II. Исследование неречевых психических функций




Речевая карта обследования воспитанника

На основе использования современных методик

Обследования речевого развития детей.

Перечень диагностических материалов.

 

 

Разработала

учитель-логопед

 

 

Санкт-Петербург

03 сентября 2020 г.


РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАННИКА ГБДОУ №87 НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

I.Краткие анамнестические сведения

Фамилия, имя ребенка Александр К.
Дата рождения, возраст   15.07.2014, 6 лет 2 месяца
Мать, возраст на момент родов   Анна Павловна, 23 года
Отец, возраст на момент родов   Максим Сергеевич, 24 года
Раннее речевое развитие.    
когда стал различать голоса родных, до/ после 1 года до года
реакция на речевые звуки сосредоточение на лице говорящего, голосовые реакции
наличие мимики, гримас активные, появились до года
время появления гуления, какие звуки преобладали С 3-4 месяцев /а/у/ы/
время появления лепета, какие звуки преобладали С 6 месяцев /та/ба/ма
как протекал период лепета активно, разнообразные звуки, интонированный
время появления первых слов, были ли это целые слова или их части, какие слова В 11 месяцев, /мама/баба/папа/а-а/са (Саша)/китя (киса)/каха (каша)/дай/, в дальнейшем активный словарь обогащался.
как накапливался словарь постепенно, медленно
имело ли место активного повторения слов за взрослыми Активно - с 1,5 лет
время появления простой фразовой речи 1 год и 7 месяцев
Понимание обращенной речи понимание обращенной речи не нарушено
время появления развернутой фразовой речи 2 года
с кем воспитывался до 3-х лет В семье из трех взрослых- родителей и бабушки
наличие частых переездов, речевых нарушений, быстроговорения у членов семьи и близких в период формирования речи ребенка Не очень внятно говорит отец ребенка, не выговаривает двух звуков
Индивидуальные особенности ребенка: - доброжелательный, любознательный, активный, уверенный в себе, самостоятельный; - возбудимый, обидчивый, впечатлительный, упрямый, беспокойный
-как вступает в контакт - в контакт вступает легко, активно, не проявляет заинтересованности в контакте, чувство границ есть.
-поведение во время обследования Ориентирован в месте и времени, есть адекватность в поведении и проявлениях эмоций, реакция на одобрение- адекватная, на замечание – старается исправить недочет
- характер деятельности при выполнении заданий - рассуждает разумно, понимает первичную инструкцию, запрашивает уточнения; качество самоконтроля при выполнении заданий: контролирует качество выполнения, ошибки исправляет.

II. Исследование неречевых психических функций

Направление обследования, его компоненты Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения
1. Состояние слухового восприятия - определение направления источника звука: «Где игрушка?» -«Покажи, какая игрушка звучала.» Выполняет   Выполняет
2. Исследование зрительного восприятия -«Подбери картинку к этому фону» (11 цветов) Выполняет  
-«Покажи и назови все цвета» Выполняет без затруднений
-«Назови, что здесь нарисовано» Выполняет
-«Определи по контуру, что здесь нарисовано» Все ответы правильные, прибегает к помощи обводки контуров пальцем
«Узнай и назови» (узнавание перечеркнутых изображений) Все ответы правильные, выполняет самостоятельно
    3. Исследование зрительной памяти     -«Запомни эти три изображения. Найди изображения среди других предметов.» (Запоминание и узнавание группы из трех изображений предметов – градусник, гусь, банан) правильное узнавание всех реальных изображений, единичные самокорригируемые ошибки выбора; единичные перцептивные замены, коррекция с организационной помощью;
4. Исследование слухо-речевой памяти.   Заучивание семи не связанных по смыслу слов за три предъявления «Послушай внимательно и запомни слова; вспомни и назови слова»(кот, лес, брат, дождь, рука, друг, снег)   Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки по типу звуковых замен, снижение максимального объема запоминания незапоминание последовательности элементов Объем памяти полный, прочность речевых следов- не нарушено, избирательность, порядок элементов нарушен
5. Пространственные представления. 1) Ориентировка в схеме тела Ориентируется без затруднений
2) Ориентировка в сторонах собственного тела: показать правый-левый глаз, правое-левое ухо +,+,+,+
3) Различение пространственных понятий: высоко-низко, справа-слева, далеко-близко, впереди-сзади (в деятельности, в речи Различает, ошибок нет
  4) Ориентировка на листе бумаги Ориентируется успешно
6. Временные представления. 1) вчера, сегодня, завтра Сформировано
2) минута, час, день, сутки, давно, скоро частично сформировано,
7. Исследование конструктивного праксиса.   1) складывание разрезных картинок из 6-8 частей выполняет задание с минимальной помощью взрослого
2) рисование без образца (домик, ромашка, елочка): правильное изображение предметов в пространстве, отсутствие незначительных деталей рисунка (дверной ручки домика)
3) складывание фигуры из 8 палочек Выполнил с 1 ошибкой, сам исправил.
8. Обследование навыков счета.     1) один, много, мало, прямой счет до 10     Полностью сформировано
2) пересчет предметов и сравнение: больше, меньше, поровну   Частично сформировано
9. Исследование ритмов.      
1) проверка состояния итеративного ритма -хлопать равномерно в ладоши в заданном темпе Выполняет без затруднений, ритмично
- итеративные шаги под отхлопывание Выполняет равномерные шаги под отхлопывания
- марш под аккомпанемент Выполняет равномерное вышагивание
2) проверка правополушарного ритма - прочти стихотворение чтение стих-я с остановками
- рифмование Выполняет неполное рифмование
-пропеть знакомую песенку Выполняет
- протанцевать под музыку с простым ритмом Выполняет, совмещает начало движения с сильной долей
- протанцевать под музыку с более сложным ритмом   Выполняет без совмещения сильной доли с движением
- отхлопать по слуховому образцу ритмические группы Симметричные ритмы- без ошибок, ассиметричные, акцентированные – с лишним хлопком в конце;
- «сосчитай, сколько раз я хлопн» Одиночные ритмы определяет правильно, серии ритмов – с затруднением
- «простучи 3 раза сильно, а 2 – слабо» Выполняет
3) обследование левополушарных ритмико-смысловых координаций - «ответь на вопросы» (простая диалогическая речь)   - отвечает без затруднений
- «расскажи за мной содержание сказки» (Лиса и Журавль) - отвечает без нарушений ритмико-смысловых координаций
10. Мышление   -Понимание смысла рассказа   - не нарушено
-Обобщение и классификация - по существенным признакам, наглядное, спонтанное
- Восприятие и интерпретация сюжетных картинок   Картинки подбирает и располагает со стимулирующей помощью. Логическая последовательность, отсутствие искажений, целостность рассказа не нарушена.
  - Решение задач понимает и усваивает способ решения задачи, удерживает условия и выполняет программу решения.
- Интерпретация пословиц, метафор: - «Объясни, что означают выражения «Тише едешь, дальше будешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сто раз отмерь, один раз отрежь». Как ты понимаешь выражения: «золотые руки», «зимой деревья стоят в белых шубах», «нельзя ездить в автобусе зайцем», «большое сердце», «бежать во весь дух», «вешать лапшу на уши»»   «Если делать дело спокойно, тогда можно ожидать хорошего результата; любое дело требует сил, сначала продумай и узнай, потом делай. Умелые руки, все в снегу, в автобусе нельзя без билета, любящий человек, быстро бежать, обманывать.»
- Методика исключения четвертого лишнего: «почему я не могу сказать, что Незнайка нарисовал овощи и фрукты? Найди лишний предмет и назови его. Почему он не подходит к остальным?» Правильные ответы, 2 импульсивных неправильных ответа с самокоррекцией
III.Исследование двигательной сферы  
Направление обследования, его компоненты Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения
1.Состояние крупной моторики   - удерживать равновесие, подпрыгнуть на каждой ноге - бросить мяч вверх, ударить об пол и поймать - пять раз ударить по мячу ладонью - на бегу подбросить и поймать мяч.   +, темп замедленный   +   -, недостаточно четкое вып-е + темп нормальный Крупная моторика в пределах возрастной нормы
2. Состояние тонкой моторики пальцев рук   1) - открутить болт, повернуть ключ в замке - вырезать произвольную фигуру ножницами - нарисовать вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, соединение точек. - нарисовать такие же фигуры (круг, квадрат, треугольник + -   +++ +++. Выполнение в пределах возрастной нормы, графические навыки сформированы, задания выполняет медленно, неуверенно, с отрывом карандаша, проявляется макрография.
2) Исследование праксиса позы пальцев. «Сделай так же, как я» (вытянуть правую руку_+_, вытянуть 2-й и 3-й пальцы_-_, вытянуть пятый палец_+_, положить 3-й на 2-й_-_, сложить 1-й и 5-й пальцы в кольцо_+_). Для левой руки: сделай так же, как я (вытянуть левую руку_+_, вытянуть 2-й и 3-й пальцы_+_, вытянуть пятый палец -, положить 3-й на 2-й_-_, сложить 1-й и 5-й пальцы в кольцо_+_ Задания обеими руками выполнил, в общем, правильно, без помощи взрослого, наблюдается общее напряжение при действии пальцами
  3) динамический праксис: «Давай поиграем в ловкие ручки. Посмотри внимательно и повтори за мной точно так же». (Выполняем 3 серии каждой рукой, начинаем с ведущей руки) правая рука: ладонь-кулак-ребро__+_, левая рука: ладонь-кулак-ребро_+_, правая рука: кулак-ладонь-ребро_+__, левая рука: кулак-ладонь-ребро_+_, правая рука: ребро, ладонь, кулак_+_, левая рука: ребро, ладонь, кулак_+_.Правильное воспроизведение после 1-2 попыток демонстрации.
Графическая проба: «продолжи рисовать заборчик, не отрывая карандаш от бумаги» (узор из двух ритмично сменяющихся элементов) Безошибочное и плавное воспроизведение три раза с уменьшением угла наклона руки (легкая истощаемость)
4) Реципрокная координация: руки на столе, одна кисть сжата в кулак, у другой распрямлены пальцы. Попеременное плавное разжимание и распрямление пальцев рук без смены местоположения рук на столе: «Повтори за мной, а затем продолжи это движение сам» После нескольких сопряженных движений выполнил сам плавные двуручные движения с напряженным, но координированным движением одной руки.
3. Состояние речевой моторики -анатомические особенности строения артикуляционного аппарата   Губы:   Зубы:     Язык:     Небо - твердое:   -мягкое:     Нижняя челюсть   -Состояние мимической мускулатуры По подражанию: -поднять брови вверх + - нахмурить брови + - прищурить глаза + - надуть щеки + - втянуть щеки + - утолщенные, визуально гипотонус, подвижные, преддверие неглубокое, зубной ряд сформирован, мелкие, расположены на зубн.дуге, прикус перекрестный; форма, размер языка обычные,кончик не выражен визуально гипотонус, при фонации правильно стабилизирован, увуль, уздечка,саливация в норме, нёбо высокое, широкое, - тонус в норме, закрытым рот удерживает. Объем движений полный, незначительные изменения; точность выполнения – достаточная, переключаемость замедленная, синкинезий нет. Тонус симметричный, мимика дифференцированная.
- Состояние артикуляционной моторики Выполнение движений по подражанию: - губы: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка (+) -язык: широкий, узкий, вверх, вниз, маятник(+), поцокать(-). Открыть широко рот, улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, удерживать (+, 9 секунд) -мягкое небо: широко открыть рот и зевнуть, произнести «а» на твердой атаке голоса(+) Объем движений неполный, выполнены четко; точность недостаточно четкая, длительность: норма, движения достаточно сильные, темп нормальный, девиаций, синкинезий нет; движения активные; быстрота формирования уклада, длительность позы нормальная
4. Индивидуальный латеральный профиль Ведущая рука(ест, ударяет по мячу, перекрест пальцев) Ведущая нога (попрыгай на одной ножке) Ведущий глаз (посмотри в трубочку) Правая Правая Правая
IIIV. Исследование речевой функции
Направление обследования, его компоненты Предложенные виды заданий по компонентам направления, инструкции Характеристика процессов, индивидуальные особенности, оценка выполнения
1. Особенности динамической стороны речи     - Темп - Ритм - Употребление видов интонации   - Ударение (словесное, логическое) - Паузация - Запинки, заикание Замедленный Растянутый Повествоват., вопросит., побудительная сформированы Нормальное Нормальная, достаточно частая Нет;  
2. Состояние дыхательной функции Повтори за мной: «Птица свила гнездо над окном». Характеристика дыхания: - грудное, свободное, неглубокое, ровное. Поверхностный вдох- продолжительный плавный выдох, без фонации более плавное. Объем достаточный, носовое дыхание затруднено, ротовой вдох сформирован.
3. Характеристики голоса (по предыдущему заданию) Сила нормальная, голос тихий, мелодико-интонационная сторона –не нарушена, голосовые модуляции– маломодулированный, слабо выражены, высота-норма, тембр- глухой, напряженный, атака твердая.
4. Звукопроизношение «Повтори за мной слова…» Гласные: изолированно, в словах, во фразах Согласные: изолированно, в словах, во фразах     -в норме сформированы + Б+Б`+П+П`+М+М`+В+В`+Ф+Ф`+ Д+Д`+Т+Т`+Н+Н`+Г+Г`+К+К`+Х+Х`+Й+С+С`+З+З`+Ц+Ш+Ж+Щ+Ч(замена на на ТЬ)Л(на звук Л`) Р (велярный ротацизм), Р`(велярный ротацизм) Фонетическое недоразвитие речи.
5. Уровень развития звуковой культуры речи «Повтори за мной слова…» Неустойчивое, недостаточно четкое произношение и дифференциация звуков, уровень средний.
6. Состояние фонематического восприятия Уровень развития слухо-произносительной дифференциации звуков: -«Повтори за мной» -слоги с оппозиционными фонемами -«Покажи картинки... мишка-мышка» -дифференциация фонем, не смешиваемых в произношении - «Покажи, где… миска-мишка» - дифференциация на слух фонем, смешиваемых в произношении     Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления Дифференцирует правильно, без затруднений  
7. Состояние фонематического анализа и синтеза - выделение ударного гласного в начале слова: «скажи, какой первый звук в слове» - определение первого согласного звука в словах: «скажи, какой первый звук в слове» - определение последнего звука в словах: «какой последний звук в слове…» - определение последовательности звуков в слове: «Какие звуки в словах:..» - определение количества звуков в словах «Сколько звуков в словах…»   - не нарушено   - не нарушено   - нарушено (исправился сам) - нарушено (самокоррекция)   Не нарушено, увеличен латентный период
8. Состояние звуко-слоговой структуры слова -изолированные слова (помидоры, сковорода, температура, аквалангист, термометр..)   «Повтори предложения (водопроводчик чинит водопровод…)» Четкое и правильное послоговое воспроизведение слова, 1 ошибка – перестановка звуков: (аклавангист) - четкое, но замедленное воспроизведение, ошибок не допустил
9. Исследование понимания речи (импрессивной речи) Пассивный словарь: 1)понимание смысла слов, обозначающих предметы, действия - по картинкам «покажи, где стол, яблоко, ведро…покажи, где ест, играет, стирает…» 2) понимание различных грамматических форм словоизменения: единств.и множеств. число существительных «покажи, где стол, где столы…» -различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, около,перед..) «покажи, где мишка» - дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами: «возьми линейку из-под пенала, положи линейку на пенал» 3) дифференциация форм словообразования -дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных «покажи, где дом- где домик…» -дифференциация существительных с суффиксом –инк 4) понимание словосочетаний и простых предложений «покажи, картинку, где… девочка играет в мячик…» - вопросительные предложения «Девочка ловит бабочку сачком. Кого ловит девочка?...» 5) понимание связной речи 6) понимание логико-грамматических отношений «послушай внимательно и покажи картинку, где: газета прикрыта книгой…»     - выполняет правильно, уверенно, в полном объеме - полное понимание   - полное понимание   - полное понимание     - полное понимание, выполняет в полном объеме   - полное понимание     -единичные ошибки в понимании Словосочетания: полное понимание, простые предложения- единичные ошибки в понимании. - полное понимание, в двух случаях - самокоррекция - единичные ошибки в понимании -единичные ошибки в понимании, единично- переспрос, самокоррекция.
 
  Уровень формирования понимания речи - -расчлененный: знает много названий действий, ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на картинках, различает изменения значений, вносимых флексиями, приставками, суффиксами; понимание речи в полном объеме
10. Обследование экспрессивной речи 1) Активный словарь. -существительные: «Назови, что на картинках», темы- «Животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель». - обобщающие понятия «Назови одним словом» - существительные, обозначающие части тела, части предметов - название профессий -глагольный словарь «Кто как передвигается, кто как кричит…» - словарь прилагательных «Какой это цвет? Какой формы этот предмет? - подбор антонимов: «Большой, а наоборот-? (маленький), поднимать, а наоборот?»   -объем достаточный, использует все части речи, преобладание лексических единиц действия предмета, обобщающие слова преимущественно бытового характера, неправильно использует некоторые слова, близкие по значению, части предметов назвал не все, названия профессий-увеличен латентный период называния, антонимы и синонимы использует.
2) Состояние словоизменения - употребление существительных в косвенных падежах без предлога «У меня есть карандаш, у меня нет чего? Папа пишет чем?...» - употребление формы родительного падежа, множественного числа существительных: «Дом-много (домов, ушей, шаров, воробьев, мух, окон, деревьев,утят)» - употребление предложно-падежных конструкций с предлогами - согласование прилагательных с существительными в единственном числе: «шар какой?» - употребление числительных два и пять с существительными     -выполнил без ошибок, в нормальном темпе     - допустил одну ошибку («много уш»)   - без особенностей, правильные формы слов. - правильное согласование - ошибки единичные «пять карандашов»
  3) Состояние словообразования - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Стул, а маленький-? –стульчик, яблочко, цветочек, кроватка, шарик, грибок, листик, одеяльце, ведерочко…» - Образование названий детенышей животных: «у кошки-котята, а у зайца? (гуся, утки, медведя, белки, собаки, коровы, лошади, овцы) - Образование прилагательных от существительных: относительных «дом из дерева-деревянный дом,…» и притяжательных «сумка мамы- (Чья?)-мамина сумка» - Образование приставочных глаголов: «Что делает, что сделал?-прыгает-подпрыгнула, спрыгнула-перепрыгнула…» - Образование глаголов совершенного вида: «Рисовал-нарисовал, собрал, поднял.   - единичные ошибки в порядке слов, предложения без пропусков, аграмматизмов, справился с минимальной помощью.   - без особенностей, правильная форма
11. Состояние фразовой речи   - Составление предложений по картинкам. «Посмотри на картинки и расскажи, что ты видишь» Рассказ имеет все смысловые звенья, в наличии пропуски второстепенных членов предложения, аграмматизмов, параграмматизмов не наблюдается, единично-упрощение структуры предложения.
12. Состояние связной речи   Уровень формирования связной речи: Единичные негрубые морфемные замены, парафазий не выявлено, нарушений последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность некритична.
1) составление рассказа по сюжетной картинке - рассказ в пределах нормы, владение конструкциями простого и сложного предложения с предпочтением простых и, в целом, ограничен перечислением предметов и происходящих с ними действий
2) составление рассказа по серии сюжетных картинок, «Верный друг»: 1- Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2- Лодка покачнулась. 3- Мальчик упал в воду и стал тонуть. 4- Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.   -рассказ составлен с некоторой помощью (побуждениями). Полностью передал содержание текста. Отмечаются некоторые нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; структура предложений не нарушена.
3) пересказ текста: «Послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.» «Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не признали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим.» Ребенок использует повторные наводящие вопросы, но пересказ составляет сам с незначительными отклонениями от текста, небольшими паузами. Соблюдается связность и последовательность изложения. Языковые средства употребил в соответствии с текстом.
13. Состояние автоматизированной речи - Называние предметов по картинкам - среднечастотные слова (ведро, яблоко, мяч, дерево, велосипед) - Называние предметов по картинкам, низкочастотные слова (носик, шляпка, фляжка, мостик) - Называние действий по картинкам: «Что делают на картинках?» -Речь разборчивая, внятная, с незначительной назализацией, целенаправленная, достаточно содержательная, отражает истинные способности ребенка. - точное наименование, в 4-х случаях поиск и ответ распространенным предложением; распространенным словосочетанием
             

Итоговое речевое заключение: воспитаннику подготовительной группы Александру К. в 2020-2021 учебном году рекомендованы индивидуальные и подгрупповые занятия с учителем-логопедом по коррекционно-развивающей программе логопункта ГБДОУ детского сада №87в группе для детей с фонетическим недоразвитием речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: