Гипотеза: добыча полезных ископаемых открытым и закрытым способом негативно влияет на окружающий мир.




Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1. Осознание поставленной цели.

2. Овладение различными способами решения поставленных задач.

3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте.

4. Поиск различных средств достижения цели.

 

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о полезных ископаемых посредством познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «полезные ископаемые», с внешним видом, их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, нефть, газ).

2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

3. Познакомить детей с профессией – геолог, её назначением, воспитывать уважение к труду взрослых.

4. Стимулировать развитие детской самостоятельности и ответственности в общем деле.

5. Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности.

6. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

 

Ожидаемый результат:

1. Д ети имеют осознанное представление о полезных ископаемых – нефти, природном газе, глине, песке, их функциональном значении, о пользе и вреде, которые они приносит, о людях, чей труд связан с полезными ископаемыми;

2. Дети проявляют любознательность, познавательную активность, проявляют интерес к природе родного края;

3. Родители являются активными участниками образовательных отношений в рамках темы проекта.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.

 

Задачи приоритетной образовательной области:

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии полезных ископаемых, умение обследовать их и называть свойства.

• Формировать умения выделять особенности разных полезных ископаемых, описывать их, сравнивать с другими предметами.

• Расширять знания детей о роли полезных ископаемых в жизни человека.

• Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

.воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»:

• Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе, трудолюбие.

• Вызывать желание довести начатое дело до конца.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологической культуре.

• Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

«Речевое развитие»:

• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

• Совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

• Обогащать словарный запас.

«Художественно-эстетическое развитие»:

• Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.

• Расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.

«Физическое развитие»:

• Развивать ориентировку в пространстве.

• Развивать крупную и мелкую моторику.

Все задачи реализуются через:

• разные виды регламентированной деятельности;

• совместную образовательную деятельность;

• самостоятельную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, формирование умения слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.

Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование.

Новизна проекта состоит в том, что данная программа включает дошкольников в активную познавательную и творческую деятельность, в частности, исследовательскую и художественную через интеграцию образовательных областей, так как экспериментирование - одна из эффективнейших форм обучения дошкольников, позволяющая углублять интересы детей. Процесс экспериментирования не требуют больших материальных и физических затрат, ведь экспериментировать можно все, что угодно.

Ценность проекта заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему в разных видах и формах образовательной деятельности.

Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.

Подготовительный этап:

• экскурсия в музей детского сада с целью ознакомления с полезными ископаемыми;

• составление плана совместной работы с детьми, родителями;

• разработка конспектов ООД; подбор материала и оборудования для ООД, бесед, игр с детьми; пополнение коллекции полезных ископаемых;

• подбор художественного материала, журналов;

• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

.проведение опроса «Знаем ли мы полезных ископаемых?»

Основной этап:

Деятельность в рамках проекта

Познавательно-исследовательское развитие

Беседы:

«Какие бывают полезные ископаемые»;

«Как рождаются полезные ископаемые»;

«Зачем живым существам нужны ископаемые»;

«Простые и ценные камни»;

«Камень – друг или враг»;

Исследовательские работы:

Опыт «Твердость камня».

Опыт «Прозрачность ископаемых»

Опыты «Теплый – холодный, «Тонет – не тонет», «Есть ли в камне воздух».

Рассматривание камней через лупу.

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры).

ОД с элементами экспериментирования «Эти загадочные ископаемые».

Рассматривание энциклопедии «Минералы».

ОД с элементами экспериментирования «Мы – юные исследователи».

Конструирование из цветных камней «Каменный калейдоскоп».

Игра «Сосчитай камешки»,

«Отыщи такой же», «Узнай на ощупь»

Показ презентаций по теме «Полезные ископаемые».

Сказки:

И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки»

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

П. П. Бажов «Хозяйка медной горы».

Рассказ воспитателя о профессиях.

Социально-личностное развитие

Социализация Безопасность Труд

Сюжетно-ролевые игры:

«Ювелир».

«Шахтеры»

Собирание интересных камней на территории детского сада.

Помощь воспитателям в оформлении коллекции камней на группе.

Художественно-эстетическое развитие

Выкладывание узоров разными видами камней.

Выкладывание различных узоров из цветной гальки.

Заключительный этап:

• Выставка детских работ: панно и коллажи из камней;

• Фотовыставка детских работ.

«Полезные ископаемые нашей республики»

Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какая она большая наша республика

Дети: республика Башкортостан

Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мои юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Башкортостана. Республика Башкортостан, как и другие республики нашей страны очень богата полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые добывается в нашей республике.

Ответы детей.(алмаз,золото,серебро,железо,цинк,яшма,песок, глина, известняк)

Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?

Дети: Круг.

Воспитатель: Известняк?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?

Дети: Глина.

Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?

 

Ответы.

Воспитатель: А теперь мы в нашем научном лаборатории проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание, перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?

Ответы детей.

Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?

Ответы детей.

Опыты.

А теперь давайте рассмотрим свойства песка, ведь мы уже знаем что песок тоже полезное ископаемое.

Эксперимент 1. Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел? Какой он песок?

Воспитатель: а сейчас будем рассматривать песчинки через микроскоп. На что похожи песчинки?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрите на экран - это песок со стократным увеличением.это как будто маленькие камушки. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?

 

Ответы детей

2. А теперь давайте проведем эксперимент над глиной и узнаем какая она глина, и для чего люди используют глину?

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.

Ответы детей. Дети: Нет

Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стаканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будьте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок - рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?

Ответы детей.

Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. Атеперь поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: что произошло с песчинками?

Ответы детей.

Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка.

Опыт 1,2. С помощью трубочек создать сильный поток воздуха и подуть на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются.) Потом попробовать подуть на глину. Что произошло? (глина тяжело двигается.) Почему? (Потому что она тяжелая.)

Вывод: Песчинки маленькие, легкие. глина- тяжелая.

3. Сейчас мы проведем эксперимент над известняком ведь он тоже полезное ископаемое. А для этого нам обязательно нужна маска и спецодежда, так как при работе с известняком он выделяет газ…

Физкультминутка.

Воспитатель: Как ребята отдохнули?

Дети: Хорошо. Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые - это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи давайте уточним.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь над этим будут работать маркшейдеры, шахтеры, бульдозеристы, водители и еще много других специалистов, но просто руками не возможно добыть ископаемых, для этого нам необходима техника, то есть машины.

Дети: Машины

Воспитатель: А какие машины, посмотрите?

Ответы детей.

Воспитатель: эти машины где будут работать?(из карьеры будут добывать полезные ископаемые). В нашем районе есть открытые карьеры и шахты. Карьер – это искусственно образованная выемка в поверхности земной коры для добычи залегающего слоя природных ископаемых методом открытой выборки. Как правило, имеет воронкообразную форму, сужающуюся книзу. Территория ограничена образованными плоскостями.... Выработку закрытым способом без снятия верхнего слоя принято называть шахтой. Полезные ископаемые добытые из карьер и шахт отправляется в перерабатывающие комбинаты. Во время перевозки и переработки ископаемых выделяются вредные вещества, а так же предприятия добывающей промышленности оказывают существенное негативное влияние на растения и воду и животному миру. Уничтожаются леса, высыхают реки и озера..Сброс загрязненных и недостаточно очищенных шахтных и карьерных вод в водные объекты приводит к их загрязнению..Ученые давно доказали негативные стороны карьер и шахт.

Результаты работы: В итоге проектной деятельности мы узнали о «Полезных ископаемых»: их появлении, добыче, свойствах, их переработке. Познакомились с профессией «геолог», её важности, о профессиях горнодобывающей промышленности. Просмотрев научные фильмы, мы теперь,знаем какие экологические проблемы есть в нашей республике. Проведя опрос мы узнали о том,что многие ребята не знакомы полезными ископаемыми, но изучив и проводив эксперименты во время работы над проектом, мы увидели положительную динамику.

 

 

Приложение

Конечный опрос. Тема «Как хорошо мы знаем полезных ископаемых».

Участвовали 23 человек.

 

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

1.Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

18 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

Чел.-нет

2.Знаешь ли ты названия полезных ископаемых?

19 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

Чел. нет

3.Знаешь ли ты, как на Земле появились полезные ископаемые?

Чел.- да

Чел.-нет

4.Как человек использует природные материалы?

23 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

Чел. -нет

5.Ты хочешь больше узнать о ископаемых?

Чел.-да

Чел.-нет

 

6.Какие камни тебе нравятся больше, которые ты собираешь или предназначенные для творчества?

15 чел.- предназначенные для творчества

Чел.- собранные мной.

 

 

Диаграмма опроса на конец проектной работы.

 

Начальный опрос. Тема «Как хорошо мы знаем полезных ископаемых».

Участвовали 23 человек.

 

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

1.Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

10 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

Чел.-нет

2.Знаешь ли ты названия полезных ископаемых?

6 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

Чел. нет

3.Знаешь ли ты, как на Земле появились полезные ископаемые?

Чел.- да

Чел.-нет

4.Как человек использует природные материалы?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

Чел. -нет

5.Ты хочешь больше узнать о ископаемых?

Чел.-да

Чел.-нет

 

6.Какие камни тебе нравятся больше, которые ты собираешь или предназначенные для творчества?

20 чел.- предназначенные для творчества

Чел.- собранные мной.

Диаграмма опроса на начало проектной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: