Речевая карта обследования воспитанника
На основе использования современных методик
Обследования речевого развития детей.
Перечень диагностических материалов.
Разработала
учитель-логопед
Санкт-Петербург
03 сентября 2020 г.
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКА ГБДОУ №87 НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
I.Краткие анамнестические сведения
Фамилия, имя ребенка | Александр К. |
Дата рождения, возраст | 15.07.2014, 6 лет 2 месяца |
Мать, возраст на момент родов | Анна Павловна, 23 года |
Отец, возраст на момент родов | Максим Сергеевич, 24 года |
Раннее речевое развитие. | |
когда стал различать голоса родных, до/ после 1 года | до года |
реакция на речевые звуки | сосредоточение на лице говорящего, голосовые реакции |
наличие мимики, гримас | активные, появились до года |
время появления гуления, какие звуки преобладали | С 3-4 месяцев /а/у/ы/ |
время появления лепета, какие звуки преобладали | С 6 месяцев /та/ба/ма |
как протекал период лепета | активно, разнообразные звуки, интонированный |
время появления первых слов, были ли это целые слова или их части, какие слова | В 11 месяцев, /мама/баба/папа/а-а/са (Саша)/китя (киса)/каха (каша)/дай/, в дальнейшем активный словарь обогащался. |
как накапливался словарь | постепенно, медленно |
имело ли место активного повторения слов за взрослыми | Активно - с 1,5 лет |
время появления простой фразовой речи | 1 год и 7 месяцев |
Понимание обращенной речи | понимание обращенной речи не нарушено |
время появления развернутой фразовой речи | 2 года |
с кем воспитывался до 3-х лет | В семье из трех взрослых- родителей и бабушки |
наличие частых переездов, речевых нарушений, быстроговорения у членов семьи и близких в период формирования речи ребенка | Не очень внятно говорит отец ребенка, не выговаривает двух звуков |
Индивидуальные особенности ребенка: | - доброжелательный, любознательный, активный, уверенный в себе, самостоятельный; - возбудимый, обидчивый, впечатлительный, упрямый, беспокойный |
-как вступает в контакт | - в контакт вступает легко, активно, не проявляет заинтересованности в контакте, чувство границ есть. |
-поведение во время обследования | Ориентирован в месте и времени, есть адекватность в поведении и проявлениях эмоций, реакция на одобрение- адекватная, на замечание – старается исправить недочет |
- характер деятельности при выполнении заданий | - рассуждает разумно, понимает первичную инструкцию, запрашивает уточнения; качество самоконтроля при выполнении заданий: контролирует качество выполнения, ошибки исправляет. |
II. Исследование неречевых психических функций
|
Направление обследования, его компоненты | Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции | Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения | ||||
1. Состояние слухового восприятия | - определение направления источника звука: «Где игрушка?» -«Покажи, какая игрушка звучала.» | Выполняет Выполняет | ||||
2. Исследование зрительного восприятия | -«Подбери картинку к этому фону» (11 цветов) | Выполняет | ||||
-«Покажи и назови все цвета» | Выполняет без затруднений | |||||
-«Назови, что здесь нарисовано» | Выполняет | |||||
-«Определи по контуру, что здесь нарисовано» | Все ответы правильные, прибегает к помощи обводки контуров пальцем | |||||
«Узнай и назови» (узнавание перечеркнутых изображений) | Все ответы правильные, выполняет самостоятельно | |||||
3. Исследование зрительной памяти | -«Запомни эти три изображения. Найди изображения среди других предметов.» (Запоминание и узнавание группы из трех изображений предметов – градусник, гусь, банан) | правильное узнавание всех реальных изображений, единичные самокорригируемые ошибки выбора; единичные перцептивные замены, коррекция с организационной помощью; | ||||
4. Исследование слухо-речевой памяти. | Заучивание семи не связанных по смыслу слов за три предъявления «Послушай внимательно и запомни слова; вспомни и назови слова»(кот, лес, брат, дождь, рука, друг, снег) | Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки по типу звуковых замен, снижение максимального объема запоминания незапоминание последовательности элементов Объем памяти полный, прочность речевых следов- не нарушено, избирательность, порядок элементов нарушен | ||||
5. Пространственные представления. | 1) Ориентировка в схеме тела | Ориентируется без затруднений | ||||
2) Ориентировка в сторонах собственного тела: показать правый-левый глаз, правое-левое ухо | +,+,+,+ | |||||
3) Различение пространственных понятий: высоко-низко, справа-слева, далеко-близко, впереди-сзади (в деятельности, в речи | Различает, ошибок нет | |||||
4) Ориентировка на листе бумаги | Ориентируется успешно | |||||
6. Временные представления. | 1) вчера, сегодня, завтра | Сформировано | ||||
2) минута, час, день, сутки, давно, скоро | частично сформировано, | |||||
7. Исследование конструктивного праксиса. | 1) складывание разрезных картинок из 6-8 частей | выполняет задание с минимальной помощью взрослого | ||||
2) рисование без образца (домик, ромашка, елочка): | правильное изображение предметов в пространстве, отсутствие незначительных деталей рисунка (дверной ручки домика) | |||||
3) складывание фигуры из 8 палочек | Выполнил с 1 ошибкой, сам исправил. | |||||
8. Обследование навыков счета. | 1) один, много, мало, прямой счет до 10 | Полностью сформировано | ||||
2) пересчет предметов и сравнение: больше, меньше, поровну | Частично сформировано | |||||
9. Исследование ритмов. | ||||||
1) проверка состояния итеративного ритма | -хлопать равномерно в ладоши в заданном темпе | Выполняет без затруднений, ритмично | ||||
- итеративные шаги под отхлопывание | Выполняет равномерные шаги под отхлопывания | |||||
- марш под аккомпанемент | Выполняет равномерное вышагивание | |||||
2) проверка правополушарного ритма | - прочти стихотворение | чтение стих-я с остановками | ||||
- рифмование | Выполняет неполное рифмование | |||||
-пропеть знакомую песенку | Выполняет | |||||
- протанцевать под музыку с простым ритмом | Выполняет, совмещает начало движения с сильной долей | |||||
- протанцевать под музыку с более сложным ритмом | Выполняет без совмещения сильной доли с движением | |||||
- отхлопать по слуховому образцу ритмические группы | Симметричные ритмы- без ошибок, ассиметричные, акцентированные – с лишним хлопком в конце; | |||||
- «сосчитай, сколько раз я хлопн» | Одиночные ритмы определяет правильно, серии ритмов – с затруднением | |||||
- «простучи 3 раза сильно, а 2 – слабо» | Выполняет | |||||
3) обследование левополушарных ритмико-смысловых координаций | - «ответь на вопросы» (простая диалогическая речь) | - отвечает без затруднений | ||||
- «расскажи за мной содержание сказки» (Лиса и Журавль) | - отвечает без нарушений ритмико-смысловых координаций | |||||
10. Мышление | -Понимание смысла рассказа | - не нарушено | ||||
-Обобщение и классификация | - по существенным признакам, наглядное, спонтанное | |||||
- Восприятие и интерпретация сюжетных картинок | Картинки подбирает и располагает со стимулирующей помощью. Логическая последовательность, отсутствие искажений, целостность рассказа не нарушена. | |||||
- Решение задач | понимает и усваивает способ решения задачи, удерживает условия и выполняет программу решения. | |||||
- Интерпретация пословиц, метафор: - «Объясни, что означают выражения «Тише едешь, дальше будешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сто раз отмерь, один раз отрежь». Как ты понимаешь выражения: «золотые руки», «зимой деревья стоят в белых шубах», «нельзя ездить в автобусе зайцем», «большое сердце», «бежать во весь дух», «вешать лапшу на уши»» | «Если делать дело спокойно, тогда можно ожидать хорошего результата; любое дело требует сил, сначала продумай и узнай, потом делай. Умелые руки, все в снегу, в автобусе нельзя без билета, любящий человек, быстро бежать, обманывать.» | |||||
- Методика исключения четвертого лишнего: «почему я не могу сказать, что Незнайка нарисовал овощи и фрукты? Найди лишний предмет и назови его. Почему он не подходит к остальным?» | Правильные ответы, 2 импульсивных неправильных ответа с самокоррекцией | |||||
III.Исследование двигательной сферы | ||||||
Направление обследования, его компоненты | Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции | Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения | ||||
1.Состояние крупной моторики | - удерживать равновесие, подпрыгнуть на каждой ноге - бросить мяч вверх, ударить об пол и поймать - пять раз ударить по мячу ладонью - на бегу подбросить и поймать мяч. | +, темп замедленный + -, недостаточно четкое вып-е + темп нормальный Крупная моторика в пределах возрастной нормы | ||||
2. Состояние тонкой моторики пальцев рук | 1) - открутить болт, повернуть ключ в замке - вырезать произвольную фигуру ножницами - нарисовать вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, соединение точек. - нарисовать такие же фигуры (круг, квадрат, треугольник | + - +++ +++. Выполнение в пределах возрастной нормы, графические навыки сформированы, задания выполняет медленно, неуверенно, с отрывом карандаша, проявляется макрография. | ||||
2) Исследование праксиса позы пальцев. «Сделай так же, как я» (вытянуть правую руку_+_, вытянуть 2-й и 3-й пальцы_-_, вытянуть пятый палец_+_, положить 3-й на 2-й_-_, сложить 1-й и 5-й пальцы в кольцо_+_). Для левой руки: сделай так же, как я (вытянуть левую руку_+_, вытянуть 2-й и 3-й пальцы_+_, вытянуть пятый палец -, положить 3-й на 2-й_-_, сложить 1-й и 5-й пальцы в кольцо_+_ | Задания обеими руками выполнил, в общем, правильно, без помощи взрослого, наблюдается общее напряжение при действии пальцами | |||||
3) динамический праксис: «Давай поиграем в ловкие ручки. Посмотри внимательно и повтори за мной точно так же». (Выполняем 3 серии каждой рукой, начинаем с ведущей руки) | правая рука: ладонь-кулак-ребро__+_, левая рука: ладонь-кулак-ребро_+_, правая рука: кулак-ладонь-ребро_+__, левая рука: кулак-ладонь-ребро_+_, правая рука: ребро, ладонь, кулак_+_, левая рука: ребро, ладонь, кулак_+_.Правильное воспроизведение после 1-2 попыток демонстрации. | |||||
Графическая проба: «продолжи рисовать заборчик, не отрывая карандаш от бумаги» (узор из двух ритмично сменяющихся элементов) | Безошибочное и плавное воспроизведение три раза с уменьшением угла наклона руки (легкая истощаемость) | |||||
4) Реципрокная координация: руки на столе, одна кисть сжата в кулак, у другой распрямлены пальцы. Попеременное плавное разжимание и распрямление пальцев рук без смены местоположения рук на столе: «Повтори за мной, а затем продолжи это движение сам» | После нескольких сопряженных движений выполнил сам плавные двуручные движения с напряженным, но координированным движением одной руки. | |||||
3. Состояние речевой моторики -анатомические особенности строения артикуляционного аппарата | Губы: Зубы: Язык: Небо - твердое: -мягкое: Нижняя челюсть -Состояние мимической мускулатуры По подражанию: -поднять брови вверх + - нахмурить брови + - прищурить глаза + - надуть щеки + - втянуть щеки + | - утолщенные, визуально гипотонус, подвижные, преддверие неглубокое, зубной ряд сформирован, мелкие, расположены на зубн.дуге, прикус перекрестный; форма, размер языка обычные,кончик не выражен визуально гипотонус, при фонации правильно стабилизирован, увуль, уздечка,саливация в норме, нёбо высокое, широкое, - тонус в норме, закрытым рот удерживает. Объем движений полный, незначительные изменения; точность выполнения – достаточная, переключаемость замедленная, синкинезий нет. Тонус симметричный, мимика дифференцированная. | ||||
- Состояние артикуляционной моторики Выполнение движений по подражанию: - губы: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка (+) -язык: широкий, узкий, вверх, вниз, маятник(+), поцокать(-). Открыть широко рот, улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, удерживать (+, 9 секунд) -мягкое небо: широко открыть рот и зевнуть, произнести «а» на твердой атаке голоса(+) | Объем движений неполный, выполнены четко; точность недостаточно четкая, длительность: норма, движения достаточно сильные, темп нормальный, девиаций, синкинезий нет; движения активные; быстрота формирования уклада, длительность позы нормальная | |||||
4. Индивидуальный латеральный профиль | Ведущая рука(ест, ударяет по мячу, перекрест пальцев) Ведущая нога (попрыгай на одной ножке) Ведущий глаз (посмотри в трубочку) | Правая Правая Правая | ||||
IIIV. Исследование речевой функции | ||||||
Направление обследования, его компоненты | Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции | Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения | ||||
1. Особенности динамической стороны речи | - Темп - Ритм - Употребление видов интонации - Ударение (словесное, логическое) - Паузация - Запинки, заикание | Замедленный Растянутый Повествоват., вопросит., побудительная сформированы Нормальное Нормальная, достаточно частая Нет; | ||||
2. Состояние дыхательной функции | Повтори за мной: «Птица свила гнездо над окном». Характеристика дыхания: | - грудное, свободное, неглубокое, ровное. Поверхностный вдох- продолжительный плавный выдох, без фонации более плавное. Объем достаточный, носовое дыхание затруднено, ротовой вдох сформирован. | ||||
3. Характеристики голоса | (по предыдущему заданию) | Сила нормальная, голос тихий, мелодико-интонационная сторона –не нарушена, голосовые модуляции– маломодулированный, слабо выражены, высота-норма, тембр- глухой, напряженный, атака твердая. | ||||
4. Звукопроизношение | «Повтори за мной слова…» Гласные: изолированно, в словах, во фразах Согласные: изолированно, в словах, во фразах | -в норме сформированы + Б+Б`+П+П`+М+М`+В+В`+Ф+Ф`+ Д+Д`+Т+Т`+Н+Н`+Г+Г`+К+К`+Х+Х`+Й+С+С`+З+З`+Ц+Ш+Ж+Щ+Ч(замена на на ТЬ)Л(на звук Л`) Р (велярный ротацизм), Р`(велярный ротацизм) Фонетическое недоразвитие речи. | ||||
5. Уровень развития звуковой культуры речи | «Повтори за мной слова…» | Неустойчивое, недостаточно четкое произношение и дифференциация звуков, уровень средний. | ||||
6. Состояние фонематического восприятия | Уровень развития слухо-произносительной дифференциации звуков: -«Повтори за мной» -слоги с оппозиционными фонемами -«Покажи картинки... мишка-мышка» -дифференциация фонем, не смешиваемых в произношении - «Покажи, где… миска-мишка» - дифференциация на слух фонем, смешиваемых в произношении | Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления Дифференцирует правильно, без затруднений | ||||
7. Состояние фонематического анализа и синтеза | - выделение ударного гласного в начале слова: «скажи, какой первый звук в слове» - определение первого согласного звука в словах: «скажи, какой первый звук в слове» - определение последнего звука в словах: «какой последний звук в слове…» - определение последовательности звуков в слове: «Какие звуки в словах:..» - определение количества звуков в словах «Сколько звуков в словах…» | - не нарушено - не нарушено - нарушено (исправился сам) - нарушено (самокоррекция) Не нарушено, увеличен латентный период | ||||
8. Состояние звуко-слоговой структуры слова | -изолированные слова (помидоры, сковорода, температура, аквалангист, термометр..) «Повтори предложения (водопроводчик чинит водопровод…)» | Четкое и правильное послоговое воспроизведение слова, 1 ошибка – перестановка звуков: (аклавангист) - четкое, но замедленное воспроизведение, ошибок не допустил | ||||
9. Исследование понимания речи (импрессивной речи) | Пассивный словарь: 1)понимание смысла слов, обозначающих предметы, действия - по картинкам «покажи, где стол, яблоко, ведро…покажи, где ест, играет, стирает…» 2) понимание различных грамматических форм словоизменения: единств.и множеств. число существительных «покажи, где стол, где столы…» -различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, около,перед..) «покажи, где мишка» - дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами: «возьми линейку из-под пенала, положи линейку на пенал» 3) дифференциация форм словообразования -дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных «покажи, где дом- где домик…» -дифференциация существительных с суффиксом –инк 4) понимание словосочетаний и простых предложений «покажи, картинку, где… девочка играет в мячик…» - вопросительные предложения «Девочка ловит бабочку сачком. Кого ловит девочка?...» 5) понимание связной речи 6) понимание логико-грамматических отношений «послушай внимательно и покажи картинку, где: газета прикрыта книгой…» | - выполняет правильно, уверенно, в полном объеме - полное понимание - полное понимание - полное понимание - полное понимание, выполняет в полном объеме - полное понимание -единичные ошибки в понимании Словосочетания: полное понимание, простые предложения- единичные ошибки в понимании. - полное понимание, в двух случаях - самокоррекция - единичные ошибки в понимании -единичные ошибки в понимании, единично- переспрос, самокоррекция. | ||||
Уровень формирования понимания речи - | -расчлененный: знает много названий действий, ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на картинках, различает изменения значений, вносимых флексиями, приставками, суффиксами; понимание речи в полном объеме | |||||
10. Обследование экспрессивной речи | 1) Активный словарь. -существительные: «Назови, что на картинках», темы- «Животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель». - обобщающие понятия «Назови одним словом» - существительные, обозначающие части тела, части предметов - название профессий -глагольный словарь «Кто как передвигается, кто как кричит…» - словарь прилагательных «Какой это цвет? Какой формы этот предмет? - подбор антонимов: «Большой, а наоборот-? (маленький), поднимать, а наоборот?» | -объем достаточный, использует все части речи, преобладание лексических единиц действия предмета, обобщающие слова преимущественно бытового характера, неправильно использует некоторые слова, близкие по значению, части предметов назвал не все, названия профессий-увеличен латентный период называния, антонимы и синонимы использует. | ||||
2) Состояние словоизменения - употребление существительных в косвенных падежах без предлога «У меня есть карандаш, у меня нет чего? Папа пишет чем?...» - употребление формы родительного падежа, множественного числа существительных: «Дом-много (домов, ушей, шаров, воробьев, мух, окон, деревьев,утят)» - употребление предложно-падежных конструкций с предлогами - согласование прилагательных с существительными в единственном числе: «шар какой?» - употребление числительных два и пять с существительными | -выполнил без ошибок, в нормальном темпе - допустил одну ошибку («много уш») - без особенностей, правильные формы слов. - правильное согласование - ошибки единичные «пять карандашов» | |||||
3) Состояние словообразования - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Стул, а маленький-? –стульчик, яблочко, цветочек, кроватка, шарик, грибок, листик, одеяльце, ведерочко…» - Образование названий детенышей животных: «у кошки-котята, а у зайца? (гуся, утки, медведя, белки, собаки, коровы, лошади, овцы) - Образование прилагательных от существительных: относительных «дом из дерева-деревянный дом,…» и притяжательных «сумка мамы- (Чья?)-мамина сумка» - Образование приставочных глаголов: «Что делает, что сделал?-прыгает-подпрыгнула, спрыгнула-перепрыгнула…» - Образование глаголов совершенного вида: «Рисовал-нарисовал, собрал, поднял. | - единичные ошибки в порядке слов, предложения без пропусков, аграмматизмов, справился с минимальной помощью. - без особенностей, правильная форма | |||||
11. Состояние фразовой речи | - Составление предложений по картинкам. «Посмотри на картинки и расскажи, что ты видишь» | Рассказ имеет все смысловые звенья, в наличии пропуски второстепенных членов предложения, аграмматизмов, параграмматизмов не наблюдается, единично-упрощение структуры предложения. | ||||
12. Состояние связной речи | Уровень формирования связной речи: | Единичные негрубые морфемные замены, парафазий не выявлено, нарушений последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность некритична. | ||||
1) составление рассказа по сюжетной картинке | - рассказ в пределах нормы, владение конструкциями простого и сложного предложения с предпочтением простых и, в целом, ограничен перечислением предметов и происходящих с ними действий | |||||
2) составление рассказа по серии сюжетных картинок, «Верный друг»: 1- Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2- Лодка покачнулась. 3- Мальчик упал в воду и стал тонуть. 4- Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег. | -рассказ составлен с некоторой помощью (побуждениями). Полностью передал содержание текста. Отмечаются некоторые нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; структура предложений не нарушена. | |||||
3) пересказ текста: «Послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.» «Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не признали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим.» | Ребенок использует повторные наводящие вопросы, но пересказ составляет сам с незначительными отклонениями от текста, небольшими паузами. Соблюдается связность и последовательность изложения. Языковые средства употребил в соответствии с текстом. | |||||
13. Состояние автоматизированной речи | - Называние предметов по картинкам - среднечастотные слова (ведро, яблоко, мяч, дерево, велосипед) - Называние предметов по картинкам, низкочастотные слова (носик, шляпка, фляжка, мостик) - Называние действий по картинкам: «Что делают на картинках?» | -Речь разборчивая, внятная, с незначительной назализацией, целенаправленная, достаточно содержательная, отражает истинные способности ребенка. - точное наименование, в 4-х случаях поиск и ответ распространенным предложением; распространенным словосочетанием | ||||
Итоговое речевое заключение: воспитаннику подготовительной группы Александру К. в 2020-2021 учебном году рекомендованы индивидуальные и подгрупповые занятия с учителем-логопедом по коррекционно-развивающей программе логопункта ГБДОУ детского сада №87в группе для детей с фонетическим недоразвитием речи.
|