РЕМОНТ СНАРЯЖЕНИЯ В ПОХОДЕ. Ремонтные работы – неизбежная сторона туристской жизни в походе
Ремонтные работы – неизбежная сторона туристской жизни в походе. Рано или поздно что-то изнашивается и рвется, что-то не выдерживает и ломается, что-то требует подгонки или переделки. Ни один вечер в походе не обходится без ремонта одежды или снаряжения. Иногда такие работы приходится проводить днем во время движения, прерывая маршрут. Все туристское снаряжение требует бережного отношения. От этого зависит срок его службы, надежность в эксплуатации, внешний вид, а порой и успех похода. Поэтому весь основной инвентарь для путешествия (палатка, спальные мешки, лыжи, рюкзаки, обувь, одежда) готовят, подгоняют и опробывают перед походом, постоянно осматривают и своевременно ремонтируют во время путешествия.
Чем лучше группа подготовилась к походу, чем ответственней и предусмотрительней ведут себя в походе участники туристской группы, тем быстрее будет продвижение, тем меньше времени будет отрываться на различные ремонты от необходимого отдыха. Любые ремонтные работы в зимнем походе – хлопотные и затяжные мероприятия из-за холода на улице, тесноты в палатке или отсутствия материальной базы для ремонтных работ. Опытные туристы тщательно готовят свое снаряжение к походу, стараются предусмотреть все мелочи, поэтому в походе они вообще почти не притрагиваются к личному снаряжению.
Все мелкие и текущие ремонты делают сами туристы, сложные и трудоемкие – под руководством ремонтника группы, в качестве которого выбирается или назначается самый умелый участник. Все ремонтные работы должны проводиться своевременно, чтобы снаряжение не портилось окончательно и не выходило из строя. Поэтому, как бы не устали за день участники похода, вечером ремонтник и руководитель должны проконтролировать, что все приведено в порядок. Для устранения неполадок снаряжения, туристская группа берет с собой в поход ремонтный набор, в котором предусматривается запасные части, инструменты и материалы. Список ремонтного набора составляется ремонтником, дополняется и утверждается руководителем. В основном он состоит из предметов для ремонта лыж и швейного набора.
|
Инструменты в ремонтном наборе должны быть крупными, чтобы ими можно было работать на морозе в варежках. А чтобы они не затерялись в снегу, в рукоятках предметов ремнабора просверливают отверстия диаметром 3-5 мм и привязывают тонкие маркировочные ленты красного цвета длиной 35-40 см. Вес ремонтного набора для походов выходного дня обычно не превышает одного килограмма, для многодневных и категорийных походов – 2-2,5 кг.
Какое снаряжение может сломаться в походе?
«Если вы не можете починить вещь с помощью скотча, значит у вас просто мало скотча!» — истина, к которой мы еще не раз вернемся. А если без шуток, то от поломки снаряжения в походе, к сожалению, никто не застрахован. Кто виноват — тот виноват, а вот что делать мы сейчас разберем. Если следовать правилу “Все, что может сломаться, обязательно сломается”, то выйти из строя у нас может:
Рюкзак
Самые популярные травмы у рюкзаков – это:
· обрыв лямок и строп,
· поломка или потеря фастексов,
· сломанные молнии,
· разрывы ткани рюкзака.
И если большинство проблем можно устранить при помощи иголки, прочной капроновой нити или самоклеящихся заплаток (либо армированного скотча, при их отсутствии), то с молниями все чуть сложнее. Тем не менее в походных условиях мы можем починить заедающую молнию (натерев ее кусочком восковой свечи), расходящуюся молнию (чуть поджав плоскогубцами бегунок по краям), зашить порванную, а так же вернуть на место вылетевший бегунок, подшив потом конец молнии. В случае более серьезного ремонта, проще молнию зашить и не использовать, а по возвращении обратиться в специализированную мастерскую.
|
Значительную проблему в походе может создать поломка поясного фастекса. И на этот случай в личном ремнаборе обязательно должен быть запасной, на замену. Также не лишней будет запасная стропа на случай повреждения рюкзачных строп от истирания. Скажем откровенно - чинить рюкзак в походе штука романтичная, но не всегда приятная. Поэтому важно ещё до похода выбрать правильный рюкзак.
Палатка
Популярные поломки походного домика:
· поломка стойки,
· повреждение тента или дна,
· разрыв москитной сетки,
· порванные оттяжки.
Экстренно починить разрывы тента можно с опять же с помощью армированного скотча либо самоклеящихся заплаток. Для нежной москитной сетки лучше использовать специальные заплатки. Но при их отсутствии можно воспользоваться и обычными самоклеящимися, дополнительно проклеив их по контуру.
При повреждении каркаса палатки нам необходим либо запасной сегмент стойки (как правило, идущий в комплекте с палаткой), либо шина для ремонта стойки. В случае отсутствия и того и другого можно попробовать соорудить недостающий элемент из подручных материалов, например палки (обработав ее) и нашего незаменимого армированного скотча. По возвращении необходимо произвести полноценный ремонт в домашних условиях либо отдать в специализированную мастерскую.
|
Важно понимать, что палатки бывают разные: кемпинговая однослойная палатка, подходящая для похода на выходные, совсем не сгодится для автономного похода на Камчатку. Выбирайте палатку правильно: подумайте какой силы ветер и дождь могут быть на маршруте, придётся ли вам носить палатку в рюкзаке или она будет ехать на лошадях. Если вы используете палатку в соответствии с выбраным походом, то и чинить её вряд ли придётся.
Тент
Здесь у нас два варианта повреждений:
· оторванные оттяжки и разрыв мест их крепления,
· прожженная и разорванная ткань.
В данном случае решить большинство проблем нам поможет армированный скотч или самоклеящиеся заплатки для ремонта полотна тента, а так же капроновая нить с иголкой и запасная веревка, если речь идет о креплении оттяжек. Чтобы поверждения на тенте встречались реже, - растягивайте тент правильно.
Надувные и самонадувающиеся коврики
Главной проблемой здесь являются проколы. Практически ко всем коврикам прилагаются наборы, с помощью которых можно осуществить ремонт. Если же его нет, то худо-бедно заклеить прокол можно опять же с помощью армированного скотча.
Спальник
Самые частые травмы у спальников:
· различные повреждения молнии,
· разрыв ткани.
Вопросы с разрывами мы решаем просто – зашить или поставить заплатку, а может и то и другое. К молнии у нас традиционно вопросов больше. Помним, что если заедает, можем натереть кусочком восковой свечи, а если расходится, то можно поджать края бегунка плоскогубцами. А вот что делать, если бегунок сломался окончательно и восстановлению в походных условиях не подлежит? Зашить молнию примерно до половины (главное, чтобы вы могли залезть и вылезти из него максимально комфортно), а в качестве застежек верхней половины молнии старожилы советуют использовать булавки. Этот способ может быть не очень безопасным, будьте аккуратны.
Одежда
Здесь, аналогично спальникам, могут приключиться:
· повреждения молнии,
· разрывы ткани.
И мы уже знаем, что с этим делать. А еще в этом пункте может внезапно пригодиться обычная бельевая резинка для самых разных целей. Например затянуть широкие рукава куртки в холод и дождь.
Обувь
К чему здесь надо быть готовым:
· трещины или оторвавшаяся подошва,
· разрывы на поверхности ботинка,
· не вернулись после просушки у костра (epic fail…)
Починить трещины подошвы нам поможет проволока, из которой мы делаем соединяющие скобы. Пришить отлетевшую подошву можно с помощью шила, сапожной иглы и вощеных ниток. А иногда проще и надежнее это сделать, перемотав ботинок армированнным скотчем. Устранить внешние повреждения ботинка можно с помощью заплаток из специальной ткани. А починить вылетевшие лямки сандалий можно, заклеив их клеем внутри подошвы и прошив нитками сверху. Все эти манипуляции зачастую сложно выполнять в полевых условиях, поэтому часто походники используют только армированный скотч и клей.
Газовая горелка
Тут стоит отметить, что сломать газовую горелку сложно, а починить ее в походных условиях еще сложнее. Поэтому проблему лучше предотвратить заранее, зная возможные варианты поломки:
· засор форсунки,
· износ резиновых прокладок,
· неисправность соединительного шланга,
· неисправность пьезоподжига,
· оплавление внешней поверхности форсунки или арматуры.
Положа руку на сердце - мало кто сможет починить горелку в походе, поэтому проще взять запасную горелку типа brs-3000t с Али-экспресса, стоит 1000р, весят 25 грамм и спасет в случае поломки основной горелки.