В полонийных организациях Сибири на примере Красноярска.




Изучение польского языка в Полониях Сибири в большинстве случаев является вариантом изучения иностранного языка. В связи с этой спецификой хотелось бы обратить внимание на два аспекта, в большой мере обуславливающих успешность дидактического процесса усвоения иностранного языка – установка и мотивация. Выводы сделаны на основе двухлетней работы в Красноярске, методической литературы в области глоссодидактики и результатов анкеты, проведенной среди членов автономии в последнее время.

Фактором, имеющим значение для эффективности процесса обучения и, безусловно, связанным с мотивацией, является установка или постоянный способ отношения к объекту. Этот фактор особенно существенен для усвоения иностранного языка. Установка проявляется в виде эмоций и чувств, отношения к объекту знания, во взглядах, мнениях, деятельности, связанной с объектом. Объект в глоссодидактике – это язык, культура страны, а так же условия обучения (учитель, его методы и техники, средства обучения, локальные условия, другие участники курса).

Отношение к польской культуре и языку в полонийной среде позитивно, в поликультурных районах Сибири уважение к другим культурам и языкам является чем-то естественным. Позитивные стереотипы, функционирующие в ближайшем окружении, влияют на рост заинтересованности языком, хотя, как показала анкета, большинство красноярской Полонии не использует обучения для профессиональных целей, выбирая науку «для души».

С установкой, разумеется, связана интегрирующая мотивация – то есть такая мотивация, при которой ученик присваивает язык по собственной воле, под влиянием «обаяния» изучаемой культуры. Ей противопоставляется инструментальная мотивация – овладение языком служит для достижения иных целей, например профессиональных.

Согласно теории Гарднера и Ламберта, второй тип мотивации наиболее благоприятен для овладения иностранным языком. И хотя не все разделяют это мнение, если речь идет о полонийной среде – эта теория находит свое подтверждение, доказательством чего является наибольшая эффективность обучения группы учащихся, не связанных с Польшей «узами крови».

Интересным является такой вид интегрирующей мотивации, который можно было бы назвать «самонаправленной» мотивацией, когда обучение языку важно само по себе, удовольствие доставляет сам процесс овладения иностранным языком. И что важно, этот тип мотивации не исключает мотивации инструментальной.

Все рассмотренные выше типы мотивации – внутренние, но существует, разумеется, мотивация внешняя – управление через родителей, школу, среду. Ученик не чувствует потребности самообучения, но делает это, потому что боится наказания, не имеет другого выхода, коллекционирует хорошие привычки, хочет поехать на каникулы в Польшу,а это могут сделать только участники языковых курсов.

Необходимо иметь в виду, что названные выше типы мотивации – это мотивация первоначальная, которая может измениться в процессе обучения. И как совершенно нормальным явлением является изменение мотивации, так же нормальным является спад энтузиазма (часто внезапный), характерный для конца первого года обучения языку.

Сам опыт обучения может иметь как позитивное, так и негативное влияние на процесс. Обратимся к теории Леонтьева, который утверждал, что человеческая жизнь это система следующих друг за другом мотивированных видов деятельности. Нет немотивированной деятельности, существуют только деятельности с субъективными и объективными мотивами. Слагаемыми единичных форм деятельности человека являются действия. Действие – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут, то есть цели. Предвидение достижений влияет принятие действий и носит название мотивации достижений. На нее влияет склонность постановки перед собой честолюбивых целей, стремление к успеху, получение удовольствия от достижений. Здесь важным моментом является поддержка родителей. А если родитель сам мотивирует ребенка только разовым выездом в Польшу, то это равнозначно «убийству» и «погребению» мотивации достижений.

Ожидание успеха является важным фактором в обучении. Значительная часть анкетированных (около 80 процентов) считает процесс обучения польскому языку легким. Это, с теоретической стороны, наполняет оптимизмом, но практика показывает, что это показатель беспечного отношения к обучению иностранному языку, характерных для многих полонийных сред.

Дополнительное растягивание обучения языку на «всю жизнь» и в связи с тем постановка целей, достигаемых явно не скоро, делает возможным несистематичность, что затрудняет реализацию обучения «здесь и сейчас» и тем самым ослабляет эффективность.

Чтобы защитить учителя и учащегося от разочарований, связанных с быстрой эффективностью, необходимо ясно обозначить свои цели перед началом процесса обучения, не забывать, что с наукой языка дело обстоит так же как с любовью в супружестве – когда проходит состояние влюбленности, необходимо заботиться о ее развитии каждый день и прилагать много стараний, чтобы она не была источником разочарований и принесла ожидаемые результаты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: