (Верховная Жрица). Историки расходятся во мнениях, имеет ли эта карта какое-либо отношение к легендарной папессе Иоанне[10] или к исторической Манфреде Висконти[11], и представляет ли таким образом еретическую оппозицию официальной церкви, или это просто женский двойник Папы, занимакющий по отношению к нему такое же положение, как Императрица – к Императору. Другие ассоциации включают Юнону, Прсефону и знак Тельца.

3. Императрица. Деметра, Гера, Мария матерь Божья, знак Рака.

4. Император. Зевс, Юпитер.

5. Папа. Стрелец.

6. Любовники. Венера, Афродита, Эрос. Эта карта первоначально называлась Любовь или Влюбленный, и на ней изображались мужчина, делающий выбор между двумя женщинами, и Купидон вместо Ангела.

7. Колесница. Марс, Овен.

8. Справедливость. Афина, Весы, добродетель справедливости.

9. Отшельник. Сатурн, Кронос (Отец-Время), возможно, ассоциировавшийся с добродетелью благоразумия. Это соответствие не столь бесспорно, как в случае карт, соотносимых с тремя другими добродетелями – справедливостью, силой и умеренностью.

10. Колесо Фортуны. Фортуна, Три Парки, Близнецы.

11. Сила. Геракл, сила, добродетель силы.

12. Повешенный. Прометей, Один, Козерог.

13. Смерть. Аид.

14. Умеренность. Ирида, Водолей, добродетель умеренности.

15. Дьявол. Сатана, Пан, Скорпион.

16. Башня. Вавилонская башня.

17. Звезда. Ганимед, Афродита, Дева.

18. Луна. Луна, три лика Тройной Богини – Артемида, Деметра и Геката (дева, мать, старуха), а также другие богини, ассоциирующиеся с Луной, такие как Афина и Персефона.

19. Солнце. Солнце, Аполлон, Гелиос, Кастор и Поллукс.

20. Суд. Воскресение, Судный День, Архангел Михаил, Рыбы.

21. Мир. Гея, Рай, четыре стихии, animus mundi.

 

*

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: