Программа по русскому языку




Дайте определение практического метода в обучении русскому языку. Вставьте пропущенные слова

Упражнение - это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний.

Как называется этот вид практического метода? (упражнение или познавательная задача - пишите в ответе)

Задание 1. Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

1. Как только я кивну, сразу опускай занавес.

2. Карандаш – не краски, так выразительно не получится.

3. Ты успеешь написать сочинение до конца недели?

4. Светает.

5. Не бойся, она не кусается.

Ответ: упражнение

Задание 2. Ученик сказал, что в данном тексте есть два производных предлога, которые являются однозначными, и несколько нспроизводных предлогов, которые являются многозначными. Согласитесь ли вы с этим? Докажите ваш ответ.

Ответ: познавательная задача


Задание 3. Как вы думаете, есть фразеологизм или фразеологизмы в следующем отрывке из басни И.А. Крылова?

А Мишенька и ухом не ведёт:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу тёплую забрался

И лапу с мёдом там сосёт,

Да у моря погоды ждёт.

И.А. Крылов. Медведь у пчёл

Ответ: познавательная задача

Задание 4. Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление): Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.

Ответ: упражнение

3. Опираясь на таблицу видов упражнений (ниже таблица 1), распределите виды упражнения по группам (цифры названий видов упражнений расставлены – только выбираете из трех видов упражнений и вписываете цифру, может быть две цифры упражнений):

1. учебно-языковые;

2. правописные;

3. речевые.

 

1.Орфографический разбор, 2 анализ текста, 3. объяснительный диктант, 4. нахождение имен существительных, 5. синтаксический разбор, 6. распределительный диктант, 7. изложение, 8. выборочное списывание, 9.определение лексического значения слова, 10. фонетический разбор, 11.определение видов односоставных предложений, 12. немой диктант, 13. пунктуационный разбор, 14. сочинение-описание, 15. нахождение орфографических ошибок, 16. определение слитного или дефисного написания. 17. заполнение таблицы по разрядам имен прилагательных. 18. образование кратких прилагательных от полных. 19. Конструирование (составление) предложений. 20. составление схемы предложения. 21. редактирование текста. 22. составление словосочетаний.

Например, 1 (орфографический разбор – 2 (правописные), …

221; 3 (уч-языковое, речевое)

 

1-2 12-2
2-1 13-2
3-2 14-2,3
4-1 15-2
5-1 16-2
6-2 17-1
7—2,3 18-1
8-2 19-1,3
9-1,3 20-1
10-1 21-3
11-1 22-1,3

 

Приведите пример задания упражнения на один из перечисленных видов упражнений (п.2)

Например,

Составление словосочетаний – Составьте словосочетания прилагательное+сущ, местоимение +сущ, чтобы они соответствовали типу связи согласования.

 

 

Ответ: Прочитайте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

 

Начались школьные к..никулы. Р..бята поехали в спортивный лаг..рь «В..сток», в д..ревню. Много н..рода собирается здесь.

 

Таблица 1. Упражнения по русскому языку

(М.Т. Баранов. Умения и навыки в школьном курсе русского языка //РЯШ. 1979. № 4; Выбор упражнений для формирования умений и навыков //РЯШ. 1993. № 3.)

 

Тип упражнения Группы упражнений Виды упражнений
1. учебно-языковые 1) опознавательные (выделение отдельных языковых явлений); 1. Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду. 2. Узнавание в дидактическом материале изучаемого языкового явления. 3. Подбор примеров.
2) классификационные (нахождение групп, разрядов языковых и речевых явлений); 1. Определение основы группировки языковых явлений. 2. Заполнение готовой таблицы примерами. 3. Распределение языковых явлений на группы по данной основе. 4. Группировка языковых явлений, данных вперемежку. 5. Составление таблиц и заполнение их примерами. 6. Нахождение и исправление ошибок в группировках.
3) аналитические(полный разбор языковых или речевых явлений); Фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы
  2. правописные (орфографические и пунктуационные) 1) нахождение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков; 1. Нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях – пунктуационно-смысловых отрезков. 2. Называние всех орфограмм в словах, пунктуационно-смысловых отрезков в предложении.
2) правильное написание слов с изученными орфограммами и правильная расстановка знаков препинания; Специальные: 1а. Списывание (простое и осложненное). 1 б. Диктант (диктант полный, с изменением формы слов и выборочный, диктант по памяти, или самодиктант) Неспециальные: творческий и свободный диктант, изложение, сочинение, конструирование, подбор слов на одну смысловую тему.
3) обоснование выбора орфограмм и знаков препинания; 1. Орфографический разбор. 2. Пунктуационный разбор.
4) нахождение и объяснение орфографических и пунктуационных ошибок; 1. Послоговое чтение написанного. 2. Нахождение ошибок по их условным обозначениям, сделанным учителем. 3. Самостоятельное нахождение ошибок в словах.
    3. Речевые некоммуникативные (нормативные) (связаны с подготовкой учащихся к работе над текстом, с произношением, с обогащением словарного запаса и обучением выбору слов и синтаксических конструкций при создании текста): произносительные, лексические, формообразующие, синтаксические, речеведческие; 1. Имитация, или подражание. 2. Образование форм слова. 3. Составление словосочетаний и предложений. 4. Переконструирование. 5. Составление словосочетаний и предложений со словами в определенном значении. 6. Подбор синонимов к данному слову. 7. Подбор слов на одну и ту же смысловую тему. 8. Лексический эксперимент.
коммуникативные (связаны с работой над текстом): -создавать текст на заданную тему с учетом адресата, цели и стиля; - ограничивать текст от нетекста; - собирать материал в соответствии с темой; - систематизировать материал; - отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста; - связно излагать мысли в форме того или иного типа речи; - редактировать написанное. 1. Осмысление темы будущего текста. 2. Собирание материалов к сочинению на заданную тему. 3. Систематизация собранных материалов. Составление плана. 4. Составление рабочих материалов. 5. Подбор языковых средств. 6. Создание текста на заданную тему: пересказ (изложение) и сочинение. 7. Редактирование учащимися написанного текста

 

 

Лист контроля

ФИО студента Петрова Анастасия Сергеевна

1. Назовите формы организации обучения русскому языку

урок;

факультативные занятия по русскому языку;

спецкурсы по русскому языку;

элективные курсы;

кружки;

развивающиеся занятия;

внеклассное мероприятие (неделя русского языка и др.)

 

2. Приведите 2-3 черты современного урока русского языка:

ориентированность на воспитание и развитие личности;

проблема вариативности в типах урока, учебника, программ;

развитие творческих исследовательских умений и способностей учащихся

 

 

3. На какие этапы традиционного урока отводится больше всего времени:

объяснение нового материала (введение новых сведений, ознакомление с ними и

обучение умению проявлять их на практике) — до 15 минут; формирование умений и навыков (закрепление полученных знаний и овладение речевыми и языковыми умениями) — до 15 минут.

 

4. Перечислите этапы урока русского языка как метаурока:

Мобилизация (включение в активную

деятельность);

актуализация знаний и фиксация

индивидуальных затруднений

(осознание проблемы, противоречи,

актуальности изучаемой темы,

недостаточности знаний);

целеполагание (зачем надо изучать

тему);

познание (от выявления причины

затруднения к реализации проекта

выхода из затруднения), открытие

нового знания и проговаривания

вслух;

проверка, в том числе

самостоятельная и взаимная);

рефлексия (осознание того, чему

научился, каким способом

действовал)

5. Какие этапы появились в новой структуре урока по сравнению с традиционной:

мотивация к действиям на уроке;

актуализация знаний;

самоопределение к деятельности, этап целеполагания;

развитие умений и УУД;

рефлексия

 

6. Какие универсальные учебные действия изменили структуру урока русского языка:

 

7. Как называется урок сообщения нового материала в терминологии ФГОС:

 

обучающий урок

 

8. Что вкладываете вы в понимание этапа Рефлексия:

размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Программа по русскому языку

 

  1. Понятие о программе по русскому языку. Примерные программы по русскому языку, понятие, структура.
  2. Рабочие программы по русскому языку, схема, авторы программ.

1. Пояснительная записка, ее компоненты (Анализ пояснительной записки).

2. Содержание обучения. Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах. (Пояснительная записка).

3. Анализ структуры языковой части школьного курса в программах.

4. Анализ структуры речевой части программы.

5. Общая характеристика результатов обучения по классам. Требования к знаниям и умениям в программах.

6. Тематическое планирование по русскому языку в рабочих программах: схема и структура.

9. Программы для 5-9 классов, авторы программы для старших классов.

Литература:

1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. (Прочитать главы II, III)

2. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5–9 класс. – М., 2009.

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. Автор-состав. С.И. Львова. – 3 изд., стер. – М., 2009.
  2. Рабочие программы к УМК Т.А. Ладыженской. 5 класс.

Задания.

1. Сделайте ксерокопиюпояснительной записки программы по русскому языку изучения русского языка по стабильным учебникам (под ред. Н.М. Шанского, Бабайцевой В.В., Львовой С.И.)

Вопросы для самоконтроля.

· Кто является редакторами действующих программ по русскому языку?

· На каких принципах основано расположение учебного материала в программах для 5 – 9 классов, для 10-11 классов?

 

Задание к семинару.

    1. Подготовьтесь к анализу программ по русскому языку для старших классов. См. материал таблиц. Каковы тенденции работы по русскому языку в старшей школе?

 

Таблица 1

Виды программ по русскому языку (10-11 классы)

 

Программы для общеобразовательных школ
Название Основные задачи и содержание Обеспечение
1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Сост. А.И. Власенков) · закрепить и углубить знания, развить умении по всем разделам русского языка; · расширить знания о тексте, его признаках и лингвистических характеристиках; · обеспечить практическое использование знаний и умений на уроках литературы. 1. Темы для повторения (Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология и синтаксис). 2. Текст и его строение. Основные виды переработки. Стили русской речи. 3. Лингворечевая деятельность учащихся (Чтение. Работа с текстом. Работа с языковыми и худож. средствами. Литературное творчество. Публичная речь.). 4. Виды контроля. Разборы. 5. Список литературы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.
2. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Сост. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова)
  • углубленное повторение изученного в 5- 9 классах;
  • формирование особого взгляда на родной язык как национальное достояние;
  • осуществление функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней;
  • развитие творческих исследовательских способностей учащихся.
О русском языке, о русской речи. 2. Текст как речевое произведение. 3. Система языка. 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. 5. Лексика. Фразеология. 6. Состав слова и словообразование. 7. Морфология. 8. Синтаксис. 9. Орфография. 10. Пунктуация. 11. Обобщение и систематизация изученного. Список литературы.
А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык: Учебник – практикум для старших классов.- М., 2011.
3. Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками (Сост. М.Т. Баранов)
  • закрепление знаний и умений, полученных в 5-9 классах;
· углубление представлений о функциях единиц языка, об их использовании в речи в зависимости от типа и стиля текста. 10 кл. Введение. Язык и письмо. Единицы языка и речи. Звуки языка и буквы. Слово в разных уровнях языка. Повторение и систематизация. 11 кл. Повторение. Морфемы и словопроизводство. Словоформы. Словосочетание и предложение. Текст. повторение и систематизация. В блоках: 1 – сведения о языке, 2 – функционирование языковых явлений, 3 – сведения об орфографии и пунктуации.
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. (Авт. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. –М., 1995. и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: