Политика Дании в отношении России на современном этапе.




10 лет у Дании и РФ тяжелые отношения, в 2002 Дания изменила свою политику, это связано с чеченской проблемой. С точки зрения Дании, РФ в Чечне боролась не с партизанами, а с «борцами за свободу». У Дании нет экономических интересов в РФ, поэтому могли себе позволить любые высказывания. Множество беженцев из Чечни нашли приют в Дании (всем давали политическое убежище). Когда в 1999г. их хотели лишить статуса беженцев, они убедили общественность в злых намерениях России.

В 2002 всемирный чеченский конгресс (Норд-Ост). РФ просила разогнать, но Дания заявила, что у них свобода слова. Отношения между странами были заморожены, пострадали отношения РФ и ЕС. Бойкот датских товаров в РФ, но эффекта нет, т.к. мало торговли. Когда Дания председательствовала в ЕС, Путин отказался ехать на саммит в ЕС.

РФ отказалась предоставить Дании квоты на вылов рыбы в зоне экономических интересов РФ на севере.

2006 – попытка восстановления отношений – перезахоронение Дагмары – отношения перестали портиться, но остались прохладными.

Дания обвинила РФ в экологической недружественности, но т.к. нет общих границ- это не очень существенно.

Активный член ОБСЕ – защита прав граждан, рыночная экономика, демократические ценности. С точки зрения РФ, ОБСЕ – форум для дискуссий, где можно решить проблемы между странами, независимо от того, капиталистическая страна или социалистическая. С точки зрения Дании, ОБСЕ – сохранение рыночной экономики и демократических ценностей. Трения между Данией и РФ из-за Кавказа, Белоруссии, Средней Азии и т.д.

2003-2005. – постепенная нормализация отношений.

  1. Совет министров Северных стран: создание, основные этапы развития и современное состояние.

Идея объединения Северных стран появилась в средние века (Кальмарская уния – 1397). Но значение идея приобрела только после ВМВ. После войны скандинавская промышленность оказалась в выгодных условиях, однако и европейская начала развиваться быстро и составляла конкуренцию. В итоге 2 проблемы: 1) не дать Скандинавии разделиться 2) сделать экономику более конкурентоспособной, выход – объединение.

1952 - устав Северного совета (4 страны) - без Финляндии из-за СССР. Норвежцы и датчане считали совет слишком сильной структурой и отказывались от устава. Норвегия потребовала, чтобы в СС не было своего секретариата, и создан СС был не на основе международного договора, а по согласию делегатов из Парламентов. 1955 – присоединяется Финляндия, с условием, что во внешнеполитических и военных вопросах учитываться не будет.

1962 – подписан Хельсинский договор (соглашение о сотрудничестве 5 стран). Союз не сильно улучшил экономическую позицию стран Северной Европы. Страны вступили в ЕАСТ. 1968 – Шв., Д., Н. обратились с просьбой о вступлении в ЕЭС (Европ. Экон. Сообщество)- их не взяли (де Голль).

1968 – создание Северного экономического сообщества (НОРДЭК): свободное движение капиталов, общее с/х, промышленность, торговля, рыболовная политика. Не получило серьёзного развития. Финляндия тормозила, считала, что это трамплин в ЕЭС, а вступать туда Финляндия не хотела - торговала с СССР.

1971 – Хельсинский договор (второй). Приняли устав СС. Создали Совет министров Северных стран. Северный совет - совещательный орган, его решения – рекомендации, предложения или заявления правительству северных стран или совету министров. Вопросы должны затрагивать интересы минимум 2 скандинавских стран и должны привести к каким-либо действиям. СС состоит из представителей парламентов и правительств 5 стран и 2 территорий (Фарерские и Аландские о-ва). Высший орган – Пленарная Ассамблея. Текущее руководство - Президиум СС. Право голоса имеют представители парламентов, а члены правительств только обсуждают вопросы. На заседании вопросы рассматриваются всеми странами, но голосуют только те, чьи интересы затронуты. Деятельность Северного Совета: 1) Конвенция о едином рынке рабочей силы, т.е. граждане Скандинавии могут работать в любой скандинавской стране 2) Конвенция о едином социальном обеспечении (все граждане Совета имеют равные права на социальное обеспечение, независимо в какой стране живут) 3) Северный фонд культуры 4) Северная конвенция о защите окружающей среды 5) Северный инвестиционный банк 6) Совещание по оказанию помощи развивающимся странам.

Совет министров Северных стран – формально это отдельная организация, но фактическая часть составная часть Северного Совета. Учрежден 1971. В СМСС сотрудничают правительства северных стран. Председательство в Совете осуществляется поочередно. Председатель ответственен за координацию сотрудничества между правительствами северных стран. Председатель осуществляет руководство всеми делами Совета министров на заседаниях и в процессе консультаций правительств по проблемам европейского и международного сотрудничества. Совету министров помогает в его работе комитеты правительственных служб и Секретариат Совета министров. Решения Совета министров принимаются единогласно. Однако процедурные вопросы могут решаться простым большинством, а в случае равенства - решающий голос Председателя. Решения Совета министров обязательны для каждой страны. При этом решения по проблемам, которые в соответствии с конституцией любой из стран требуют парламентского одобрения, не являются обязательными для этой страны пока парламент страны не одобрит его. СМСС осуществляет балтийское сотрудничество, действует в сфере экономики и экологии.

  1. Дания в ЕС.

С 1973 года Дания является активным участником ЕС (ЕЭС) и с этого же времени ЕС – главное направление ее внешней политики. В 1992 году Дания вступила в ЕС с 4 оговорками: 1) Участие в европейском экономическом и валютном союзе (не ввела евро) 2) гражданство ЕС (не захотела оказываться от датского гражданство в пользу европейского и выступает за параллелизм) заявила, что оно должно быть дополнительным к национальному. 3) проблема безопасности (Дания не участвует в европейской политике безопасности, но участвует в политике НАТО) 4) Дания не участвует в юридических мероприятиях ЕС наднационального характера (собственная внутренняя политика и судебное законодательство).

Очень важный для Дании момент – расширение ЕС. Расширение Европейского Союза было первым приоритетом в период председательства Дании в ЕС (2002). С 2006 года активно поддерживала идею расширения с 15 до 27 членов. Дания рассматривает ЕС как: 1) могучую социализирующую силу (не было бы войны в Югославии) 2) главного распространителя демократии 3) эффективную силу в борьбе с терроризмом, преступностью и экологическими проблемами 4) участие в ЕС благоприятно для экономики.

В ЕС Дания впереди всех по внедрению решений. Дания меньше всего обращается в Суд ЕС. Считает себя активными сторонником миротворчества и самым большим экономическим донором на развитие сотрудничества. В миротворческих операциях ЕС Дания участия не принимала, т.к. участвует в НАТО и считает его единственным инструментом для решения подобных вопросов.

2 механизма решения европейских проблем: 1) Временный комитет по вопросам ЕС (входят все заинтересованные стороны, представитель МИДа, во главе представитель профильного министерства) 2) В правительстве есть специальный комитет ЕС. Заседает по вторникам, если есть какая-то проблема для обсуждения.

В 2002 году Дания председательствовала в ЕС, за расширение.

  1. Политика Дании в области безопасности.

Основным инструментом для достижения безопасности является НАТО. С 1949 – Дания входит в НАТО, на этом строится вся политика безопасности. По инициативе Дании ЕС вступил в Совет Евро-атлантического сотрудничества. Задачами совета являются укрепление связей между НАТО и европейскими странами, не входящими в НАТО. В него входят Швеция, Финляндия, Прибалтика, Россия.

В 1968 – Дания присоединилась к акту о нераспространении ядерного оружия, в 1972 – запретила биологическое оружие, 1993 – химическое, 2003 – противопехотные мины.

Дания - член ОБСЕ. Датские наблюдатели работают в Грузии и Абхазии.

Положение Д. довольно типично для Скандинавии – находится в безопасном месте, нет опасных соседей, но занимает стратегически важную позицию – контролирует выход из Балтийского моря. Участвует в урегулировании на Балканах.

2001 – (после 11 сентября) – Североатлантический договор. 5-я статья – о военном сотрудничестве (о коллективной безопасности) – если одна страна подвергается нападению, то другие страны будут считать, что на них тоже напали. Война с терроризмом первый раз вступила в силу. После террористических атак 11 сентября 2001 в США года датские суда принимают участие в операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море, целью которой является предотвращение контрабанды материалов, которые могут быть использованы террористами (в том числе взрывчатки и оружия массового поражения).

Датчане одни из первых заявили, что они будут сотрудничать с США в борьбе с терроризмом. Дания отказалась участвовать в создании Европейских вооруженных сил. Датские вооружённые силы, предоставленные Nordbat-ом, принимали участие в операции в Косово. Дания поддерживает расширение НАТО на восток: принятие Польши, Литвы, Чехии, Венгрии.

В 2003 году Дания приняла решение поддержать коалицию под руководством США против режима Саддама Хусейна в Ираке. После окончания основных боевых действий, Дания также признала необходимость развертывания войск в Ираке в целях содействия восстановлению страны. Дания поддерживает НАТО, но с учетом «Европейской оборонительной идентичности».

Кроме того, Дания действует в Совете Евроатлантического партнёрства (ЕАРС) – координация усилий в области безопасности стран НАТО и стран, в него не входящих, поддерживает сотрудничества между НАТО и РФ.

На поддержку военной безопасности в Европе США тратит больше, чем сами европейцы вместе взятые. Датчане не согласны с немцами и французами, которые считают, что американцы не должны навязывать.

В Гренландии важные военные базы США, это выгодно Дании.

Активное участие в Baltsea (укрепление безопасности прибалтийских стран).

  1. Политика Норвегии в отношении России на современном этапе.

Норвежско-российские отношения никогда не были особенно простыми, были всегда напряжёнными. Одной из проблем в отношениях являются натовские базы на территории Норвегии, строительство станции НПРО США «Глобус-2», т.к. Норвегия – член НАТО, а также учения российского флота, где ведут рыболовный промысел норвежские корабли. Между северным флотом и гражданскими кораблями Норвегии существуют сложные отношения (в 1989 г. в Баренцевом море затонула советская подводная лодка). В 1991 г. между Норвегией и Россией было подписано соглашение о взаимном спасении. В связи с затонувшей подводной лодкой в 1991г. Норвегия обеспокоилась экологической проблемой Баренцева моря. В 90-х гг. Норвегия присылает инспекцию на наши военные базы. Также была прислана совместная инспекция на Кольскую АЭС. Между Россией и Норвегией была установлена морская граница: делимитация Баренцева моря + морское право предполагает 200 метров зоны экономических интересов. Опыта делимитации границ ни у кого не было. В 2006-7 гг. было принято решение по Штокмановскому месторождению. Чтобы концерн разрабатывался, месторождение было норвежско-российское.

Страны сотрудничали также в культурной сфере, в сфере высоких технологий. В сфере экономики товарооборот Норвегии с Россией не очень большой, торговля осуществляется практически только рыбой, с нашей стороны продажа леса.

  1. Общие проблемы отношений стран Северной Европы и ЕС.

Дания в ЕС. С 1973 года Дания является активным участником ЕС (ЕЭС) и с этого же времени ЕС – главное направление ее внешней политики. В 1992 году Дания вступила в ЕС с 4 оговорками: 1) Участие в европейском экономическом и валютном союзе (не ввела евро) 2) гражданство ЕС (не захотела оказываться от датского гражданство в пользу европейского и выступает за параллелизм) заявила, что оно должно быть дополнительным к национальному. 3) проблема безопасности (Дания не участвует в европейской политике безопасности, но участвует в политике НАТО) 4) Дания не участвует в юридических мероприятиях ЕС наднационального характера (собственная внутренняя политика и судебное законодательство).

Дания – не приняли евро. В союзе с Британией и Ирландией всегда тормозит процессы интеграционные.

Дания относительно с/х страна в ЕС (молоко, мясо). ЕС помогает Фр. и Исп., а Дании – нет. Рост цен на с/х продукцию.

Финляндия в ЕС. Финляндия вступила в ЕС в 1995 году. Некоторые особенности и вытекающие из них трудности: 1) Азиатские товары поступают в Европу через РФ и Ф. по ж.-д. Это очень выгодно для Ф., поэтому она большой сторонник хороших отношений между ЕС и РФ 2) В 2005г. в Брюсселе было принято решение о введении новых экологических правил на эксплуатацию большегрузных грузовиков (в рамках общей транспортной политики). Суть: новым нормам соответствуют только те грузовики, которые были произведены в Европе. Хорошо для всех, кроме российских компаний, перевозивших грузы в Европу (ч/з Ф.) на грузовиках, произведённых в Америке, а не Европе. Финские пограничники закрыли границу, что повлекло большие убытки (для РФ и Ф., грузопоток начался на кораблях). Ф. обратилась в Брюссель, но получила отказ. Этот вопрос решили только спустя несколько месяцев (финны выставили ультиматум – блокировать все решения). Российским фирмам-перевозчикам дали двухлетний срок на замену грузовиков на произведенные в Европе.

Финляндия – ЕС затруднял контакты, в том числе и транзитные с Россией. Продолжает это делать. Требует ожесточённого пограничного режима. Цены на с/х продукцию растут, также на продукты питания. Но это проблема была более или менее улажена.

Швеция в ЕС. Швеция вступила в ЕС в 1995 году. ЕС – главное направление внешней политики Швеции. Основная проблема членства Швеции в ЕС является общая социальная политика ЕС (шведы беспокоятся, что со вступлением в ЕС уменьшатся социальные гарантии). Другой проблемой является общая с/х политика ЕС: в Швеции с/х – это крупный приоритет; ЕС поддерживают малое и среднее фермерство, а в Швеции крупное и среднее; В итоге, Швеция получала от ЕС меньше средств на поддержку с/х, чем платила сама. Следующей проблемой является введение евро. Введение единой валюты предполагает единую инфляцию. В 90-е гг. возникла проблема введения евро, т.к. уровень инфляции в странах-участницах различался. Существовали условия для вхождения в зону евро первоначально – это определённый уровень инфляции, внутренний и внешний долг, процентная ставка также не должна быть не выше определённого уровня. Но оказалось, что данные условия соответствуют только в Германии и Англии. В итоге было решено, что евро введут страны-участницы, а с первоначальным условием разберутся потом. Швеция решила воздержаться от участия в еврозоне, пока все участники не достигнут уровня указанных условий. Кроме того, курс евро определяет Центробанк Европы в Страсбурге. Принятие евро для шведов означает утрату собственной финансовой независимости.

Швеция: 1) евро принимать не хотят (т.к. сами монеты не соответствуют санитарным нормам Швеции - официально, на самом деле - крона – это огромный элемент независимости – шв. правительство само определяет какой будет инфляция. Евро – авантюра + шведы ведут обширную внешнюю торговлю за пределами ЕС). У Швеции обширная соц. политика, кот. предполагает риск роста инфляции. Если шведы не смогут управлять инфляцией, соц. политика тоже накроется 2) иммиграция (масса людей туда ломится). В Швеции самое лучшее миграционное законодательство. Границы открыты.

Норвегия и ЕС. Норвегия не является членом ЕС. Главная причина – экономическая. Экономика Норвегии держится на нефти и рыбе. Все члены ЕС – энергопотребители, которые хотят низких цен на нефть, а Норвегия их снижать не хочет.

Рыболовство в ЕС попадает под общую с/х политику. Если Норвегия вступит в ЕС, то будут установлены квоты на отлов рыбы, а неучастие дает Норвегии возможность устанавливать квоту самостоятельно.

Политический мотив: Норвежцев беспокоит количество иммигрантов и общая социальная политика ЕС. В Норвегии мало людей, много нефти и честное руководство. Доходы от продажи нефти идут на повышение стандартов жизни в Норвегии, но они мало схожи с общей социальной политикой ЕС.

Норвежцы опасаются, что если вступить в единый рабочий рынок, то хлынет поток рабочих, которые будут получать высокие зарплаты и переводить их в другие страны.

Норвегия взаимодействует с ЕС через ЕЭЗ (1994).

Норвегии – нефть и рыба. Закрыли для всех свои воды. Цена ниже, чем у европейцев. Цены на нефть выше, чем в Европе. Норвежцы передвигаются по Европе без проблем.

Исландия. Не входит в ЕС, т. к. боится за отлов рыбы.

  1. Политика Норвегии в области безопасности.

До II МВ Норвегия была нейтральной страной. Географическое положение Норвегии очень удобно, может быть плацдармом для нападения на Британию и контроль над Атлантикой. После 2МВ Н. попала в зону влияния США. В 50-е годы установились особые трансатлантические отношения с США: Н. предоставляла базы для лодок и самолетов, Н. вела наблюдение за деятельность советского флота в Арктике. В ответ США гарантировали защиту, платили деньги за аренду баз. США открыли доступ для Н. к самым лучшим своим технологиям.

Норвегия является членом НАТО. Норвегия рассчитывает, что США и НАТО её защитят. Норвегия поддерживает США в борьбе с терроризмом, принимала участие в операциях на Балканах, Боснии и Герцеговине (с 1993г.). Небольшой норвежский контингент присутствует в Афганистане (погибло 5 солдат). В области безопасности Норвегия сотрудничает с такими организациями, как Nordcoops, Balt Sea, Евроатлантический совет партнёрства, Partnership for Peace (Партнёрство во имя мира). Участие Норвегии в KFOR (Косово).

Выступают за экологическую безопасность: сокращение выбросов газа, поддерживают программы по возобновляемой энергетике, против вырубки леса по всему миру.

Норвегия является членом ОБСЕ. Три главные цели Норвегии в ОБСЕ: распространение демократических ценностей, борьба с международной преступностью, реформа ОБСЕ с целью повышения ее эффективности, укрепление и расширение сотрудничества между ОБСЕ и прочими организациями Европы, в первую очередь – Советом Европы.

  1. Сотрудничество в регионе Балтийского моря.

Совет учрежден в 1992 году в Копенгагене. Инициатива – социалистические партии Дании, Норвегии и Швеции. Создан как международная организация. Вошли 11 стран: Дания, Норвегия, Швеция, Исландия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия + Европейская комиссия. Кроме того статус наблюдателей имеют США, Великобритания, Украина, Франция, Нидерланды и Италия. Предполагалось, что организация возьмет на себя функции по развитию региона в целом. Позже выяснилось, что все страны (кроме 2-х) входят в ЕС. Региональное развитие, экономика, политическая интеграция экология отошли к ЕС. Сейчас посредник между ЕС и РФ на Балтике. Основными целями являются: способствовать миру и разоружению в Балтийском море, защита экологии, способствовать развитию демократии, развитие транспортных перевозок. Совет министров стран-участников собирается один раз в год в стране, которая председательствует. Между сессиями в штаб-квартире (Стокгольм) работает комитет старших должностных лиц. Комитету подчиняется секретариат СГБМ.

Органы: Комитет старших должностных лиц, рабочие группы, комиссар по демократическим институтам и правам человека.

В рамках СГБМ проходят саммиты Балтийского моря, когда съезжаются главы правительств и председатели. Внутри СГБМ существует несколько организаций: 1) комитет по борьбе с организованной преступностью (борьба с терроризмом) 2) совет поддержки бизнеса (налаживает связи с бизнес структурами внутри и за пределами СГБМ).

Рабочие группы: 1) по экономическому развитию 2) по развитию демократических институтов (помогали новым демократическим странам, пытались сделать одинаковое законодательство) 3) по атомной энергетике (решает проблемы Швеции, Финляндии, Германии и бывшего СССР с АЭС) 4) комитет по проблемам гражданской безопасности 5) группа еврофакультетов (готовит чиновников для работы с СГБМ) 6) Балтика-21 примыкает к СГБМ + BSREC (по энергетической безопасности) 7) рабочая группа по защите прав детей 7) группа по делам молодежи – евросироты (Люди из Восточной Европы уехали на заработки на Запад, оставив детей дома) 8) рабочая группа по борьбе с инфекционными заболеваниями (СПИД, туберкулез) 9) Совет городов Балтийского моря – связь крупных городов между собой (71) 10) Хельсинская комиссия – занимается проблемами защиты экологии Балтийского моря.

  1. Политика Норвегии в отношении ЕС.

Норвегия не является членом ЕС. Главная причина – экономическая. Экономика Норвегии держится на нефти и рыбе. Все члены ЕС – энергопотребители, которые хотят низких цен на нефть, а Норвегия их снижать не хочет.

Рыболовство в ЕС попадает под общую с/х политику. Если Норвегия вступит в ЕС, то будут установлены квоты на отлов рыбы, а неучастие дает Норвегии возможность устанавливать квоту самостоятельно.

Политический мотив: Норвежцев беспокоит количество иммигрантов и общая социальная политика ЕС. В Норвегии мало людей, много нефти и честное руководство. Доходы от продажи нефти идут на повышение стандартов жизни в Норвегии, но они мало схожи с общей социальной политикой ЕС.

Норвежцы опасаются, что если вступить в единый рабочий рынок, то хлынет поток рабочих, которые будут получать высокие зарплаты и переводить их в другие страны.

Норвегия взаимодействует с ЕС через ЕЭЗ (1994). В этой организации существует единая визовая политика, общая таможня, открытые границы (решена следующая проблема: норвежские граждане должны ездить в ЕС по визам, но Норвегия является членом Северного Совета, по которому граница между членами открыта; другие члены Совета, как например, Дания или Швеция имеют открытые границы с ЕС, т.е. граждане Норвегии могут выехать в ЕС без визы из любой скандинавской страны-члена ЕС), свободное передвижение товаров. Два члена: ЕС и Норвегия. Таким образом, Норвегия получает все преимущества и при этом мало что отдает.

  1. Организация внешнеполитического ведомства Швеции и основные направления её внешней политики.

Во главе 3 министра, главный - Министр иностранных дел – Карл Бильдт. Младшие министры: Эва Бьёрлинг (министр внешней торговли), Гунилла Карлсон (министр развития и сотрудничества). 3 госсекретаря.

«Политическое руководство» осуществляют министры и их первые заместители – принимают самые главные политические решения.

Ниже политического уровня находятся старшие должностные лица - карьерные дипломаты и чиновники. 5 DG (Director General)- не меняются со сменой министров, не принимают ключевых решений, но осуществляют руководство министерства. DG: 1) по политическим делам 2) по торговой политике 3) по международному сотрудничеству 4) по юридическим делам 4) по административным делам

Департаменты/отделы:

6 географических департаментов:

AF (Африка); AME (Америки-обе); ASO (Азия и ТО); EC (Восточная Европа и центр. Азия); MENA (Ближний Восток и сев. Африка); EU (ЕС).

7 политических департаментов:

SP-security policy (в области безопасности); NIS (нераспространение и разоружение); FIM (по европейскому внутреннему рынку и продвижению там шведских товаров); IH (международная торговая политика); MU (международное сотрудничество); USTYR (методы эффективного сотрудничества и международного развития); UP (политика развития).

3 юридических департамента:

КС (консульский и гражданского права); FMR (международное право и права человека); RS (юридический секретариат).

7 административных департаментов:

PLAN (бюджет); FAST (собственность заграницей); P (отдел кадров); PERSKONS (совет работников-профсоюзов); SPRÅK (переводчики); FKO (бухгалтерия); SSSB (служба безопасности)

Департамент INSP (инспекторы); PIK (пиар); PROT (протокольный). 100 консульств и посольств + 400 почётных консульств.

Помимо МИДа есть еще несколько структур:

1) Министерство по делам ЕС – 3 рабочие группы: 1) контролирует все правительственные документы на предмет соответствия ЕС 2) обеспечивает премьер-министра экспертной информацией о ЕС, организует поездки 3) связи с общественностью, пропаганда ЕС, постоянное представительство Швеции в ЕС.

2) Министерство обороны (подчиняется МИДу)

3) SRSA – шведское агентство спасательных служб

4) Министерство интеграции и равенства полов – Ньямко Сабуни.

Основное направление внешней политики Швеции – ЕС, т.к. важный экономический и политический партнер.

  1. Организация внешнеполитического ведомства Финляндии и основные направления её внешней политики.

Во главе три министра: Министр иностранных дел – Александр Штубб (Стубб), Министр внешней торговли и развития - Пааво Вяюрюнен, Министр по Северному сотрудничеству - Ян Вапаавуори. Они составляют политический уровень. Министры меняются по ходу выборов.

Государственный секретарь – зам. министра иностранных дел.

Государственный секретарь - фактический глава МИДА, настоящий карьерный дипломат, который не меняется со сменой правительства – Пертти Торстилла. 4 заместителя возглавляющие 4 группы.

Ведомство включает следующие департаменты: 1 группа) Департамент развития и Департамент Африки и Ближнего Востока 2 группа) Департамент внешнеэкономических связей и Департамент Америки и Азии 3 группа) Политический департамент, Европейский департамент. Россия, Вост. Европа и Центр. Азия 4 группа) Юридическая служба, Консульская служба, Протокольная служба, Административно-хозяйственная служба, Финансовая служба.

Также есть Департамент планирования и исследования, Департамент внутреннего аудита, Департамент информации и культуры, которые находятся в двойном подчинении, не только министру иностранных дел, но и другим министрам.

Преимущество в том, что не так много бюрократии.

Посольства и представительства за рубежом.

Основные направления внеш. политики: Россия, ЕС (Германия, Прибалтика, Скандинавский регион в сфере промышленности).

  1. Организация внешнеполитического ведомства Дании и основные направления её внешней политики.

Министр иностранных дел – Лене Эсперсен; Министр развития и сотрудничества – Сёрен Пинд.

Эти двое отвечают за внешнюю политику, меняются вместе с правительством (не карьерные дипломаты).

Постоянный госсекретарь министерства иностранных дел – Клаус Грубе (реальный министр иностранных дел, выполняет всю работу, но подчиняется вышеуказанным министрам, профессиональный (карьерный) дипломат). Ему подчиняется исполнительный секретариат, старшее руководство, комитет стратегии и планирования.

11 департаментов (центров): 1) Департамент Африки, Азии, Америк и Ближнего Востока 2) Европы 3) Общей безопасности 4) Глобальных проблем 5) Политического развития 6) Торговый совет (продвижение датских товаров заграницу, инвестиции, связи с потребителями, внешнеторговая политика) 7) Консульская служба (оформление виз, помощь соотечественникам за рубежом) 8) Юридическая служба 9) Публичной дипломатии (коммуникация, пресса, протокол) 10) Финансовый и кадровый 11) Внутренней безопасности и дигитализации.

Посольства и представительства за рубежом.

ЕС – главное направление датской внешней политики.

  1. Внешняя политика Исландии.

Во главе МИДа - Össur Skorphedinsson – министр ин. дел. и внешней торговли. Также является министром обороны. Постоянный Госсекретарь, фактически руководит МИДом. Есть несколько замов: полит. советник, глава внутреннего протокола, переговорщик с ЕС. Директораты: Самый большой – директорат внешней торговли и экономики (5 департаментов занимаются вопросами вступления в ЕС). Самый маленький – директорат международного развития: подразделяется на департамент международного развития и подразделение реагирования на кризисы Исландии. Отдельный консульский и административный директорат. Такой вид приобрело после дефолта. Главное новшество – департаменты по вступлению в ЕС и переговорщик с ЕС. Исландия надеется, что когда она преодолеет кризис и вступит в ЕС, он поможет ей разобраться с долгами.

Исландия занимает такое же положение как Норвегия (входит в ЕЭЗ).

У Исландии нет армии, идет речь о создании флота. На территории Исландии находится несколько военно-морских баз США и группировка американских войск для охраны Исландии. Также в Исландии находятся две американские радарные станции.

У Исландии есть береговая охрана. Исландская группа быстрого реагирования – относится больше к международной помощи. В этом подразделении проходят службу гражданские лица, военные врачи, военные полицейские, специалисты по разминированию.

Особое направление – Северное сотрудничество. Защита экологии севера – морских ресурсов (рыбы). Отдельным направлением деятельности Исландии является рыболовство. Исландские воды – зона особых экономических интересов. «Программа разрушение льда» (2007) Для исландцев очень важно сохранение льдов, т.к. без них сократится кол-во рыбы.

Основные направления политики по устойчивому развитию океана (расписано до 2020г. сколько можно выловить рыбы, сколько отходов могут выбросить): 1) Исландия борется за чистоту океана вокруг себя. В Исландии ни одного химического, металлургического завода, никакой атомной станции. 2) Изменение климата – борются, чтобы меньше скидывать парниковых газов. Против ТЭЦ – всё геотермальное.

Сейчас Исландия выступает с такими же требованиями во всех северных организациях. Ведут массовые исследования по фотосинтезу в океане.

Исландия активно сотрудничает с PAME (Protection Arctic Marine Environment), OSPAR (конвенция по защите северной Атлантики), IMO (международная морская организация). Участвует в сотрудничестве Дании, Ирландии и Фарер в разработке Хаттон-Рокольского шельфового месторождения. Участвует в НАТО, ОБСЕ, СГБМ, СБЕАР, СМСС, Совет Европы, ОЭСР.

Кроме того, в Исландии была создана организация ICEIDA, которая оказывает помощь развивающимся странам. Уступает в масштабах SIDE и DANIDE.

  1. Организация внешнеполитического ведомства Норвегии и основные направления её внешней политики.

Во главе внешнеполитического ведомства Норвегии находится 2 министра: Министр иностранных дел (Йонас Гар Стёре) и Министр международного развития (Эрик Сольхейм), кроме того 2 госсекретаря: 1 – для министра иностранных дел, 1 – для министра международного развития), 2 директора: политический и по вопросам политики в области развития. Также в управлении ведомством находится генеральный секретарь – Бьёрн Грюделанд (карьерный дипломат, не меняется во время каждых выборов) и его заместитель.

Ведомство включает следующие департаменты: 1) Европа и торговая политика (Секции: ВТО и организация экономического сотрудничества и развития; региональных европейских и экономических дел; Европейская экономическая зона и ЕАСТ; Европейской политики; Центральная Европа и финансовые механизмы ЕЭЗ; Западные Балканы) 2) Департамент по вопросам политики безопасности и Заполярья (Секции: Политика безопасности и Северная Америка; Крайний Север, ресурсы и РФ; Разоружение, нераспространение и экспортный контроль; Общая безопасность и страны СНГ) 3) Региональное развитие (Секции: Африка - 1; Африка – 2; Азия и Океания; Афганистан и Пакистан; Ближний Восток; Латинская Америка; Международной политики развития; Управления дочерними агентствами и фондами развития) 4) Департамент по связям с ООН, миротворческим и гуманитарным делам (Секции: Охрана окружающей среды и устойчивое развитие; ООН; Права человека и демократия; Многосторонний банк и финансы; Мир и примирение; Глобальные инициативы и гендерное равенство) 5) Департамент юридических дел (Секции: Гуманитарное и уголовное право; Международное договорное право, экологическое право и морское право; ЕЭЗ и торговое право) 6) Департамент культуры, публичной дипломатии и протокола (Секции: Экономические и коммерческие вопросы; Дипломатические сношения; Официальные визиты; По вопросам культуры; Публичная дипломатия и интернет-информация) 7) Департамент финансов и кадров (Секции: Кадровые вопросы; Набор персонала; Людские ресурсы и организационное развитие; Дипломатическая служба; Финансы) 8) Служебный департамент (Секции: Управление ресурсами и общее обслуживание; Информационно-коммуникационные технологии; Документация; Переводы; Закупки; Безопасность и готовность к чрезвычайным ситуациям; Консульские вопросы и иммиграция).

109 зарубежных представительств, которые включают посольств, постоянных представительств и генеральных консульств.

  1. Политика Финляндии в отношении России на современном этапе.

РФ – второе по важности направление политики Ф. (после ЕС). 1992 г. - Ф. была первым гос-вом, официально признавшим РФ. На 2008 г товарооборот РФ и Ф. составлял 15 млрд. евро. Из Ф. в РФ везут высококачественные товары. Из РФ в Ф. нефть, лес, электроэнергию, сырьё. Торговля лесом для Ф. - большой убыток экономике и вред экологии.

Проводится политика морской безопасности между РФ и Ф.

Не вступив в НАТО, Ф. сохранила хорошие отношения с Р.

В период перестройки в СССР рухнула плановая экономика, торговля стала клиринговая, т.е. в долг. Долг СССР Ф. был очень большой. 2001 - соглашение о конвертировании долга. К 2007г. расплатились (570 млн. долларов - передали нефтью, научным оборудованием и т.д.). В 1993 все спорные территории были переданы Ф. Сайненский канал отдали в долгосрочную (бессрочную) аренду Финляндии. В Ф. действ. группировки, которые хотят, что бы границы Ф. стали как до Зимней войны. Правительство и парламент Ф. не поддерживает их, т.к. считают, что РФ должна добровольно их отдать.

В отношениях с РФ Ф. исходит из того, что укреплению ее позиций в ЕС будет способствовать активность на российском направлении. И наоборот – авторитет в ЕС даст ей больше возможности для маневров в строительстве отношений с Россией, а также позволит реализовать на российском направлении более масштабные международные проекты. Финляндия добивается ускорения взаимной интеграции России и ЕС, усиления на европейском Севере экономического сотрудничества. Отсюда – инициирование Финляндией политики «Северного измерения» ЕС, предусматривающей развитие международного сотрудничества с упором на российский Северо-запад. Для Ф. важно развитие отношений РФ с ЕС т.к. вся торговля идет через нее.

  1. Финляндия в ЕС.

Финляндия вступила в ЕС в 1995 году. До того вся политика Ф. была направлена на РФ (СССР), по этой причине она и не вступала в ЕС раньше. В СССР Ф. покупала энергоносители, дерево, тяжёлое оборудование, оружие. Продавала бумагу, корабли.

В 1990 в СССР был экономический кризис. Финская торговля страдала. Финны отдавали товары в долг, который все больше возрастал у СССР. Кризис в СССР – кризис в Финляндии – переориентация финской экономики на Европу. С 1995г – ЕС является главным партнёром Ф. «Вдохновитель» – Тарья Халонен. Сейчас Ф. главный еврооптимист. Единственная страна Северной Европы, которая ввела евро.

Сейчас финская промышленность преимущественно ориентирована на немецкий, прибалтийский, скандинавский рынок. Общая с/х политика ЕС: небольшие фермерские хоз-ва (как раз те, которые поддерживает с/х политика ЕС).

Финны поддерживают углубление интеграции в ЕС: чем глубже интеграция, тем больше денег идёт в структурный фонд ЕС, тем больше денег идёт на развитие Ф. (на неразвитые северные рынки).

Ещё один положительный момент: шведы могут приписывать свои корабли в Ф., под финским флагом, при этом соц. требования и налоги в Ф. мягче, чем в Швеции. Т.о. у Ф. появляется пассажирский флот, который платит налоги, но не был построен самими финнами.

Некоторые особенности и вытекающие из них трудности: 1) Азиатские товары поступают в Европу через РФ и Ф. по ж.-д. Это очень выгодно для Ф., поэтому она большой стор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: