Особенности изложения во 2 классе.




В начале 2 класса ученики пишут изложение из 2 – 3 предложений. Постепенно объём увеличивается. Особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и последовательность изложения. Предложения составляются коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содержания.

Методика работы предусматривает следующие этапы:

Чтение текста (по книге или с доски) 2 раза.

Беседа по содержанию (Вопросы к беседе должны исключать повторение образца).

Словарная работа (объяснение значения новых и трудных слов).

4) Устный пересказ по плану по частям, затем всего текста (план записывается на доске, вопросы плана не должны подсказывать состав предложения-ответа).

Орфографическая подготовка.

Письмо изложения.

Самопроверка.

Анализ работ.

Объём текста – 30 – 40 слов.

Задача учителя научить:

- правильно читать вопросы на доске и понимать их содержание;

- точно отвечать на вопросы плана;

- при пересказе и письменном изложении располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане;

- формировать навык построения простого предложения, учить ограничивать предложение по смыслу от других предложений, в конце ставить точку.

Текст лучше писать на доске или на листках. Это укрепляет навык чтения рукописного текста и облегчает понимание содержания, орфографический разбор написанного помогает предупредить трудности написания. Постепенно учащиеся приучаются воспринимать текст на слух.

Специальной работы над планом не требуется (он даётся). Если учащиеся коллективно составляют заголовки, то текст даётся разбитым на части, а части нумеруются.

Рядом с планом можно помещать слова, требующиеся для ответа. Для слабых учащихся в вопросе подчёркивается слово, с которого необходимо начинать ответ на вопрос.

Основная работа – над предложением:

- выяснить, сколько предложений в рассказе или его частях;

- установить, к скольким предложениям относится прочитанный вопрос плана;

- сосчитать, сколько слов в предложении; запомнить, какое слово стоит первым;

- найти в предложении то слово, которого в вопросе нет;

- правильно расставить слова в предложении

Можно давать предложение с пропущенным словом, на месте которого стоит вопрос, схему предложения. Например: Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Какие? кто? что делают? ищут кого?

При проведении орфографической подготовки могут быть такие задания:

- найти в тексте слова, которые кажутся трудными для написания;

- повторить правило и найти слова на это правило;

- объяснить написание подчёркнутых букв;

- проговорить трудные слова хором;

- составить слова из разрезной азбуки.

При анализе изложений целесообразно сравнивать написанные учащимися тексты с первоначальным текстом: это помогает выявить недочёты в содержании и языке детских изложений.

Учащиеся 2 класса могут допустить такие ошибки:

- пропуск одного пункта плана;

- нарушение последовательности изложения (это грубая ошибка);

- отступление от плана;

- нарушение границ предложения;

- пропуск букв или слов.

Специальной работы над ошибками во 2 классе не проводится. После проведения изложения на следующем уроке учитель отводит 10 – 15 минут для анализа ошибок. Учитель читает работу с типичными ошибками, а дети исправляют ошибки.

Особенности изложения в 3 классе.

В 3 классе работа над подробным изложением усложняется: тексты следует подбирать так, чтобы знакомить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста. Возрастает объём (60 – 90 слов) и трудность текста. Методика работы предусматривает такие этапы:

Чтение текста (1 раз).

Беседа по содержанию.

3) Коллективное составление плана (он может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений).

4) Устный пересказ текста по плану.

Языковой анализ.

Орфографическая подготовка.

Письмо изложения.

Самопроверка и совершенствование текста.

Анализ изложения.

Таким образом, анализ текста складывается из следующих компонентов:

1)общая беседа по содержанию, цель которой проверить, поняты ли текст, его тема, основная мысль, задача автора;

2) анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания в каждой из них, составлением плана (может давать учитель, но в 3 классе дети начинают учиться составлять план коллективно, выделяя главную мысль в каждой части);

3) языковой анализ, включающий в себя:

а) наблюдение над использованием ярких точных слов, над ролью форм слов, синтаксических конструкций;

б) наблюдение за использованием слов, связывающих предложения и указывающих на последовательность действий (необходимо обратить внимание и на возможность отсутствие этих слов);

в) предупреждение различных речевых ошибок и недочётов;

4) орфографическая подготовка.

В центре внимания при обсуждении работ должен быть именно анализ, выявление достоинств и недостатков, редактирование предложений.

По мнению М.С.Соловейчика, на этапе повторного синтеза лучше не пересказывать, чтобы не разрушить авторский текст, а перечитывать.

Восприятие текста может быть комбинированным. Для первоначального знакомства достаточно слухового восприятия, а для детального наблюдения над организацией текста, языковыми средствами, нужно иметь текст перед глазами.

Подготовительные упражнения для формирования умения составлять план:

- придумывание надписей к серии картинок;

- распределение заголовков согласно содержанию (после беседы по содержанию);

- деление рассказа на части и озаглавливание;

- словесное рисование;

- дополнение плана, данного учителем и др.

Не рекомендуется пересказывать весь текст непосредственно перед написанием. Это возможно лишь в тех случаях, когда учитель знакомит школьников с новым для них видом изложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: