Живая природа (животный мир)




Картотека дидактических игр экологического содержания для старшего дошкольного возраста

Составила:

Воспитатель

Елпатова М.Н.

Живая природа (животный мир)

Название игры Задачи Ход игры Усложнение (2 вариант)
1. «Прилетели птицы». уточнить представление о зимующих и перелетных птицах, совершенствовать умение классифицировать различные классы живых организмов Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? (мухи) - А мухи это кто? (насекомые) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают.. Прилетели птицы:Голуби синицы,Галки и стрижи,Чибисы, стрижи,Аисты, кукушки,Даже совы – сплюшки,Лебеди, скворцы.Все вы молодцы.   Хлопать нужно только когда произносят а) название зимующих птиц; б) название перелетных птиц  
2. «Звери, птицы, рыбы»   Совершенствовать умение классифицировать животных, птиц, рыб Распределить карточки,на которых животные, птицы, рыбы по трем полям: рыбы – на синее, звери – на красное, птицы – на зеленое. Воспитатель раскладывает карточки на поля неправильно, а дети исправляют ошибки Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (Называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
3. «Земля, вода, воздух».   Совершенствовать умение соотносить среду обитания и животных, птиц, рыб Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.   Игра –наоборот: воспитатель называет название животных. Птиц, рыб, а дети называют их среду обитания
4. «Сложи животное» Способствовать закреплению знаний детей о домашних животных и их детенышах. Учить описывать по наиболее типичных признаках.   Берутся картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах). Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, складывают животное   Дети должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
5. «Четвертый лишний» Способствовать закреплению знаний детей о насекомых. Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

 

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану). Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.  
6. «Чудесный мешочек» Содействовать развитию познавательного интереса, закреплению знаний детей, чем питаются звери. В мешочке находятся муляжи: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, и кто данным кормом питается.   Назвать: А) назвать чем еще может питаться данное животное Б) назвать еще животное, которое может питаться этим кормом  
7. «Что я за зверь?» Содействовать закреплению знаний о животных Африки, развитию фантазии В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать Отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.  
8. «Кто где живёт» Содействоватьзакреплению знаний о животных и местах их обитания у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю  
9. «Летает, плавает, бегает» Содействовать закреплению знаний об объектах живой природы воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.    
10. «Цепочка» Уточнить знания детей об объектах живой и неживой природы у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.    
11. «Лягушка – путешественница»     А) « Лягушечьи загадки»   Б) «Любопытная лягушка» Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.   Побуждать классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.     Побуждать выявлять взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы. Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие животные, животные севера и жарких стран, птицы, насекомые; растения: ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь, схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима, кубик, пуговицы - лягушки, фишки - насекомые. Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например: на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти», на правой - «копыта». Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные») Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например: Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т. д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса», тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например: лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.) «Маленькие хитрости» Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например: У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)  
12. «Я знаю».   Содействовать закреплению знаний о природе, способствовать развитию познавательного интереса.   дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.    
13. «Что это такое?»   Содействовать закреплению знаний о живой и неживой природе, развитию мышление Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.    
14. «Узнай птицу по силуэту».   Содействовать закреплению знаний о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.   детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.   К каждой угаданной птице добавляют рассказ о ней, об ее образе жизни.
15. «В зимней столовой»   Содействовать закреплению знаний детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.   Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.    
16. «Угадай, чей хвост»   Побуждать анализировать, закреплять умение различать и называть животных.   Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для неподходящий хвост.   Воспитатель раздает неправильные сочетания «хвостов» и мордочек и дети должны исправить
17. «Способы питания животных»   Содействовать закреплению знанийо классах животных (хищники, растительноядные, всеядные), упражнять в распределении животных по питанию.   3 плотных листа бумаги (зеленый, красный, пестрый), набор картинок с изображением разных животных. Воспитатель спрашивает детей. Как называются животные, которые питаются животными? Дети: Хищники - Как называются животные, которые едят растения? Дети: Растительноядные - Как называются животные, которые питаются растениями и животными? Дети: Всеядные Воспитатель раскладывает цветную бумагу на некотором расстоянии друг от друга и дает детям задание: правильно рассадить предложенных животных за «обеденные» столы (хищников за красный стол, растительноядных за зеленый, всеядных за пестрый стол). Дети берут по одной картинке и относят их к соответствующим «обеденным» столом.     Игра-соревнование: 3 команды, кто быстрее разложит карточки правильно. Или воспитатель раскладывает зверей по цветным полям неправильно, а дети должны исправить ошибки
18. «Кто поможет малышу?» уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.    
19. «Лесные жители » Совершенствовать умение различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных. Картинки животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных. Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.Назови животных. Где они живут?Выбери и опиши животного по схеме.Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья) Подбери животным их домики. Кто где живет?Чем питаются животные? Выбери картинки.    
20. « Что было бы, если из леса исчезли…» Обогащать экологические представления детей о взаимосвязях в природе Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.    
21. «Домашние и дикие животные» Способствовать закреплению понятий «домашние» и «дикие» животные, представления об особенностях жизни этих животных(где живут, чем питаются, способпередвижения) Игра-лото. Имеются карточки с изображением диких и домашних животных, нужно заполнить поля карточки. Если у ребенка, попадается нужная карточка с животным, он рассказывает какое это животное Рассказ усложняется: ребенок рассказывает чем питается и способ передвижения
22. «Птицы нашего края» Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц. Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
23. «Кто это?» Способствовать развитию сенсорики, совершенствовать умение узнавать животных и место его обитания на планете Ящик ощущений, географическая карта, фигурки животных. Ребенок определяет на ощупь, фигурка какого животного находится в ящике ощущений, описывает его. Когда вынимает и правильно отгадывает, находит ему место на карте
24. «Кто где зимует» Способствовать закреплению знаний о зимовке насекомых, зверей, птиц Круги с изображением насекомых и мест зимовки. Ребенок выбирает насекомое, птицу или животное и выкладывает рядом карточки с местом зимовки  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: