Айвазовский Иван Константинович- биография и картины.
Биография:
Такое имя при крещении получил будущий великий русский художник Айвазовский Иван Константинович. Мальчик любил рисовать с детства, но семья была бедной, и не видать бы России великого художника, если бы не градоначальник Феодосии А.И. Казначеев. Именно с его помощью Айвазовский был принят сначала в гимназию в Симферополе, а затем - в петербургскую художественную Академию. В Петербурге Айвазовский быстро стал "своим": общается с Брюлловым, Глинкой, Крыловым.
Судьбой Айвазовского стало море. Первые морские этюды художник написал еще в Академии, некоторые из них были премированы. Но биография русского художника, возможно, была бы совсем другой, если бы в 1838 году Иван Константинович Айвазовский не отправился бы на два года в Крым. В это время Айвазовский знакомится с будущими морскими героями России - Нахимовым, Лазаревым, Корниловым. Знакомство накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии.
В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.
В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком. Однако жизнь Петербурга пришлась не по душе, поэтому, женившись на Юлии Гревс, художник купил участок земли в Феодосии и переехал туда. В этом браке родились четыре дочери, но через 11 лет супруги разошлись.
Для Феодосии Айвазовский стал не только символом, но и настоящим отцом: при его участии были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой. Умер Айвазовский в 1900 году, в окружении родных и близких людей.
|
Картины:
Девятый вал (1850 год)
Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии. В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: «... дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант!.. уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции! ».
Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он - апогей штормов. За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Озаренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу.
Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский написал целую серию «бурь» (Корабль среди бурного моря, Радуга). Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авторе последнего представителя живописи эпохи романтизма.
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь (1858 год)
Картина "Парусник у берегов Крыма в лунную ночь" написана масляными красками на холсте Иваном Константиновичем Айвазовским в 1858 году. К этому времени величайший художник-маринист уже больше десяти лет живёт в Феодосии, где, на заработанные от продажи своих полотен деньги, открыл школу искусств, которая впоследствии принесла славу Новороссийской губернии (ныне территория Молдавии и Украины) и стала одним из её художественных центров.
|
В середине композиции трёхмачтовый парусник. Море без движения, спокойное, тихое, не предвещающие бури – только лёгкое колебание водной поверхности, выдающее в нём жизнь. На корабле спущены паруса. Он, так же как и море, недвижим. Кажется, будто природа и человек уже не соперничают друг с другом, а, напротив, сливаются в одно целое.
Статичность картины подчёркнута горной грядой, расположенной на дальнем плане – прямо за кораблём. Горы, разрушающие линейность горизонта, как бы говорят о том, что не всё в мире так просто и гладко, даже если на первый взгляд выглядит именно так.
Цвета на картине – все оттенки синего: от нежно голубого до чуть ли не переходящего в чёрный, почти смоляной. Что удивительно, многообразие оттенков одного цвета, символизирующего чувственную сторону жизни всего сущего, доносят до зрителя простую истину: у любви множество граней независимо от того, способен человек воспринимать их или нет.
Бриг «Меркурий»
Картина была написана много позже описываемых ею событий. Посвящена она сражению во время русско-турецкой войны, когда своим героическим поведением отличился маленький и тихоходный бриг «Меркурий».
Издалека полотно можно принять за мирный морской пейзаж с тремя красивыми деревянными кораблями, буквально летящими на всех парусах по не слишком спокойному, но не бурному морю. На деле не все так благополучно и спокойно.
|
Сцена действия впечатляет своей монументальностью: два огромных турецкий линейных корабля в буквальном смысле зажали в тиски кажущийся против них очень маленьким и беззащитным бриг. Казалось бы, ситуация патовая и «Меркурий» обречен. Но экипаж принял решение дать бой и вышел из него победителем — и турецкий флагман, и второй большой корабль потеряли мачты, не смогли маневрировать и были вынуждены позорно покинуть поле сражения. Вот так отставший от своей эскадры небольшой парусник продемонстрировал героическую природу русских моряков — они умирают, но не сдаются.
На полотне отражен самый кульминационный момент военно-морской драмы. «Меркурий» с обоих бортов атакуют вражеские корабли, а он наносит в ответ им пушечные удары. Вдали виднеются призрачные силуэты эскадры. Тревожность события подчеркивают тяжелые темные грозовые тучи и неспокойное море, словно волнующееся из-за происходящего события.
Не нужно говорить, насколько великолепно и тонко изображено мастером море и небо. Вся картина просто дышит морской свежестью, несмотря на общий трагизм ситуации. В конце концов, море вечное, на своем веку оно видело различные битвы и совершенно равнодушно к маленьким и большим человеческим трагедиям. А на «Меркурии», который по всем меркам должен быть потоплен вражескими судами, погибли только четверо русских моряков.
Лунная ночь
При своих небольших размерах эта картина поражает размахом и величием запечатленной сцены. Большой корабль с распущенными парусами направляется в сторону гостеприимного красивого острова — любимого места отдыха римских императоров и последующих многочисленных правителей. Сам остров виднеется вдали, его очертания четко видны на фоне темного неба и моря, ярко освещенные лучами полной луны.
К борту большого судна на переднем плане пристала маленькая лодка, возможно, это команда собирается на берег или же местные торговцы подплыли, чтобы продать морякам свою продукцию или поставить им воду и продовольствие. На переднем плане еще одна низкая шлюпка с людьми, которые внимательно смотрят в сторону крупного корабля. Можно предположить, что на этом судне находится важное лицо, которое заинтересовало своим прибытием местных жителей или проплывавших мимо рыбаков.
Это судно не одиноко у берегов Капри. На дальнем плане стоит на якоре двухмачтовый корабль со свернутыми парусами, похоже, он находится на рейде. Вдоль всего побережья разбросано несколько маленьких парусников — это рыбаки вышли на ночной лов рыбы, которой богаты здешние прибрежные воды.
Впечатляет цветовая гамма полотна. Огромная изобразительная задача решена при помощи достаточно скромной и сдержанной палитры. Преобладают все оттенки синего и голубого цвета, а нужную степень контраста придает холодный желтый свет луны, заливающий своим сиянием окрестности Капри.
Ночное море тихое и спокойное, подернутое небольшой рябью. Оно украшено размытой дорожкой лунного света, придающего полотну перспективу и объемность. То же самое делают и виртуозно изображенные облака — большие, пушистые и легкие, они как театральные занавеси обрамляют картину тихой лунной ночи на благословенном острове Капри.
Лунная ночь. Купальня в Феодосии
Ночное безмолвие окутывает море, небо и побережье, погружая мир в беспроглядную тьму, извечную и абсолютную. Но выходит на небо луна – и мир освещается призрачным светом ночного светила. Удивительные ночные краски по-новому заставляют увидеть привычный пейзаж. Зеленовато-золотистая палитра освещённого неба и лунной дорожки на фоне окружающей ночной темноты делает этот пейзаж таинственным и завораживающим.
Мистическая красота картины Айвазовского "Лунная ночь. Купальня в Феодосии" притягивает сочетанием необычного колорита, ощущением удивительного спокойствия, повисшего в недвижимом воздухе. Море – как жидкое зеркало, отражающее призрачное, светлячковое сияние луны. Оно кажется потусторонним, в отличие от тёплого света человеческого жилья.
Где-то далеко, в туманной дымке спит город и дремлют корабли с спущенными парусами. Мир недвижим. Кажется, что мы слышим звенящую тишину, разлитую над ночным морем в Феодосии.