№ | Название игры | Задачи | Ход игры | Усложнение(2 вариант) |
1. | «Вершки-корешки» | Совершенствовать умение детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. | Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и | На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно. |
2. | «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) | Побуждать детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р. | Воспитатель: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки. | Воспитатель загадывает загадки об овощах и фруктов. А дети должны отгадать и на ощупь выбрать нужный фрукт или овощ. |
3. | «Где, что зреет» | Побуждать детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями | Нужно подобрать парные картинки плоды и листья одного растения (например, ветка яблони и яблоко) | Выкладываются плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка |
4. | «Собери урожай» | Совершенствовать умение классифицировать фрукты и овощи | Картинки овощей и фруктов нужно распределить в 2 корзинки | Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно |
5. | «Найди дерево по семенам» | Содействовать закреплению представленийдетей о семенах деревьев и кустарников, совершенствовать умение подбирать их по принадлежности к одному растению. | Парные картинки деревьев и их семян, найти нужные | Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно |
6. | «Разведчики» | Способствовать закреплению знаний о цветах, их названий, классифицировать на группы: садовые, полевые, луговые, комнатные | воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами. | Проводится на участке дети ищут определенные растения и рассказывают все, что знают о данном растении |
7. | «Что в корзинку мы берем». | Способствовать закреплению знаний детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Совершенствовать умение различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. | Картинки овощей и фруктов, ягод, картина огорода и леса. Дети распределяют растения в соответствии с местом их произрастания. | У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. |
8. | «С какой ветки детки?» | Содействовать закреплению представленийдетей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.(карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.) | Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. | Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно |
9. | «Угадай, что где растет». | уточнить представлений детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Материалы: мяч. | Картонный круг разделен на сектора: луг. Поле, лес, огород, сад. Нужно разложить картинки растений на места их произрастания | дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. |
10. | «Весной, летом, осенью». | уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. | . Картонный круг разделен на сектора: лето, осень, зима, весна. Нужно разложить картинки растений на места их произрастания | дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение |
11. | «Съедобное – несъедобное». | закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. | Картинки грибов, бумажная корзинка. В корзинку нужно положить картинки только съедобных грибов | на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку |
12. | «Цветочный магазин». | Совершенствовать умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других., группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. | На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. | Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. |
13. | «Узнай и назови». | Способствовать закреплению знаний о лекарственных растениях | Среди картинок растений отобрать только те, которые ребенок считает лекарственным и объяснить свой выбор | воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей). |
14. | «Назовите растение». | Содействовать закреплению знаний о комнатных растениях | Среди картинок растений отобрать только те, которые ребенок считает комнатными и объяснить свой выбор | воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.? |
15. | «Какого растения не стало?» | Способствовать развитию памяти | На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. | |
16. | «Наши растения» | Способствовать закреплению названий цветов и уточнения, где они растут, какую пользу приносят человеку. | У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший растение получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте | |
17. | «Чудо-дерево». | Содействовать закреплению знаний детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях. | игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести. Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек. | |
18. | «Кто дружит с деревом?» | Содействовать закреплению представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга. | панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает - почему это животное дружит с деревом. Например:Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор. |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
№ | Название | Задачи | Ход игры | Усложнение(2 вариант) | ||||
1. | Игра с мячом «Воздух, земля, вода» | Содействовать закреплению знанийдетей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. | Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. | Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. | ||||
2. | .«Природа и человек» | Содействовать закреплению и систематизациизнанийдетей о том, что создано человек и что дает человеку природа | Картинки с изображением предметов, созданных человеком (дома, заводы, орудия труда, предметы быта) и природой(лес, уголь, нефть, газ). Детям предлагается разложить карточки на 2 поля, на которых изображены человек и природа. | воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход | ||||
3. | «Выбери нужное». | Содействовать закреплению знаний о природе, развитию мышления, познавательной активности | на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д. | |||||
4. | «Когда это бывает?» | Совершенствовать умение детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений | Круг, разделенный на 4 части с изображением 4 времени года и картинки-символы, на которых нарисованы символы разных сезонных явлений. Детям нужно разложить соответствующие картинки по соответствующим временам года | на каждого ребенка картинки с пейзажа разного времени года воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
| ||||
5. | «Где снежинки?» | Содействовать закреплению знанийо различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. | : карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
| Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень). | ||||
6. | «Что из чего сделано?» | Совершенствовать умение детей определять материал из которого сделан предмет обогащать представления о свойствах и качествах предметов | деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д. Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. | Добавить в рассказ про каждый предмет какими свойствами он обладает | ||||
7. | «Береги природу» | Содействовать закреплению знаний об охране объектов природы | на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. | Выстраивать из картинок самостоятельно экологические цепочки | ||||
8. | «Ходят капельки по кругу». | Содействовать закреплению знаний о круговороте воды в природе. | Картина ландшафта, пластик, магниты. Ребенок перемещает капельку в разные места ландшафта и рассказывает о круговороте воды | Результатом коллективного сочинения могут быть сказки и рассказы | ||||
9. | «Живое – неживое». | Содействовать закреплению знаний о живой и неживой природе | На столе разложены картинки с изображением предметов живой и неживой природы детям предлагается распределить на две группы и объяснить почему данный предмет относится именно к этой группе | воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают. | ||||
10. | «Полезные – неполезные». | Содействовать закреплению знанийпонятия полезные и вредные продукты. | карточки с изображением продуктов. Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д. | Составить из полезных продуктов меню для кукол: завтрак, обед, ужин | ||||
11. | «Времена года» | Совершенствовать умение детей различать признаки времен года. | Кубики. На каждой грани кубика изображено природное явление, характерное для одного из сезонов года. Ребенок подбирает кубики так, чтобы получилась пирамидка. При этом все рисунки, расположенные с одной стороны, должны относиться к одному времени года | Игры- соревнования, кто быстрее составит определенное время года | ||||
12. | «Откуда эта горсть земли?» | Совершенствовать умение находить соотносить природный материал с природным ландшафтом, из которого он был взят. | Картонные лепестки с изображением ландшафтов, мешочки с песком, глиной, камешками, почвой. Ребенок берет мешочек, объясняет, что в нем находится, кладет мешочек на лепесток с изображением ландшафта, рассказывает, где можно обнаружить такой песок(камешки, глину, почву0 | Воспитатель раскладывает мешочки с природным материалом неправильно. Дети исправляют ошибки и раскладывают правильно | ||||
13. | «Правила друзей природы» | Систематизировать знания, формировать нравственно-оценочного опыта поведения в природе | Картонные круги с природоохранными знаками, бумажные листья с описанием правил. Педагог зачитывает правило, дети находят подходящий знак, надевают его и объясняют содержание рисунка | |||||
14. | «Чистая река» | Обогащать экологические представления, систематизировать знания об разнообразии живых объектов водоема, побуждать к экологически ориентированной деятельности | Ящик, полоски синей ткани(река), удочка с магнитом, фигурки разных животных и рыб, разные виды мусора. Ребенок вылавливает из ящика один предмет и объясняет, нужен ли он чистой реке, после чего он кладет его на синюю ткань(если это водное животное), или откладывает в сторону, если это мусор или животное суши. |
Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми. Представления об окружающем мире. Издательство «Экзамен, 2016