АДМИНИСТРАЦИЯ АРМИЗОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Структурное подразделение
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Армизонская средняя общеобразовательная школа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Нет отходов-есть ресурсы»
Автор работы: Cалубов Дастан Сабитович, ученик 7 класса Руководитель работы: Садубов Сабит Негматоллович, учитель химии, физики, 89829382508 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
ВВЕДЕНИЕ
Слушая рассказы бабушек о тяжелых военных годах, невольно проникаешься уважением к их смекалке и умению заботиться о своей гигиене и чистоте детей. Всякий отход в их руках обретал новую жизнь и дарил комфорт окружающим. Всякие кости, остающиеся после убоя скота, стали подспорьем в трудное военное время. И интересно: как и для чего их использовали в хозяйстве? По рецепту бабушки (ФИО) сварю мыло и докажу его ценность в быту.
Цель исследования: Определить опытным путем кости каких животных, чье мясо шло на питание жителей села в годы ВОВ, являются оптимальным сырьем для варки деревенского мыла.
Задачи:
1) Изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу, ресурсы Интернет
2) Выяснить опытным путем наиболее эффективное сырье для получения крестьянского мыла
3) Исследовать его органолептические свойства
4) Собрать интересные факты о мыле
Предмет исследования – жировая составляющая костной ткани животных, мясо которых шло на питание жителей нашего села в годы ВОВ.
|
Объект исследования – кости берцовой части ног животных
Практическая значимость – получение из отходов переработки мяса животных ценного продукта по рецептам моей прабабушки.
Чтобы выяснить, какие есть секреты у крестьянского мыла, я изучал научно-популярную литературу, ресурсы Интернета. Из данных источников я узнал много нового об истории получения мыла, убедился в состоятельности ее рецепта.
Провел экспериментальную работу, в ходе которой удостоверился что кости животных являются источником ценного продукта. Мыло, полученное из разного сырья, обладает индивидуальными свойствами.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В повседневной жизни нас окружает масса вещей, к которым мы настолько привыкли, что не задумываемся об их происхождении. Наверное, многие из нас во время мытья рук задавались вопросом: “Откуда взялось мыло?”
И интересно, что за субстанция? Какую страну можно назвать его родиной? Как его делали наши предки?
Общеизвестно, мыло - растворяющаяся в воде моющая масса, получаемая в ходе реакции между жирами и щелочами, используемая как косметическое средство для очищения и ухода за кожей, либо как моющее средство бытовой химии. Так гласит нам Википедия.
Слово “мыло” произошло от латинского “sapo”, у англичан преобразовалось в soap, у итальянцев - sapone, у французов - savon.
Версий появления мыла несколько.
2.1. Летопись мыла
а) «…преданья старины глубокой…»
Первые упоминания о “мыльном растворе” относятся к 2500-2200 гг. до н.э. – к этому периоду относятся глиняные таблички, найденные археологами при раскопках в Месопотамии. В них описывается способ приготовления мыльного раствора путём смешения древесной золы с водой, кипячения этой смеси и растворении в ней жира. но египтологи утверждают, что производство мыла было налажено около 6000 лет назад. При раскопках в дельте Нила были найдены папирусы, в которых содержатся рецепты для получения мыла путём нагревания животных или растительных жиров вместе со щелочными солями.
|
По еще одной версии, изобретение мыла приписывают древним римлянам. На горе Сапо проводился ритуал жертвоприношения богам. После сжигания жертвы, животный жир, смешиваясь с золой, смывался дождём в реку Тибр. После стирки в этой реке бельё становилось чистым намного быстрее. Подтверждение этому факту можно найти в трактате римского писателя и учёного Плиния Старшего “Естественная история”.
Привычное нам твердое мыло появилось в 8 веке. Его изобретение приписывают арабу Габирс ибн Хайену: он смешал козий жир с жидким маслом и золой, полученной от сжигания морских водорослей, а потом добавил в состав щелочную соль поташ и немного извести. В Европу мыло попало лишь четыре века спустя: у Венецианской республики появились колонии на востоке, и оттуда в страны Старого света начали поступать различные товары, включая и средства гигиены.
Первые гильдии мыловаров появились в VII в. в Неаполе, столетием позже мыловарение распространилось в Испании, в XI в. центром производства мыла стал Марсель-неудивительно, ведь это крупный портовый город. В X в. мыловарение было известно и в Византии, а оттуда распространилось в Древнюю Русь. Археологи нашли новгородские берестяные грамоты XIV в., свидетельствующие об использовании мыла при изготовлении полотна. В сборнике «Счетные мудрости», датированном XV в., предлагаются задачки, в условиях которых упоминаются бочки жидкого мыла.
|
б) «…где хотенье, там и уменье…»
С давних пор в Великой степи ценились девушки, обладавшие навыками рукоделия. Неважно: богатая невеста или бедная, но обязательно должна была иметь навыки в благоустройстве семьи. Неумехи были предметом насмешек над родителями. Моя прапрабабушка стала женой муллы в грозное время Гражданской войны. Начиналась эпоха репрессий в отношении «социально-чуждого элемента». Многие бесследно сгинули в концлагерях на Аральском море. Беда надвинулась и на наш родовой аул Каратал. Бросив все хозяйство, темной ночью мой прапрадед с молодой женой и семьей престарелого дяди бежал, спасая себя. В далеком 16 веке, устав от непрерывных междоусобиц, наш род переселился в Сибирское ханство. Наши древние предания рассказывают, что хан Кучум, потомок Чингизхана, милостливо принял людей, верно служившим его предкам. После падения Сибирского ханства мои пращуры откочевали на территорию Северного Казахстана. Потому, очевидно, мой прапрадед двинулся на север и нашел себе пристанище на территории современного Юргинского района. Приходилось заново обустраивать быт. Не было привычных растений, все было незнакомо. Опытным путем было выяснено, что зола березы отлично заменяет привычные в степи инградиенты. Прапрабабушка начала варить с ним мыло. Семья большая, и чистота- залог ее здоровья.
В то время на территории нашей области шли свои процессы, и никому не было дела до семьи, жившей в самой чащобе юргинской тайги. Постепенно страх стал уходить, решили перебраться к знакомым и родственникам, нашедшим пристанище у с. Норное (Омутинский район).
Здесь и застала Великая Отечественная война. Прапрадед в июне 1941 г. добровольцем ушел на фронт, а она осталась беременная с кучей детей и семьей дяди мужа. Дядя и его жена сильно болели и работать не могли. Хотя знала и писала на арабском, а вот с русским не сложилось. Сама она по-русски понимала, но говорила плохо. О работе в колхозе не могла и подумать, стали жить своим хозяйством. В июле родился еще один сынок. От мужа пришло только одно письмо, в котором говорилось о прибытии на Западную Двину, потом ни весточки.
Большая семья не давала времени на переживания. К тому времени у местных жителей научилась работать на огороде, особенно хорошо выращивала ценимый у казахов лук. Вот с картошкой как-то не задалось. Вязала варежки и носки, пряла пряжу- старалась как-нибудь заработать. Когда было сырье, варила мыло. Выяснилось, что на нем тоже можно заработать. Пусть оно и выглядело не очень красиво, но свою функцию выполняло. Пользовались сами, по возможности меняли на что-нибудь. На праздник Курбан-байрам удалось на станции Омутинская сменять его на сахар-рафинад. Такая радость детишкам!
В декабре 1941 г. Пришло долгожданное известие от мужа. Писал о кровавых боях, об обороне Ржева (ныне «Город воинской славы»). Оторвало ногу ниже колена, неудачные операции и скитания по госпиталям. С его возвращением стало легче. Из поколения в поколение передается такой рассказ. В начале 1943 г. прапрадед вернулся домой. Дома с продуктами вообще никак. Он подрядился сшить сапоги военкому (военному комиссару) за день за полмешка картошки. В колхозе фронтовику нашли посильную работу-жизнь стала налаживаться. Сыновья стали под его ответственность пасти колхозный скот. Мой дед, Садубов Негматолл Ерназарович, рассказывает: «Прадед ваш еще маленький, обуви путней нет. Отец безногий, а работать надо. Осенью холодно. Выложит корова «лепешку», а он раз ногами в нее - греется!». Моя прапрабабушка передала свое умение дочери и снохам. Еще моя прабабушка, Сара Маликовна, умела варить мыло. Потом пришло время дешевого мыла, шампуней, и все!
Осенью после забоя скота обрабатываем мясо. По-моему, многому можно найти более полезное применение. Сварить хотя бы тоже мыло по старому рецепту, окунуться в быт далекого прошлого.
.
Б) Состав «берестового меда»
Содержит бензол, ксилол, крезол, толуол, гваякол, фенол, смолы и другие вещества.
Растворяется в щелочах и в спирте.
В воде растворяется плохо (легче воды).