Тема: УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ (практикум)
Цели:
- обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
- показать важность развития познавательной сферы у младших школьников;
- познакомить родителей с результатами диагностики познавательных процессов;
-дать рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов.
Участники: классный руководитель, родители учащихся вторых классов, школьный психолог.
Подготовительная работа:
- Диагностика уровня сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
· Подбор игр к практикуму, подготовка листов с их описанием.
· Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
- Разработка рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- игровые места для трех групп родителей - участников практикума (столы с прикрепленными к ним альбомными листами синего, красного и зеленого цвета, бумага, ручки, карандаши);
· таблицы для игр, мяч;
· запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Если ребёнку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
· Листы с описанием игр.
Ход собрания
I. Организационная часть.
Звучит музыка. Родители по желанию занимают места в аудитории за «синим», «красным» и «зеленым» столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель приветствует родителей, открывает собрание, сообщает его тему, подчеркивает ее актуальность, приводя примеры из прессы и педагогической практики о проблеме педагогической поддержки и помощи детям в учебе, в приобретении ими жизненного опыта.
Классный руководитель. В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности.
Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о неких достижениях ребенка в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).
Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в жизни он становится членом общества, наделенным конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка в том, как вести себя, что и как делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т. п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны учителя и семьи ощутимо возрастает.
Учение становится ведущим видом деятельности младших школьников, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении - детские неврозы на почве учебных неуспехов.
С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным?
Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются лишь следствием негативного отношения ребенка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои. Выявление этих причин - дело трудоемкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования, - следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.
Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.