Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы




Оснащение арт-терапевтического кабинета

В настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:

- кабинет-студия;

- кабинет для индивидуальной работы;

- кабинет для групповой интерактивной работы;

- арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения.

Кабинет-студия

Арт-терапевтический кабинет-студия - наиболее ранняя форма специализированного помещения для художественных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт-терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника.

В кабинете-студии работают обычно несколько клиентов, которые мало контактируют друг с другом. Каждый из них работает самостоятельно.

По мере развития арт-терапии стали появляться другие типы арт-терапевтических кабинетов, предназначенных для более тесного взаимодействия как между арт-терапевтом и клиентами, так и между отдельными участниками группы. Тем не менее студия до сих пор является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами клиентов (клиенты психиатрических больниц, лица со сниженным интеллектом и некоторые другие).

В отдельных случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротиками, лицами с соматической патологией. Такая работа отличается значительной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.

Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоятельной работы клиентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте находится необходимый набор всевозможных материалов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т.д.). На отдельном столе могут находиться заготовки для коллажа, глина и другие материалы на случай, если кто-то из клиентов предпочтет оригинальную изобразительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, является наличие одной или (более предпочтительно) нескольких раковин, обеспечивающих свободный доступ клиентов к воде.

Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом для чаепитий. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Хотя работа в студии рассчитана на определенное время, в течение отдельных сессий клиенты могут работать в присущем каждому из них темпе, по желанию делать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).

Кабинет-студия должен иметь специально отведенное место для хранения работ клиентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках на столах или в стеллажах.

Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы

Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы обычно предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Работа в таком кабинете предполагает тесное взаимодействие между арт-терапевтом и клиентом, в том числе на протяжении всего процесса творческой работы. Арт-терапевт постоянно присутствует при работе и иногда задает уточняющие вопросы.

Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола клиента.

«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда могут находиться гончарный круг ирезервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт-терапевты предоставляют своим клиентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы.

Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного пространства для игры с предметами или импровизированного исполнения ролей, а так же «кукольного дома» и разнообразных игрушек.

«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной» имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиента после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психокоррекции.

3 арт-терапевтическое пространство требования.

Арт - терапевтический процесс подразумевает не только раскрытие креативности, но также знание, понимание того, каким образом арт - терапевтическая среда и используемые в арт - терапии материалы способствуют многообразию творческого самовыражения личности. В одних случаях арт -терапевты побуждают людей использовать простейшие материалы с целью быстрого создания того или иного художественного образа, творческого продукта, который становится предметом для установления вербального диалога между клиентом и терапевтом.... Наиболее эффективно организованное арт - терапевтическое пространство предполагает наличие двух зон

Требования к организации арт-терапевтического пространства также варьируются от минимальных в ситуациях, когда возможно лишь приспособить для арт-терапевтической деятельности небольшую часть какого-либо помещения, до идеальных условий, ког­да может быть создана целая арт-терапевтическая лаборатория или центр, предназначенный для рабо­ты с различными группами населения и для индиви­дуальной работы.

Наиболее эффективно организованное арт-терапевтическое пространство предполагает наличие двух зон. Одна из этих зон должна быть оснащена удобными для работы столами, стульями. В качестве альтер­нативного оборудования могут присутствовать этюд­ники, настенные доски или доски, расположенные непосредственно на полу. Таким образом, клиентам в зависимости от их предпочтений предлагается разно­образие поверхностей, на которых можно работать.

«рабочей» зоне арт-терапевтического центра, лаборатории, студии должны быть созданы условия, дающие возможность людям не бояться создавать беспорядок. Важным условием является наличие окон, дневного света, чистого воздуха в помещении, то есть хорошая вентиляция. Дизайнерское решение интерьера также имеет важное значение. Стены, пол, потолок могут быть декорированы яркими граффи­ти, следует предусматривать возможность трансфор­мации декора, эффективно использовать в оформле­нии рабочего пространства творческие продукты участников арт-терапевтических сессий.

Вторая, не менее значимая зона арт-терапевтичес­кого пространства, предназначена для релаксации перед началом сессии и групповой дискуссии, кото­рая всегда следует после окончания процесса художе­ственной деятельности. Вербальная часть арт-терапевтической сессии предполагает создание наиболее комфортабельной зоны, где должны присутствовать удобные кресла, приглушенный свет, оснащение каче­ственной звуковоспроизводящей аппаратурой, мяг­ким ковровым покрытием.

В реальных условиях арт-терапевтам часто при­ходится использовать приспособленные помещения, однако некоторые основные требования к арт-терапевтическому пространству должны выполняться.

4 этапы арт-терапевтического процесса

В целях наилучшей организации и осуществления арт-терапевтических программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:

1) этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

2) коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;

3) этап завершения работы, оценка конечных результатов.

На этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются следующие задачи:

• создание и оборудование арт-терапевтической студии (кабинета);

• проведение предварительных собеседований, отбор и подготовка кандидатов для участия в индивидуальных и групповых занятиях;

• исходная диагностика и определение показаний для применения индивидуальной либо групповой арт-терапии и ее конкретных техник, игр и упражнений;

• знакомство, формирование терапевтического альянса (терапевтических отношений) и взаимного доверия участников группы;

• вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.

На коррекционном этапе программы решаются следующие задачи:

• поддержание атмосферы высокой взаимной терпимости и психологической безопасности участников арт-терапевтического процесса;

• раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;

• структурирование и организация поведения и опыта участников арт-терапевтического процесса, удерживание их внимания на деятельности и терапевтических (групповых) отношениях;

• укрепление и развитие терапевтического альянса;

• преодоление тревоги, психологических защит и сопротивления, препятствующих самораскрытию;

• постепенная коррекция имеющихся у участников нарушений поведения и эмоциональных расстройств;

• развитие у участников арт-терапевтического процесса более адаптивных моделей поведения, развитие здоровых потребностей и формирование положительной «Я»-концепции;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: