Неформальные объединения




Неформальные организации чрезвычайно разнообразны, обычно — не очень многочисленны. Но именно в них дети заявляют себя как творческие лидеры, способные повести за собой ровесников. Такие объединения возникают из какого-то модного увлечения детей, которое затем формирует субкультуру подростков, рождает традиции, организационные формы, стиль одежды, поведения, свой сленг.

Исследователь молодежных субкультур Ю. В. Шинкаренко в своей мини-энциклопедии юношеских субкультур Урала приводит примеры 36 таких неформальных объединений, родившихся из неожиданных детских увлечений. Я приведу примеры тех, которые достаточно популярны на уровне России.

«Анимешники» — те, кто увлекается японской анимацией. В Перми объединение анимешников называет себя «отаку» (переводится как «ваш дом»). В самой Японии этим словом называют фанатов чего-либо. Оно несет отрицательную оценку. Но в Перми его понимают просто как «увлекающийся аниме», только что звучит «по-японски». Поклонники японской анимации начали собираться только в 2000 году, но движение очень популярно, и не только на Урале. Уже проводятся крупные российские и даже международные встречи в самых разных городах.

«Толкиенисты». В начале 90-х годов молодые люди, вдохновленные идеями, образами, персонажами книги Дж. Толкиена «Властелин колец», стали объединяться в небольшие группы. Но им, как они сами вспоминают, не хватало «чегото масштабного». И в 1991 году появляются первые «Хоббитские игры», где участники — в самодельных костюмах, при деревянных доспехах — разыгрывают целые сцены из книжек Учителя.

К 1994 году в России формируется уже достаточно серьезная «тусовка» толкиенистов. В этом же году проходят Вторые Всероссийские «Хоббитские игрища»— под Нижним Тагилом. Но в 1994–1995 годах началось дробление «тусовки» на «мягких» игроков и «жестких», на «театральную школу» и «функционеров». Игроков первой ветви интересовали костюмы, манера говорить; вторые же больше проявляют интерес к сюжету, экономике, политике игры. Есть и еще одно разделение: на тех, кто не отделяет игру от реальной жизни, и тех, для кого это — всего лишь способ развеяться. Первых, кого игра захватила полностью, называют Дивные. У них и в обычной жизни остаются «игровые» имена, они сохраняют за собой игровое поведение. По этому же типу создаются и другие объединения ролевиков. Есть, например, объединения, увлекающиеся исторической реконструкцией. Одна из самых известных реконструкций — «Бородинское сражение». Ребята, увлеченные этой деятельностью, ежегодно разыгрывают Бородинскую битву на историческом месте, причем все костюмы российской и наполеоновской армий создают сами. Есть молодежь, увлекающаяся реконструкцией рыцарских турниров. Есть поклонники русских княжеских дружин… В канун 60-летия Великой Отечественной войны предпринимались попытки реконструкции сражений Великой Отечественной.

Ролевые игры возникают в детской и подростковой среде после просмотров приключенческих фильмов или появления популярных книг: уже никого не удивляет игра в героев «Гарри Поттера» или в персонажейлукьяненковских «Дозоров» или в «Бригаду».

«Моберы». Что такое «флэш-моб» — понятно из перевода. С английского — это «мгновенное столпотворение». Предварительно сговорившись, люди собираются в одном месте, чем-то обращают на себя внимание и исчезают. Начало игры выглядит так: незнакомые друг с другом люди получают по электронной почте, «аське», мобильному телефону сообщение, в котором указаны время, место и задание для очередного моба. И начинают действовать. Есть несколько правил. Нельзя общаться с другими участниками, конфликтовать с охранниками, опаздывать, раскрывать зевакам суть происходящего. Нельзя принимать алкоголь.

Внешне это может выглядеть, например, так: молодые люди с трагическими лицами возлагают цветы к ногам пластикового Рональда Макдональда. После этого внезапно исчезают в толпе.

Такие игры-акции (быстро ставшие популярными у подростков) проводятся в самых разных городах: Екатеринбурге, Пензе, Москве… Лидер моберского движения в Пензе — 17-летняя Маша Сироткина — собирает «моберов» на самые неожиданные «демонстрации». Приглашения рассылает эсэмэсками и по электронной почте. Для нее это — возможность познакомить молодых людей, оторвать от рутинных занятий (в основном, зубрежки). Много времени это не занимает, а на улицу от компьютеров и учебников вывести ребят удается. Хотя у Марии есть и еще одно увлечение — с 15 лет она вице-президент общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов».

Среди тех организаций, которые «на слуху», есть байкеры, панки, рэперы, сатанисты, скинхеды… Но все они ближе к молодежным организациям, хотя и привлекают подростков «пионерского» возраста. Лидерами в них всегда остаются старшие. И если говорить о роли их в детском движении, то это объединения, где собираются дети и подростки, нуждающиеся в сильном лидере, вожаке, недалеко ушедшем от них по возрасту, но — сильном, уверенном, готовом заступиться. И еще — эти движения дают возможность детям выплеснуть внутреннюю агрессию, которая накапливается в связи с тем, что ребята не могут найти для себя среду, нормальный подростковый коллектив, в котором можно чувствовать себя личностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: