Живая природа (растительный мир)




Название игры Задачи Ход игры Усложнение(2 вариант)
1. «Вершки-корешки» Совершенствовать умение детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей.   Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно.  
2. «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) Побуждать детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.   Воспитатель: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.   Воспитатель загадывает загадки об овощах и фруктов. А дети должны отгадать и на ощупь выбрать нужный фрукт или овощ.
3. «Где, что зреет» Побуждать детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями Нужно подобрать парные картинки плоды и листья одного растения (например, ветка яблони и яблоко) Выкладываются плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка
4. «Собери урожай» Совершенствовать умение классифицировать фрукты и овощи Картинки овощей и фруктов нужно распределить в 2 корзинки Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно
5. «Найди дерево по семенам» Содействовать закреплению представленийдетей о семенах деревьев и кустарников, совершенствовать умение подбирать их по принадлежности к одному растению. Парные картинки деревьев и их семян, найти нужные Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно
6. «Разведчики» Способствовать закреплению знаний о цветах, их названий, классифицировать на группы: садовые, полевые, луговые, комнатные воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами. Проводится на участке дети ищут определенные растения и рассказывают все, что знают о данном растении
7. «Что в корзинку мы берем».   Способствовать закреплению знаний детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Совершенствовать умение различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.   Картинки овощей и фруктов, ягод, картина огорода и леса. Дети распределяют растения в соответствии с местом их произрастания.   У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
8. «С какой ветки детки?» Содействовать закреплению представленийдетей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.(карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.)   Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.   Воспитатель раскладывает с ошибками, детям их нужно исправить, разложить правильно
9. «Угадай, что где растет».   уточнить представлений детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Материалы: мяч.   Картонный круг разделен на сектора: луг. Поле, лес, огород, сад. Нужно разложить картинки растений на места их произрастания дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.  
10. «Весной, летом, осенью».   уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. . Картонный круг разделен на сектора: лето, осень, зима, весна. Нужно разложить картинки растений на места их произрастания   дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение
11. «Съедобное – несъедобное».   закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.   Картинки грибов, бумажная корзинка. В корзинку нужно положить картинки только съедобных грибов на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку  
12. «Цветочный магазин».   Совершенствовать умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других., группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.   Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.  
13. «Узнай и назови».   Способствовать закреплению знаний о лекарственных растениях Среди картинок растений отобрать только те, которые ребенок считает лекарственным и объяснить свой выбор воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).  
14. «Назовите растение».   Содействовать закреплению знаний о комнатных растениях Среди картинок растений отобрать только те, которые ребенок считает комнатными и объяснить свой выбор воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?  
15. «Какого растения не стало?»   Способствовать развитию памяти На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.    
16. «Наши растения» Способствовать закреплению названий цветов и уточнения, где они растут, какую пользу приносят человеку. У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший растение получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте  
17. «Чудо-дерево».   Содействовать закреплению знаний детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях. игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести. Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.    
18. «Кто дружит с деревом?»   Содействовать закреплению представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга. панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает - почему это животное дружит с деревом. Например:Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.  

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Название Задачи Ход игры Усложнение(2 вариант)
1. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»   Содействовать закреплению знанийдетей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.   Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.  
2. .«Природа и человек» Содействовать закреплению и систематизациизнанийдетей о том, что создано человек и что дает человеку природа   Картинки с изображением предметов, созданных человеком (дома, заводы, орудия труда, предметы быта) и природой(лес, уголь, нефть, газ). Детям предлагается разложить карточки на 2 поля, на которых изображены человек и природа. воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход
3. «Выбери нужное».   Содействовать закреплению знаний о природе, развитию мышления, познавательной активности на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.    
4. «Когда это бывает?»   Совершенствовать умение детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений Круг, разделенный на 4 части с изображением 4 времени года и картинки-символы, на которых нарисованы символы разных сезонных явлений. Детям нужно разложить соответствующие картинки по соответствующим временам года на каждого ребенка картинки с пейзажа разного времени года воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

 

5. «Где снежинки?»   Содействовать закреплению знанийо различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.   : карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

 

Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).  
6. «Что из чего сделано?»   Совершенствовать умение детей определять материал из которого сделан предмет обогащать представления о свойствах и качествах предметов деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д. Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.   Добавить в рассказ про каждый предмет какими свойствами он обладает
7. «Береги природу» Содействовать закреплению знаний об охране объектов природы на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.   Выстраивать из картинок самостоятельно экологические цепочки
8. «Ходят капельки по кругу».   Содействовать закреплению знаний о круговороте воды в природе. Картина ландшафта, пластик, магниты. Ребенок перемещает капельку в разные места ландшафта и рассказывает о круговороте воды Результатом коллективного сочинения могут быть сказки и рассказы
9. «Живое – неживое».   Содействовать закреплению знаний о живой и неживой природе На столе разложены картинки с изображением предметов живой и неживой природы детям предлагается распределить на две группы и объяснить почему данный предмет относится именно к этой группе воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.  
10. «Полезные – неполезные».   Содействовать закреплению знанийпонятия полезные и вредные продукты.   карточки с изображением продуктов. Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.   Составить из полезных продуктов меню для кукол: завтрак, обед, ужин
11. «Времена года» Совершенствовать умение детей различать признаки времен года. Кубики. На каждой грани кубика изображено природное явление, характерное для одного из сезонов года. Ребенок подбирает кубики так, чтобы получилась пирамидка. При этом все рисунки, расположенные с одной стороны, должны относиться к одному времени года Игры- соревнования, кто быстрее составит определенное время года
12. «Откуда эта горсть земли?» Совершенствовать умение находить соотносить природный материал с природным ландшафтом, из которого он был взят. Картонные лепестки с изображением ландшафтов, мешочки с песком, глиной, камешками, почвой. Ребенок берет мешочек, объясняет, что в нем находится, кладет мешочек на лепесток с изображением ландшафта, рассказывает, где можно обнаружить такой песок(камешки, глину, почву0 Воспитатель раскладывает мешочки с природным материалом неправильно. Дети исправляют ошибки и раскладывают правильно
13. «Правила друзей природы» Систематизировать знания, формировать нравственно-оценочного опыта поведения в природе Картонные круги с природоохранными знаками, бумажные листья с описанием правил. Педагог зачитывает правило, дети находят подходящий знак, надевают его и объясняют содержание рисунка  
14. «Чистая река» Обогащать экологические представления, систематизировать знания об разнообразии живых объектов водоема, побуждать к экологически ориентированной деятельности Ящик, полоски синей ткани(река), удочка с магнитом, фигурки разных животных и рыб, разные виды мусора. Ребенок вылавливает из ящика один предмет и объясняет, нужен ли он чистой реке, после чего он кладет его на синюю ткань(если это водное животное), или откладывает в сторону, если это мусор или животное суши.    

Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми. Представления об окружающем мире. Издательство «Экзамен, 2016



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: