Изложения бывают разные по объёму: от 10 – 15-минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1 – 2 –часовых обучающих и проверочных изложений.




В тетрадь для лекций записать то, что выделено жирным шрифтом.

Работу мне не присылать.

Тема: Пересказы и изложения, их значение, цели и виды.

План:

1. Значение пересказов и изложений.

2. Требования к пересказу.

3. Виды пересказов.

4. Требования к тексту изложения.

5. Виды изложений.

6. Структура урока при написании изложения.

7. Особенности написания изложений в зависимости от класса.

1. Значение пересказов и изложений для развития учащихся:

- развивается логическое мышление, умение сознательно, правильно, последовательно, излагать мысли;

- обогащается речь, активизируется словарь учащихся;

- формируется навык построения предложений;

- усваивается правильный порядок слов в предложении;

- закрепляются орфографические навыки (при написании изложений).

2. Требования к пересказу:

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.

2. Ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.

(На первый взгляд эти требования противоречат друг другу. Следовательно, нужно определить границы того и другого. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. Во время пересказа он не напрягается, стараясь вспомнить то или иное предложение образца, а строит их сам, стремясь точнее и полнее передать усвоенное содержание. Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то новом, необычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, чтобы сохранился стиль образца (например, сказки). Учитель как бы регулирует степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного чтения или прослушивания, после разбора, в необходимых случаях возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа).

3. В создаваемом тексте должен сохраняться стиль образца.

2. Должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственная зависимость, переданы все основные факты и описания.

3. В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

3. Пересказ может быть неподготовленным и подготовленным. Для неподготовленного пересказа специальная работа не проводится. Нужно практиковать пересказ не только написанного, но и прослушанного текста, в том числе в грамзаписи, по радио, телевидению. Пересказ может быть после однократного чтения самим учеником, в том числе тихого прочтения, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки, неделю назад. Все эти условия встречаются в жизни, поэтому необходимы и в обучении.

В большинстве случаев пересказ специально готовится, для чего используются следующие приёмы:

а) предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

б) установка на определённый вид пересказа: подробный, с использованием выразительных средств языка, сжатый, выборочный;

в) проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

г) отработка выразительного чтения;

д) расчленение рассказа на части и составление плана текста;

е) пересказ фрагментов;

Предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

3. Выбор текста.

Текст для изложения нужно специально выбирать, решая при этом:

- достаточно ли он содержателен, выразителен, интересен с точки зрения построения и выбора языковых средств, чтобы обеспечить «прирост» речевых умений у учащихся;

- над какими именно сторонами строения данного текста, использования в нём единиц языка полезно будет провести наблюдение;

- можно ли на этом тексте организовать работу, интересную детям;

- зачем в реальной жизни ученику могло бы понадобиться воспроизвести подобный текст.

Требования к тексту:

- высокохудожественное содержание, обогащающее учащихся знаниями о явлениях окружающей природы, достижениях науки и техники, культуры и общественной жизни, нравственно-этических поступках людей, формирующее их мировоззрение и способствующее эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств;

- наличие определённого сюжета;

- несложность композиции;

- небольшое количество эпизодов и действующих лиц;

- наличие определённого сюжета;

- небольшое количество эпизодов;

- простота и доступность в лексическом и синтаксическом плане.

Виды изложений.

Изложения бывают:

- обучающие и контрольные;

- подробные, сжатые, выборочные;

- без изменения фактической стороны и с дополнением и вставкой эпизодов, с изменением начала и конца;

- с изменением лица, времени.

Изложения бывают разные по объёму: от 10 – 15-минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1 – 2 –часовых обучающих и проверочных изложений.

Написанию изложений предшествуют такие виды работ:

- обозначение границ предложения:

- письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе;

- письменные ответы на вопросы с подбором новых слов;

- письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями;

- письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста;

- восстановление деформированных предложений;

- восстановление деформированного текста;

- восстановление деформированного текста из деформированных предложений;

- восстановленный диктант;

- подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов;

- устный пересказ текста по плану;

- устный пересказ текста по картинному плану;

- работа с деформированным планом;

- составление плана;

- озаглавливание текста;

- редактирование текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: