Традиции и обычаи итальянцев




Семья

 

Итальянцы - своеобразный народ. С одной стороны, это эксцентричные говоруны с выразительной мимикой и активной жестикуляцией, чтобы любым способом привлечь внимание собеседника, с другой - они степенные, любящие свой дом и семью, люди.

Итальянские мужчины - галантны по отношению к любой женщине, но семья - святое, и глава семьи, как правило, носит с собой фотографии жены и детей.

Итальянцы любят похвастаться, рассказывая о своем доме, работе и о талантах своих отпрысков. Семья для итальянца - это центр Вселенной. Она - основа его существования, в ней он может быть самим собой, не стыдясь своих слабостей. Особенно трепетное отношение отмечается к матерям и детям. Итальянские мужчины дольше других европейцев живут под крылышком у своих матерей. Даже создав свою семью, они продолжают сохранять тесную связь с родительским домом. В итальянском языке одним из самых популярных восклицаний является Mamma mia! (сравните русское "Мамочки!"), которое во многих других культурах невозможно представить. В минуту отчаяния или страха вряд ли немец воскликнет "Mutter!", или француз - "Maman!", или англичанин - "Mother of mine!"

Что касается детей, то их не просто любят, ими восхищаются, их балуют, им поклоняются и позволяют делать все что угодно. Один западный журналист выразил свое отношение к этому кратко и емко: "В следующей жизни я хотел бы быть итальянским младенцем" [1].


Этикет общения

 

Чаще всего общение происходит на улицах или в барах. Каждый занимает свое, отведенное ему место, и смешение не происходит не потому, что оно невозможно, а потому, что это никому не нужно.

Если обратиться к итальянцу на улице с просьбой указать дорогу, он с удовольствием объяснит и даже предложит проводить, единственная трудность - в Италии немного англоговорящих, вот тут-то и идет в ход жестикуляция.

Когда итальянцы знакомятся, они обычно добавляют к своему имени профессию или специальность: "Винценцо, журналист". Поэтому, представляясь им, неплохо поступать также.

В первой половине августа, когда наступают самые жаркие дни ("феррагосто") не работают многие рестораны, магазины и музеи.

Святое правило - сиеста (обед, переходящий в послеполуденный отдых) с 13: 00 до 16: 00. В это время (самое жаркое), когда все магазины, лавки, банки закрываются, не принято даже назначать встречи и звонить друг другу. В сиесту, как говорят в Риме, "гуляют только собаки и французы".

Элементом хорошего воспитания считается здороваться при входе в магазин и прощаться на выходе. В обоих случаях достаточно сказать buon giorno (добрый день) или buonа sera (добрый вечер).

Вечером обязательна - passegiata vesperale (вечерняя прогулка).

Перед обедом итальянцы, обычно, пьют аперитив - легкое белое виноградное вино. Чаевые за мелкую услугу - тоже традиция.

Комплименты дамам принято делать даже на строго официальных встречах.

В итальянском общественном транспорте, в такси, в театрах и кинозалах, в магазинах не курят.

В итальянских городах, особенно небольших, приняты "la passegiata" - традиционные вечерние прогулки перед ужином. Люди надевают нарядные одежды и выходят на улицы пройтись перед едой. Обычное место действия этого вечернего представления - центральная улица или площадь города, которая до такой степени наполняется народом, что останавливается движение. Ничего особенного не происходит: все здороваются, разговаривают, обсуждают мелкие местные (итоги матча между городскими футбольными командами) или крупные государственные (футбольный матч между региональными командами) события, разглядывают друг друга. Так повторяется каждый вечер, но стороннему наблюдателю кажется, что люди на улицах давно не видели друг друга, настолько радостно и оживленно проходит эта прогулка.

Традиции уличной жизни остаются неизменными на протяжении столетий. Один русский помещик наблюдал их в свое время в Милане: "…Днем все окна закрыты, на улицах почти нет никого. Как жар сваливает, открываются окна; люди выходят из своих домов, а вечером большая улица Corso, кажется, di porta Venezia, полна народа гуляющего, сидящего у кофеен за столиками с бокалами мороженого и прохладительных напитков и беседующего со всевозможными возгласами и телодвижениями. Езда по улице в это время прекращается; тротуары и самая улица превращаются в многолюдные салоны, и все кишит жизнью самою полною и самою разнообразною".

Удивительно тонкий эстетизм и врожденное чувство вкуса крайне свойственны итальянцам. Это проявляется во всем - красивой одежде, гармоничной мебели, в высокохудожественном оформлении витрин. В самом отдаленном уголке страны можно встретить магазины, чьи интерьеры сродни произведению искусства. Обшарпанные и полуразвалившиеся на первый взгляд жилища прячут в своих недрах шедевры современного интерьера. Маленькая придорожная закусочная поразит тонко продуманным дизайном.

К такому удовольствию, как еда, итальянцы относятся крайне серьезно и со всей страстью.


Кухня

 

Еда здесь не просто принятие пищи, гастрономические изыски, обилие и разнообразие - это важный и очень ответственный процесс, в котором значительно все: и порядок, и время, и обстановка, и настроение. Ни место, ни цена в этом случае значения не имеют: и дорогой изысканный ресторан, и маленькая скромная пиццерия, и деревенская траттория - все живет и играет по одним общим правилам. Единственное исключение - это заведения в местах скопления туристов. Можно оправдать итальянцев: не только жажда наживы движет ими - какой смысл тратить божественное искусство приготовления пищи на жалких людей, которые могут потребовать макароны на гарнир к мясу, съесть сыр на закуску или в холодный день выпить перед едой виноградной водки.

Чтобы получить удовольствие от итальянской еды, нужно расслабиться и отдаться на волю случая и помнить, что хороший хозяин ресторана или кафе всегда немножко насильник. Надо быть готовым к тому, что на вашу просьбу принести бокал красного вина вам твердо ответят: "только белого и не меньше пол-литра" (еще бы, ведь вы заказали морепродукты). Интересно, что хозяин готов идти даже на финансовые потери, лишь бы выдержать ритуал. Самый искренний ужас напишется на лице официанта, бросающегося, как в воду к утопающему, к клиенту, если он видит, что тот по неопытности пытается посыпать пармезаном пасту с трюфелями: "Нет, этого нельзя делать! И никакого масла! Там его уже достаточно!" И в этих вопросах итальянцам можно верить: обед, составленный по их рекомендации, превзойдет все ожидания. Даже французы, эти мировые кулинарные снобы, в вопросах еды тайно отдают пальму первенства итальянцам, видимо, им самим для совершенства не хватает серьезности и страстности.

Итальянская кухня является одной из главных достопримечательностей этой прекрасной страны, а ее самые знаменитые блюда встречаются буквально на каждом шагу. Это пицца и паста, то есть макароны. Идея украсить плоскую лепёшку из дрожжевого теста цветами национального флага - красными помидорами, белым сыром и зелёными травами - впервые появилась в Неаполе, под сенью Везувия.

Первая пицца получила название "Маргарита" - в честь итальянской королевы.

Итальянцы любят поесть и знают в этом толк. Среди бесчисленных видов и сортов итальянского сыра наиболее известен, конечно, пармезан. Его производят в провинции Эмилия-Романья и трут только вручную. Сыр моцарелла из молока буйволицы необходим для приготовления салатов и закусок. Как, впрочем, и бальзамический уксус, который готовят только из винограда теббиано и только в Модене. Его производством заняты более трехсот известных семей, а одним из главных кудесников в этом деле считается певец Лучано Паваротти.

Национальные праздники

 

Их в Италии предостаточно. Так что, планируя свою поездку, стоит задуматься как о положительных, так и об отрицательных сторонах этих мероприятий. Самый большой осенний праздник - День Всех Святых, приходится на 1 ноября.4 ноября - День национального единства.8 декабря итальянцы отмечают день непорочного зачатия. Не работают они на Рождество - 25 декабря и в День Святого Стефана - 26 декабря. Естественно, что 1 января отмечается Новый год, а 6 января - Крещение. Весной отмечается Пасха (выходной день - Пасхальный Понедельник), День освобождения от фашизма - 25 апреля и праздник труда - 1 мая. Летом в первое воскресенье июня отмечается День провозглашения республики, а 15 августа - Успения (феррогосто). Каждый город, к тому же, отмечает день своего святого: Милан - Амвросия, Неаполь - Януария, Рим - Петра. Во многих городах есть местные праздники, ставшие очень знаменитыми и популярными: Палио (скачки на лошадях) в Сиене, регата в Венеции.

Февраль - месяц карнавалов, которые проходят почти в каждом городе. Самые знаменитые - в Венеции и Виареджо.

Для карнавального бала маски делают из папье-маше, хотя настоящая венецианская маска сделана из обработанной специальным образом тонкой кожи. Таких в уличных лавках сейчас не найдешь. В Венеции есть всего несколько мастеров, которые изготавливают маски по старинным рецептам, они считаются произведением искусства и стоят очень дорого. Маску и костюм для бала можно арендовать, обойдется это от 50 до 250 тысяч лир. Если же вы пожелаете сделать костюм на заказ, то верхнего предела стоимости наряда просто не существует.

Венецианский карнавал масок - самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Карнавал в Виареджо, проводимый с конца прошлого века, был изначально задуман как спектакль-шествие. Главные события приходятся на четыре воскресенья, когда по главной набережной Виареджо движутся гигантские повозки с возвышающимися на них огромными фигурами и "группой поддержки”, одетых в самые фантастические костюмы.

Деловой этикет

 

Что касается итальянских бизнесменов, они придают важное значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире и обществе. Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами с предложениями. Нередки случаи, когда для установления деловых контактов прибегают к услугам посредников, институт которых постоянно расширяется. Немаловажное значение для представителей деловых кругов имеют неформальные отношения с партнерами, в том числе и в неслужебное время. Комплименты дамам принято делать даже на строго официальных встречах

Условия проведения деловых переговоров в Италии аналогичны нормам, установленным во всех европейских странах. При этом необходимо отметить отличие деловой этики крупных итальянских фирм, мелких и средних. Как правило, представители мелких и средних фирм Италии оказываются более энергичными и активными на первых этапах установления партнерских отношений, не затягивают решения организационных и формальных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты. Это объясняется тем, что у них отсутствуют сложные бюрократические процедуры принятия административных решений. Нередки случаи, когда для установления деловых связей обращаются к услугам посредников. В последнее время эта практика довольно популярна и быстро развивается.

В Риме и некоторых других городах обеденный перерыв длится около двух часов с 13.30 до 15.30. Рабочий день длится до 19.00.

Правительственные организации работают с 8.30 до 13.45. Часы работы большинства банков - 8.30. - 13.30.

Магазины открыты: 8.30-12.45 и 17.00-20.00.

Государственные учреждения, открывшись в 9 утра, в 10 уже пустеют - все в баре, в 11 - все опять там же, за непременным кофе, ну а в 12 - законное время обеда. Спустя два часа во многих местах начинают говорить "добрый вечер!", видимо, намекая на то, что рабочий день скоро заканчивается. Таков привычный ритм итальянского утра, таковы особенности жизни. Жизни простой и понятной, где есть друзья, родственники, вкусная еда, любимые напитки, щедрость солнца, - жизни, которая приносит радость и удовольствие.

Но если этот привычный ритм по какой-то причине сбивается, тогда, подобно карточному домику, рушится все - мир, покой, счастье [1].

Такова реакция итальянцев на любые события, нарушающие привычный уклад их жизни.

Любое знакомство с представителем итальянского делового мира начинается с обмена визитными карточками, поэтому при общении с итальянскими бизнесменами необходимо иметь с собой достаточное количество визиток.

Если к визитке будет приложен небольшой проспект с описанием вашей фирмы, то это будет рассматриваться как положительный вклад в начало совместной деятельности.

Большое значение итальянские бизнесмены придают тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими приблизительно равное положение в деловом мире. Поэтому при организации встреч итальянцы стремятся узнать трудовую биографию собеседника, его должность, возраст и т.д.

На визитных карточках деловых людей Италии имена, фамилии, занимаемые должности, как правило, напечатаны на итальянском и английском языках, реже на французском.

Рукопожатие

В Италии широко распространено рукопожатие. Итальянцы любят пожимать руки и жестикулировать при разговоре. Они не особо пунктуальны, но в деловых отношениях все же следуют протоколу и обычно следят за его соблюдением.

Титулы

Помните, что обладание университетским дипломом в Италии означает наличие ученого звания. Поэтому не удивляйтесь, что вчерашний студент, сегодня прибавляет к своему имени "инженер", а бывший аспирант "доктор".

Темперамент

Итальянцы славятся своим взрывным темпераментом, особенно на юге, и поэтому допускают, что и вы на какое-то короткое время можете выйти из себя. Они допускают шумное поведение на улице, в общественных местах.

Подарки

Деловые подарки необязательны, но в принципе являются довольно обычным явлением. Если вы приглашены на ужин домой, можете захватить цветы (можно даже горшок с цветами), коробку конфет или бутылку вина.

После установления партнерских связей с итальянской фирмой и подписания совместных документов возникает проблема продолжения и развития деловых отношений. Поэтому, необходимо периодически обмениваться с партнерами информацией о ходе выполнения достигнутых договоренностей. Очень велико значение стабильных и долгосрочных контактов с итальянскими предпринимателями. Необходимо убедить их в серьезности своих намерений.

Немаловажное значение придается в Италии налаживанию дружественных, неформальных отношений с иностранными партнерами, в том числе в неслужебное время. Здесь следует иметь в виду, что итальянцы очень гордятся своей страной, как колыбелью многих видов искусств и ремесел, поэтому проявление уважения и знаний в этой сфере всегда производит благоприятное впечатление и позволяет очень быстро создать атмосферу доверия.

Многие вопросы итальянцы любят обсуждать в неслужебной обстановке, в ресторанах, барах. Считается, что неофициальные условия способствуют сглаживанию возможных противоречий, позволяют более свободно высказывать истинное мнение или критические замечания в адрес партнера, не рискуя вызвать его неудовольствие.


3. Социальные вопросы

Образование

 

Итальянцы традиционно придают очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.

Благосостояние

До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.

Речь - наиболее яркий "маркер" социального статуса в Италии. Чем более образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент - стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто - хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.

Другой стороной этой тенденции является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном - у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.


Заключение

 

В данной работе рассмотрены и исследованы практически все аспекты национально-культурного этикета Италии


Список литературы

 

1. Павловская А.В., Италия и итальянцы - 2008

. Тэн И.А. Путешествие по Италии. Издательство: Арт-Родник, 2008. - 356 с.

. Шэнклэнд Х. Италия. Обычаи и этикет. Издательства: АСТ, Астрель, 2009. 128 с.

4. Эти страстные итальянцы <https://www.mia-italia.com/node/294> <https://www.italy.ru/>

. Этикет в странах Южной Европы https://stud. ibi. spb.ru/simkina/html_files/south.html <https://stud.ibi.spb.ru/simkina/html_files/south.html>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: