КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ДЕТАЛЯМ МАШИН




 

К защите проекта студенты должны готовиться постоянно в ходе выполнения всех его этапов. Важное место при этом занимает тщательное и грамотное составление пояснительной записки.

 

Выходя на защиту, студент должен:

§ представлять состав и назначение привода и всех его узлов и деталей;

§ иметь возможность обосновать выбранные технические характеристики и параметры привода;

§ разбираться в разработанных им конструкциях узлов и деталей привода, знать критерии их работоспособности и функциональные возможности;

§ уметь объяснять расчетные схемы узлов и деталей, алгоритмы и результаты выполненных расчетов, знать критерии и методы их оптимизации;

§ знать порядок сборки и регулировки отдельных узлов, условия их эксплуатации, систему смазки редуктора и т.п.

 

К защите студенту рекомендуется подготовить краткий (минут на пять) доклад, в котором он должен охарактеризовать цель и задачи, структуру и содержание выполненного проекта и сделать основные выводы по работе.

 

Для подготовки к ответам в ходе защиты на возможные вопросы студенты должны внимательно перечитать свою пояснительную записку, обращаясь при необходимости к использованным источникам литературы. Рекомендуется также устроить совместно с коллегами по группе взаимную предзащиту, в ходе которой отработать для себя ответы на вопросы по методам расчета и проектирования, принципам работы и особенностям конструкций основных узлов и деталей привода, ориентируясь на представленный ниже перечень таких вопросов.

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к защите

Курсового проекта по деталям машин

 

Вопросы к листу «Общий вид привода»

1. Назначение, состав и условия эксплуатации привода?

2. Как выбран электродвигатель привода?

3. Назначение и характеристики основных узлов и деталей привода?

4. Как осуществляется монтаж узлов и элементов привода?

5. Критерии и методы выбора стандартных изделий и проектирования нестандартных узлов и деталей в составе привода?

6. Какие виды размеров проставлены на чертеже общего вида привода?

 

Вопросы к листу «Сборочный чертеж редуктора»

1. Назначение и содержание сборочного чертежа редуктора, виды проставленных на нем размеров?

2. Достоинства и недостатки разработанного типа редуктора по сравнению с другими аналогичного назначения?

3. В чем особенности конструкции корпуса разработанного редуктора?

4. Какие смазочные материалы и какая система смазки использованы в конструкции редуктора?

5. Каковы особенности конструкций редукторных передач и соединений колес этих передач с валами?

6. Конструктивные особенности валов редуктора и методики проведения их проектных и проверочных расчетов?

7. Характеристика выбранных типов подшипников качения редуктора и методика подбора их типоразмеров?

 

Вопросы к листу «Сборочный чертеж исполнительного звена привода»

1. Особенности конструкции приводного вала и методы определения его размеров?

2. Почему одна из опор приводного вала конструируется «плавающей»?

3. Обоснование выбора типоразмера подшипников, установленных на этом валу?

4. Какой тип крышек подшипников использован в конструкциях его опор?

5. Как определены размеры барабана или тяговых звездочек на приводном валу?

Вопросы к листу «Рабочие чертежи деталей привода»

1. Назначение рабочих чертежей деталей и виды проставляемых на них размеров?

2. В каком случае для чертежа достаточна одна проекция детали?

3. Как определяются и указываются на рабочих чертежах деталей предельные отклонения их размеров, допуски формы и расположения поверхностей, их шероховатость?

4. Какие дополнительные технические требования указываются на рабочих чертежах деталей?

5. Рабочие чертежи каких деталей должны иметь дополнительные справочные таблицы?

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высшая школа, 1991или1998.

2. Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989.

3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Высшая школа, 1998 или 2000.

4. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1992 – Часть 1.

5. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1992 – Часть 2.

6. Расчеты деталей машин на ЭВМ / Под ред. Д.Н. Решетова и С.А. Шувалова. – М.: Высшая школа, 1985.

7. Единая система конструкторской документации. Основные положения. – М.: Издательство стандартов, 1983.

8. Единая система конструкторской документации. Общие правила выполнения чертежей. – М.: Издательство стандартов, 1984.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры оформления основных листов ПЗ

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный текстильный университет имени А.Н. КОСЫГИНА   Кафедра «Детали машин и ПТУ»   ПРИВОД ЦЕПНОГО КОНВЕЙЕРА   Пояснительная записка к курсовому проекту по деталям машин     ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ     Выполнил студент гр. 53з-01 Дьяков Ю.Н.   Руководитель проекта Палочкин С.В.   Москва - 2003  

 

  СОДЕРЖАНИЕ   с. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТ…………………..………………………….….….…..4 ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………….………..…….6 1. Кинематическо – силовой расчет привода машины…………………..………7 1.2. Выбор электродвигателя……..………………………………………….….7 1.2. Определение частот вращения и вращающих моментов на валах……....8 2. Расчеты редукторных передач…………………….…………..……………….11 2.1. Расчет тихоходной ступени редуктора…..….…………………….……...11 2.2. Расчет быстроходной ступени редуктора……………………...…..……..15 3. Расчет открытой клиноременной передачи привода..……..……….………...19 4. Эскизное проектирование редуктора……………..…………………………...23 4.1. Выбор конструкции валов и их проектные расчет………….……………23 4.2. Определение схемы установки подшипников и предварительный выбор их типоразмера……..…………….……….…24 4.3. Разработка компоновочной схемы редуктора……………..….…….……25 5. Конструирование зубчатых колес…..……………………..……………….….26 6. Выбор и расчет соединений зубчатых колес с валами привода..…..…….….28 7. Расчеты на заданную долговечность подшипников качения для валов редуктора и их окончательный выбор…..………….……………..29 8. Конструирование подшипниковых узлов редуктора…...…………….……...36 9. Конструирование корпусных деталей редуктора…..…………….…….….…38 10. Проверочные расчеты валов редуктора на статическую прочность и сопротивление усталости…..………………………..…....…….40  
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ
         
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
Разраб. Дьяков Ю.Н.     Привод цепного конвейера Пояснительная записка Лит. Лист Лис-в
Пров. Палочкин С.В     у        
        МГТУ им. Косыгина Кафедра «ДМ и ПТУ» Группа 53з-01
Н.контр.      
Утв.      
  с. 11. Выбор системы смазки редуктора и смазочных материалов…….…...…...…46 12. Конструирование деталей и узлов клиноременной передачи…..……….…..47 13. Выбор стандартной муфты привода...………………….……...………...…....48 14. Выбор предельных отклонений размеров, посадок, шероховатостей, допусков формы и расположения поверхностей при разработке рабочих чертежей деталей привода…………………………………………………….……….....49 15. Разработка эскизной компоновки привода.….……….………………….…..50 16. Конструирование опорной рамы привода.…………..………………….……51 17. Конструирование приводного вала со звездочками...…………………….…52 18. Порядок сборки привода и выполнение необходимых регулировочных работ…...………………….…………………………………54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………...………55 ЛИТЕРАТУРА....……………………………….……………………...………..56 ПРИЛОЖЕНИЯ Спецификация к чертежу общего вида привода Спецификация к сборочному чертежу приводного вала со звездочками Спецификация к сборочному чертежу редуктора    
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
                           

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный текстильный университет имени А.Н. КОСЫГИНА   Кафедра «Детали машин и ПТУ»   ЗАДАНИЕ ПКЦ-1 к курсовому проекту по деталям машин   Студенту Дьякову Ю.Н. группы 53з-01   1. Тема проекта: разработать приводное устройство цепного конвейера.   2. Исходные данные по вариантам: 1 2 3 4 § тяговое усилие на звездочках конвейера , кН 2 3 4 5 § тип цепи конвейера М20 ГОСТ 588-81 § скорость цепи конвейера , м/с 0,5 0,4 0,6 0,3 § шаг цепи , мм 100 80 160 100 § число зубьев звездочек 12 10 8 9 § режим работы (нагрузки) привода средний нормальный () § требуемая долговечность привода , ч 20000   3. Перечень основных вопросов, подлежащих разработке при проектировании приводного устройства: § кинематическо – силовой расчет привода; § расчет и конструирование редуктора; § расчет и конструирование клиноремнной передачи; § расчет и конструирование приводного вала с тяговыми звездочками; § выбор стандартной муфты; § конструирование опорной рамы (плиты) привода.   Срок окончания предварительных расчетов по проекту: 01октября  
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

4. Перечень графического материала (формат А1) Дата выполнения § 1 лист: Редуктор. Сборочный чертеж. 31 октября § 2 лист: Детали привода. Рабочие чертежи. 21 ноября § 3 лист: Вал приводной. Сборочный чертеж. 05 декабря § 4 лист: Привод. Чертеж общего вида. 21 декабря 5. Схема приводного устройства цепного конвейера:   6. Дополнительные данные: § количество изделий в серии – 50; § на заводе – изготовителе отсутствует технологическое оборудование для финишной обработки зубьев колес редуктора при твердости их поверхностей .   Дата выдачи задания 30 июня   Срок сдачи проекта 30 декабря   Консультант _________________   Студент _________________  
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  ВВЕДЕНИЕ   Настоящая работа посвящена проектированию провода цепного конвейера общемашиностроительного применения, который может быть использован для механизации транспортных и складских работ на предприятиях текстильной промышленности. Привод любой машины предназначен для передачи движения от вала двигателя к валу исполнительного звена с помощью различных механических передач. Необходимость передач в составе привода обусловлена экономической целесообразностью согласования с их помощью режимов работы двигателя и исполнительного звена. Первый характеризуется обычно большой частотой вращения вала и малым вращающим моментом, а второй имеет, как правило, обратные характеристики. Разработанный согласно заданию на проект привод конвейера включает в себя: § электродвигатель, преобразующий электрическую энергию в механическую энергию вращения своего вала; § клиноременную передачу, передающую движение от вала электродвигателя на быстроходный вал редуктора с уменьшением частоты вращения и увеличением вращающего момента при переходе с вала на вал; § цилиндрический зубчатый редуктор, передающий движение от быстроходного вала через промежуточный на тихоходный вал с уменьшением частоты вращения и увеличением вращающего момента при переходе с вала на вал; § муфту, соединяющую тихоходный вал редуктора с выходным валом привода и передающую движение с вала на вал практически без изменения его параметров; § вал выходной с тяговыми звездочками – исполнительное звено привода, передающее движение тяговым цепям конвейера. Проект привода разработан на базе основных положений современной учебно-методической и справочно-технической литературы по деталям машин [1…8]. Структурно пояснительная записка состоит из введения, 18 основных разделов, посвященных вопросам расчета и конструирования различных узлов и деталей привода, и заключения. Приложения включают в себя спецификации к чертежу общего вида привода и к сборочным чертежам его основных узлов.  
            ПКЦ-1-2.30.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  1. КИНЕМАТИЧЕСКО–СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА машины Целью кинематическо - силового расчета привода являются выбор его электродвигателя и определение круговых частот вращения и вращающих моментов на всех валах привода.   1.1. Выбор электродвигателя   В приводах текстильных машин и общемашиностроительного применения рекомендуется использовать дешевые и простые в изготовлении и эксплуатации компактные трехфазные асинхронные электродвигатели серии АИР [3], которые характеризуются номинальной мощностью РЭ и номинальной частотой вращения ротора (вала электродвигателя) nЭ. Данные электродвигатели выпускаются с синхронной частотой вращения nС: 3000 мин-1, 1500 мин-1, 1000 мин-1 и 750 мин-1. Высокооборотные двигатели имеют меньшую массу, а также габариты и стоимость, чем тихоходные той же мощности. Однако с увеличением частоты вращения вала двигателя растут габариты, массы и стоимость передаточных звеньев привода. В связи с этим рекомендуется прежде всего использовать двигатели с nС=1500 мин-1 (предпочтительно) и nС=1000 мин-1. Типоразмер электродвигателя для выбранной nС определяется из условия , (1) где , (2) . (3) Здесь: - требуемая мощность электродвигателя, кВт; - потребляемая мощность привода (мощность на выходе), кВт; - общий коэффициент полезного действия привода (КПД), определяемый произведением КПД отдельных передаточных звеньев его кинематической цепи. В нашем случае, согласно заданной кинематической схемы привода его общий КПД рассчитывается по формуле , (4) где - КПД открытой клиноременной передачи; - КПД закрытой цилиндрической зубчатой передачи; - КПД муфты; - КПД подшипниковых опор выходного вала привода с тяговыми звездочками [3], с. 6.
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  Тогда, используя формулы (2)…(4) и данные задания на проект, получаем   , ,   Теперь, в соответствии с данными [3], табл. 24.9, по условию (1) выбираем электродвигатель серии АИР, типоразмер 80В4, исполнение IM 1081 по ТУ 16525/564-84, стандартная мощность которого , частота вращения вала , отношение максимального (пускового) вращающего момента на валу к его номинальной величине . Эскиз выбранного двигателя представлен на рис. 1. Значения его геометрических параметров сведены в табл. 1.   Рис. 1 Эскиз электродвигателя привода   Таблица 1. Геометрические характеристики электродвигателя, мм
d1 11 l30 b1 h1 d30 l10 l31 d10 b10 h h10 h31
                         

 

            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  1.2. Определение частот вращения и вращающих моментов на валах привода   Сначала в соответствии с данными задания на проект определяем частоту вращения выходного вала, тяговые звездочки на котором имеют делительные диаметры   , (5) . (6) Общее передаточное отношение привода рассчитываем как . (7) При этом одновременно , (8) где - передаточное отношение открытой клиноременной передачи; а - передаточное отношение редуктора. Для двухступенчатого редуктора проектируемого привода , (9) где и - передаточные отношения его быстроходной и тихоходной ступеней. Осуществляем разбивку по ступеням привода. Сначала согласно рекомендациям [4], табл. 1.2 назначаем . Тогда по (7) и (8), имеем . (10) Полученная величина входит в интервал рекомендуемых значений от 12,5 до 25. Следовательно, частота вращения вала электродвигателя взята верно. Зная , с учетом рекомендаций [4], табл. 1.3 для двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора с заданной развернутой схемой и (9) определяем
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  , (11) . (12)   Тогда значения частот вращения валов привода составят: § для вала электродвигателя ; § для быстроходного вала редуктора ; § для промежуточного вала редуктора ; § для тихоходного вала редуктора ; § для выходного вала привода . Отметим, что рассчитанное значение практически совпадает с величиной этой частоты, полученной ранее по (6). Мощности на валах привода рассчитываем, исходя из того, что . Тогда ; ; (13) ; . Вычисленное значение , как и в случае с , практически совпадает с величиной этой мощности, полученной ранее по (3).    
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

  Зная значения кинематических и энергетических характеристик движения валов привода, силовые характеристики (вращающие моменты на валах) определяем как   ; ; ; (14) ; . Индексы, в формулах (13) и (14) совпадают с индексами, использованными ранее при расчете частот вращения соответствующих валов. Проверяя результаты вычислений, определяем момент другим способом (15) и констатируем, что значения , рассчитанные по (14) и (15), как это и должно быть, практически совпадают. Таким образом, в ходе выполненного кинематическо – силового расчета проектируемого привода цепного конвейера определены значения круговых частот вращения всех его валов, а также значения мощностей и вращающих моментов на всех валах привода. Полученные результаты использованы далее в качестве исходных данных для проектных и проверочных расчетов всех передаточных звеньев привода.  
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист  
             
Изм. Лист № докум. Подп. Дата  

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   В результате выполненной работы создана конструкция привода цепного конвейера, спроектированы его основные узлы и детали, подобраны необходимые стандартные изделия.   Графический материал проекта имеет общий объем 4листа формата А1 и включает в себя: § чертеж общего вида привода цепного конвейера (формат А1); § сборочный чертеж цилиндрического зубчатого двухступенчатого редуктора привода (формат А1); § сборочный чертеж исполнительного звена привода – вала приводного с тяговыми звездочками (формат А2); § сборочный чертеж опорной рамы привода (формат А2); § рабочие чертежи деталей привода (три чертежа формата А3 и два чертежа формата А4).   Пояснительная записка к проекту изложена на 60 листах формата А4 и содержит информацию о разработанных конструкциях нестандартных узлов и деталей привода, материалах, необходимых для их изготовления, а также о включенных в его состав стандартных изделиях. Даны проектные и проверочные расчеты узлов и деталей привода, подтверждающие их работоспособность в заданных условиях эксплуатации. Приведены спецификации к чертежу общего вида привода и сборочным чертежам его узлов.   Таким образом, в ходе курсового проектирования разработан учебный проект привода цепного конвейера, имеющего параметры, полностью соответствующие заданным характеристикам и условиям эксплуатации.    
            ПКЦ-1-2.30.00.ПЗ Лист
           
Изм Лист № докум. Подп. Дата

 

ЛИТЕРАТУРА   1. Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высшая школа, 1991или1998. 2. Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989. 3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Высшая школа, 1998 или 2000. 4. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1992 – Часть 1. 5. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1992 – Часть 2. 6. Расчеты деталей машин на ЭВМ / Под ред. Д.Н. Решетова и С.А. Шувалова. – М.: Высшая школа, 1985. 7. Единая система конструкторской документации. Основные положения. – М.: Издательство стандартов, 1983. 8. Единая система конструкторской документации. Общие правила выполнения чертежей. – М.: Издательство стандартов, 1984.    
            ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Лист
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата

 

<
  Обозначение   Наименование   Прим.  
        Документация      
      ПКЦ-1-2.00.00.ВО Чертеж общего вида      
      ПКЦ-1-2.00.00.ПЗ Пояснительная записка      
               
        Сборочные единицы      
      ПКЦ-1-2.10.00 Вал приводной      
      ПКЦ-1-2.20.00 Рама опорная      
      ПКЦ-1-2.30.00 Редуктор зубчатый      
      ПКЦ-1-2.40.00 Устройство натяжное      
               
        Детали      
      ПКЦ-1-2.00.11 Болт фундаментный М18      
      ПКЦ-1-2.00.12 Шкив малый      
      ПКЦ-1-2.00.13 Шкив большой      
               
        Стандартные изделия      
        Двигатель IM 1081      
        АИР 80В4 ТУ 16525.564-84      
        Муфта 400-1-40-У2 ГОСТ 20884-82      
        Ремень А-1400 ГОСТ 12841-80      
        Крепежные изделия:      
        Болт М12-6gx50.46 ГОСТ 7796-70      
        Болт М16-6gx60.46 ГОСТ 7796-70      
        Винт В М6-6gх25х25 ГОСТ 1491-80      
        Гайка М12-6Н.5 ГОСТ 5915-70      
        Гайка М16-6Н.5 ГОСТ 5915-70      
        Гайка М18-6Н.5 ГОСТ 5915-70      
        Шайба 12 65Г ГОСТ 6402-70      
        Шайба 16 65Г ГОСТ 6402-70      
        Шайба 18 65Г ГОСТ 6402-70      
               
               
               
            ПКЦ-1-2.00.00  
           
Изм. Лист № докум. Подп. Дата  
Разраб. Дьяков     Привод цепного конвейера Лит. Лист Лис-в  
Пров. Палочкин     у          
        МГТУ им. Косыгина Кафедра «ДМ и ПТУ» Группа 53з-01  
Н.контр.        
Утв.        
  Обозначение   Наименование   Прим.
        Документация    
      ПКЦ-1-2.10.00.СБ Сборочный чертеж    
             
        Сборочные единицы    
      ПКЦ-1-2.11.00 Звездочка тяговая сварная    
             
        Детали    
      ПКЦ-1-2.10.11 Вал приводной    
      ПКЦ-1-2.10.12 Опора подшипника    
      ПКЦ-1-2.10.13 Крышка подшипника    
      ПКЦ-1-2.10.14 Крышка подшипника    
      ПКЦ-1-2.10.15 Крышка подшипника    
      ПКЦ-1-2.10.16 Прокладка    
             
        Стандартные изделия    
        Подшипник шариковый радиа-    
        льный сферический двухрядный    
        рядный 1209 ГОСТ 28428-90    
        Манжета 1-45х65 3ГОСТ 8752-79    
        Манжета 1-50х703ГОСТ 8752-79    
        Крепежные изделия:    
        Болт М10-6gx50.46    
        ГОСТ 7796-70    
        Винт В М6-6gх20х20    
        ГОСТ 1491-80    
        Винт В М8-6gх60х50    
        ГОСТ 1491-80    
        Гайка М8-6Н.5 ГОСТ 5915-70    
        Гайка М10-6Н.5 ГОСТ 5915-70    
        Кольцо 45 ГОСТ 13942-86    
        Шайба 6 65Г ГОСТ 6402-70    
        Шайба 10 65Г ГОСТ 6402-70    
             
            ПКЦ-1-2.10.00
         
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
Разраб. Дьяков     Вал приводной Лит. Лист Лис-в
Пров. Палочкин     у        
        МГТУ им. Косыгина Кафедра «ДМ и ПТУ» Группа 53з-01
Н.контр.      
Утв.      
  Обозначение   Наименование   Прим  
        Документация      
      ПКЦ-1-2.30.00.СБ Сборочный чертеж      
               
        Сборочные единицы      
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: